Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.

Дата публикации: 04.04.2022

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Арсентьева, Н. В. Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Арсентьева, К. П. Назарова, Н. Н. Рябухина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7258/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования личности, имеющей ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности. Раскрываются условия и механизмы коррекционного обучения в ДОУ.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная среда, инклюзивное образование, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ особенно! С его помощью они учатся общаться с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

В последнее время увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому внедрение таких детей в общеобразовательный процесс становится наиболее актуальным. Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует комплексных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. «Инклюзия» означает включение. Инклюзивное образование — это такой процесс образования и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от физических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в одних и тех же образовательных учреждениях, которые учитывают их ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Данная система образования является инновационной, так как подразумевает равноправное принятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребёнка, где каждый ребенок с особыми образовательными потребностями социально адаптируется, интеллектуально развивается и становится полноценным членом общества, то есть данная система является гибкой, так как учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

При дошкольном образовательном учреждении могут быть организованы специальные группы для детей с особыми образовательными потребностями, хотя для них обучение ведётся отдельно, но тем не менее дети с ОВЗ полноценно включены в общественную жизнь детского сада. А также в состав общеобразовательных групп могут быть включены несколько детей с ОВЗ. Данный вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей с ОВЗ. Наполняемость детей с ОВЗ в таких группах 2–3 ребёнка, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Такое обучение решает проблему социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для инклюзии, поскольку именно дети-дошкольники более толерантны и относятся наравне даже к тем сверстникам, которые волею судьбы являются не такими, как все.

В инклюзивном образовательном учреждении все воспитанники равны между собой и имеют равные возможности в установлении социальных связей и доступ к процессу обучения в течение дня. Все сотрудники вовлеченные в процесс инклюзивного образования, специально обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, то есть социальную интеграцию воспитанников. Программа воспитания и обучения, процесс коррекционного развития строится в соответствии с потребностями каждого ребёнка с ОВЗ, в этом процессе важно дать ребёнку социальный и образовательный опыт со сверстниками. Для облегчения социализации дошкольников с ОВЗ используется психолого-педагогическое сопровождение. И с ребёнком с ОВЗ, и со всей группой должны работать воспитатели и психолог. Работа с окружающей социальной средой обязательна. При инклюзивном образовании ребёнок с особыми образовательными потребностями помимо основной программы получает ещё дополнительную поддержку.

Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределённых по различным ресурсным сферам. Инклюзивная образовательная среда — вид образовательной среды, обеспечивающий всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ОВЗ за счёт адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребёнка, включая реформирование образовательного процесса, чтобы они отвечали потребностях всех без исключения детей, обеспечивали по возможности, полное участие детей в образовательном процессе. В инклюзивной развивающей среде необходимо наличие игрового материала, включающего разные уровни сложности, оборудование должно быть изготовлено из безопасных материалов; стимулирующий материал оборудования должен быть ярким, крупным, более упрощённым по сравнению с материалом для детей с условной нормой развития, прочным и безопасным, способным заинтересовать ребёнка; индивидуализированный подход воспитанников с ОВЗ позволяет развиваться с учётом индивидуальных возможностей и потребностей; создаются такие условия, в которых ребёнок проявляет самостоятельную активность. Данные условия способствуют стимулированию развития самостоятельности, инициативности и активности ребёнка с ОВЗ, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей с учётом особых образовательных потребностей и является эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребёнка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями. Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно использовать прошлый опыт других стран, а также несомненно опираться на достижение отечественной дефектологии и коррекционного образования, а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства. Стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше вреда, чем успехов, без создания специальных условий. Будут сохраняться проблемы с кадрами, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе, поэтому необходимо постепенно вводить данную систему образования.

Литература:

  1. Гладкова Е., Шалагинова К. Актуальные проблемы инклюзивного образования. — М., 2012.
  2. Голубева Л. В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения. — М., 2011.
  3. Гулидов П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений. — 2012.
  4. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.– М, 2009.
  5. Михальчик Е. В. Инклюзивное образование. — М., 2017.
  6. Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. — М., 2006.
Задать вопрос