Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Информатизация стала одним из приоритетных направлений развития российского образования. Процессы информатизации - ускоренного внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний - выдвигают требование повышенной профессиональной мобильности. Оснащение школ современными техническими средствами (компьютеры, интерактивные доски, телевидение, Интернет), хотя и является частью процесса информатизации, не влечет за собой автоматически рост профессионального мастерства педагогов и повышения качества образования. Сегодня имеет место значительное отставание в освоении учителями новых образовательных технологий. Появление в последние десять лет большого числа сетевых педагогических сообществ, как стихийных, так и организованных, явилось попыткой специалистов системы образования заполнить тот пробел в их профессиональных компетенциях, который образовался вследствие несоответствия сложившихся форм повышения их квалификации реалиям современной жизни в компьютерных сетях.
В педагогике нет единого устоявшегося определения «сетевого педагогического сообщества», понимания его целей, задач, моделей, поскольку процесс изучения этого социального феномена только начался.
В самом общем смысле под сообществом понимают отношения между людьми, которых связывают общие цели, потребности и интересы. Если наложить на данное определение понятие сетевое, то появляется характерная черта этой группы людей - их объединение через некие общие электронные ресурсы, к которым каждый член сообщества имеет доступ. Применительно к понятию сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса (педагогов, родителей) поддерживающих общение и ведущих совместную профессиональную деятельность в сети средствами информационно-коммуникационных технологий. [9]
Хотя в ряде регионов России уже сформированы и действуют сетевые педагогические сообщества, эти новые формы в системе образования еще не достаточно изучены. Возможные модели сетевых сообществ, их методическое сопровождение, условия эффективности их функционирования и влияния на образовательный процесс еще требуют изучения и теоретического осмысления. Пока очевидной является лишь цель их создания - методическая поддержка учителей (особенно - территориально удаленных), предоставление дополнительных возможностей для обмена опытом, совместного осмысления и решения профессиональных проблем, повышение профессионального уровня. Достижение этой цели становится возможным благодаря той информационно-образовательной среде, которую создают сетевые технологии. Особенно перспективным сетевое педагогическое сообщество представляется для внедрения новых образовательных технологий в систему повышения квалификации учителей, а именно – технологии сетевого обучения.
Сетевое обучение – относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников. Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности и взаимного обучения (т.е. учения и обучения по модели «равный к равному») в отличие от традиционной педагогики и андрагогики [10].
На Западе этот подход рассматривается как перспективная область теоретических и практических разработок, способная изменить подходы к обучению, особенно в высшем профессиональном образовании и в корпоративном секторе. В этом случает речь идет об «управляемой» коммуникации с целью освоения образовательных программ. Модель «равный к равному» может реализовываться здесь в форматах обучения, требующих активного взаимодействия его участников. Подходы и принципы сетевого обучения также могут быть реализованы в неформальной образовательной среде, когда люди создают и поддерживают сеть обучения для своих собственных интересов. Определяющим в сетевом обучении является то, что информационно-коммуникационные технологии опосредуют не просто взаимодействие обучающихся, а их работу в режиме учебного сообщества по созданию учебных ресурсов или решению общего задания или проблемы, в которую они вносят равный вклад. [5] Такой подход как нельзя лучше соответствует специфике слушателей курсов повышения квалификации - учителей, которым сложно даже на короткий период превратиться в послушных учеников.
Важнейшим условием осуществления взаимодействия в сетевых педагогических сообществах является готовность педагогов к такому взаимодействию. Оставляя в стороне вопрос о преимуществах и недостатках компьютерно-опосредованной коммуникации, мы предприняли в настоящей статье попытку выявить степень готовности учителей г. Ханты-Мансийска к диалоговому взаимодействию в сетевом педагогическом сообществе. С этой целью в марте 2012 года на базе Центра развития образования было проведено анкетирование его потенциальных участников такого сообщества. Всего было опрошено около 300 педагогов из образовательных учреждений разных типов, таких как начальная школа-сад, средняя общеобразовательная школа, гимназия. Среди опрошенных были учителя разных предметов. Респондентам предлагалось заполнить электронную анкету из тридцати вопросов, выложенную на официальном сайте Центра. Анкета была размещена на платформе специально созданной для этой цели компьютерной программы, что позволило существенно сэкономить время на обработке статистических данных.
В.А. Поляковой была предложена уровневая классификация показателей готовности педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах. [1] Часть из них была использована нами при составлении анкеты, содержащей три блока вопросов: общие сведения о преподавателе, уровень компьютерной и интернет-грамотности, отношение к социальным сетям и профессиональным сетевым сообществам.
Первый блок содержал вопросы, касающиеся общих сведений о педагоге (ФИО, педагогический стаж, номер школы, преподаваемый предмет). По полученным данным, что 38% - это молодые педагоги со стажем от года до десяти лет, 35% респондентов – педагоги со стажем работы от 10 до 20 лет, 27% педагогов имеют педагогический стаж свыше 20 лет. Учитывая добровольный характер анкетирования, можно сделать вывод, что наибольший интерес к электронному опроснику проявили молодые учителя и люди среднего возраста.
Функционирование сетевого педагогического сообщества невозможно без соответствующего аппаратного и программного обеспечения. Члены сетевого сообщества должны иметь доступ к компьютеру с типовым программным обеспечением, выход в Интернет, а также владеть базовыми навыками работы на компьютере. Второй блок вопросов был направлен на выявление общего уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов.
По данным анкетирования 81% респондентов указали, что за последние 10 лет они проходили какие-либо курсы повышения квалификации по информационно - коммуникационным технологиям. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что большинство педагогов начальной и средней школы знакомы с прикладными программами пакета Microsoft Office и применяют их на практике. 98% учителей имеют стаж работы на компьютере свыше трех лет, 76% проводят за компьютером свыше 6 часов в неделю.
Серия вопросов второго блока касалась непосредственно сети Интернет, поскольку отсутствие постоянного доступа к сети Интернет, отсутствие опыта общения в сети Интернет, незнание основ сетевого этикета, низкая Интернет-грамотность в устных беседах с педагогами назывались в качестве основных препятствий, стоящих на пути к взаимодействию в сетевом сообществе.
Анкетирование не выявило среди опрошенных людей, не имеющих технических условий для взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе.
На вопрос анкеты о частоте и длительности пребывания в Интернете 68% респондентов ответили, что проводят в интернете «регулярно свыше 3 час. /нед.», 21% педагогов делает это «регулярно до 3 час./нед», 4% «иногда», «не работаю» 0%.
Что касается собственной оценки уровня владения компьютером, то только 11,5% из числа участников опроса считают его недостаточным для того, чтобы эффективно взаимодействовать в сетевом педагогическом сообществе. Для остальных респондентов использование сетевой коммуникации не является проблематичным.
На вопрос о месте выхода в Интернет большинство респондентов (89%) назвали домашний и/или служебный компьютер, отметив, что это наиболее благоприятные места для взаимодействия в сетевом сообществе. Поскольку 39% участников опроса выходят в Интернет с домашнего компьютера, это позволяет или позволит в будущем участвовать им в работе сетевого сообщества в любое удобное время и в комфортных условиях. Полученные данные подтверждают, что главным положительным моментом виртуального общения является отсутствие привязки к конкретному месту и времени.
Почти все участники опроса (93%) указали в анкете, что имеют адрес электронной почты и активно им пользуются. Кроме того, большинство респондентов являются подписчиками разного рода «рассылок»– писем с информацией, которые приходят на их почтовый ящик. В случае с сетевым педагогическим сообществом рассылка может содержать новости, ссылки на новые методические ресурсы (разработки уроков, статьи по интересующим учителя темам и др.), приглашения к участию в вебинарах, дистанционных курсах и пр. Именно метод рассылок позволяет держать группу заинтересованных лиц в курсе событий, происходящих внутри сетевого сообщества.
На вопрос о наиболее удобном и часто используемом поисковике (программно-аппаратном комплексе с веб-интерфейсом, предоставляющим возможность поиска информации в Интернете) 89% респондентов назвали Яндекс, 73% - Google. 48% используют в качестве поисковика Mail, 18% Rambler. Среди наиболее частых ответов на вопрос о трудностях поиска в сети Интернет называют «слишком большое количество выдаваемых ссылок» (14%) и «низкое качество находимых ресурсов» (17%)
Особое внимание следует обратить на ответы педагогов на вопрос о том, какие полезные ресурсы Интернета в сфере образования и в своей предметной области им известны. 58% опрашиваемых ответили, что знают «несколько хороших ресурсов», 21% пожаловались, что Интернет ресурсов, достойных внимания, «очень мало» и что наиболее качественные материалы они по-прежнему находят исключительно в печатных изданиях – учебниках и специальных журналах, на курсах повышения квалификации. Только 18% - опрошенных заявили, что «ресурсов в области образования достаточно и все они качественные».
Ответы на вопросы «пользуются ли Ваши учащиеся ресурсами Интернета при изучении Вашего предмета» и «как Вы к этому относитесь» обнаруживают большой разброс мнений в зависимости от принадлежности к возрастной группе. Если молодые педагоги охотно используют на своих уроках материалы из Интернета, то педагоги старшего поколения считают Интернет источником недостоверных знаний. 37% педагогов ответили, что их ученики «активно используют Интернет при подготовке к предмету» и это «поощряется», 21% педагогов индифферентно относятся к использованию данных из Интернета, и только 3% педагогов требуют включать Интернет-ресурсы в систему подготовки к своему предмету, что косвенно свидетельствует о их высокой мотивационной и профессиональной готовности к участию в сетевом сообществе.
Третий блок вопросов непосредственно касался сетевых педагогических сообществ. Эта группа вопросов была направлена на выявление отношения педагогов к социальным сетям, сетевым профессиональным сообществам, степени их желания или нежелания взаимодействовать в сети, выявлению мотивов участия в подобных сообществах.
Первым в блоке о сетевых сообществах стоял вопрос об отношении к социальным сетям, говоря простым языком, социальная сеть - это платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [3]. Социальные сети стали популярными в России в последние 10 лет, но их педагогический потенциал был обнаружен гораздо позже.
На вопрос анкеты Какие социальные сети Вам известны, были получены следующие ответы, расположенные в порядке убывания: Одноклассники - 99%, Вконтакте - 96%, Twitter - 55%, Facebook - 55%, YouTube - 49%, Блоги@Mail.Ru - 49%, Livejournal 15%, Рамблер-Планета13%, LiveInternet - 4%.
По нашим данным, 70% педагогов «положительно» относятся к социальным сетям и имеют в одной или нескольких из них собственную страничку. Из них 79% являются пользователями социальной сети «Одноклассники», 51% активно пользуются социальной сетью ВКонтакте, 10% респондентов регулярно заходят в YouTube, 7% имеют аккаунт в Twitter. Отсюда можно сделать вывод, что значительное большинство педагогов знакомо с сетевыми сервисами и понимают принцип их работы. Низкие показатели YouTube и Twitter, возможно, объясняются известной консервативностью анкетируемого контингента, тяготеющего к привычным формам общения. Образовательные возможности мгновенных сообщений пока недостаточно изучены.
Интересным был вопрос о мотивах участия в социальных сетях. Как выяснилось, из группы респондентов, которые являются пользователями социальных сетей, 80% используют их для общения с друзьями, одноклассниками, знакомыми. 44%, иногда общаются с коллегами, обсуждая с ними рабочие вопросы. На основании данных опроса можно сделать вывод о том, что наиболее популярные социальные сети выполняют в большей степени развлекательные функции. Их возможности для профессионального общения не известны нашим респондентам.
Для целей настоящего исследования важным было выявить отношение учителей к педагогическим сетевым сообществам, число которых постоянно растет. Наиболее известными и стабильно работающими являются портал «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), проект «Открытый класс (http://www.openclass.ru/) портал «ПроШколу.ру» (http://www.proshkolu.ru/), Портал Завуч.Инфо (http://www.zavuch.info/), Всероссийский интернет-педсовет Педсовет.org (http://pedsovet.org/, Учительский портал (http://www.uchportal.ru/) и др.
Данные анкетирования показали, что 69% опрошенных «знают» о существовании сетевых педагогических сообществ, 27% - «что-то слышали» о них, 4% респондентов ответили, что ничего не знают о таких. Из респондентов первой группы 32 % являются членами одного или нескольких наиболее известных в России сетевых педагогических сообществ: pedsovet.org (79%), zavuch.info (35%), uchportal.ru (24%), wiki.iot.ru (13%).
Что касается традиционной для нашей системы образования формы методических объединений учителей, то в ходе анкетирования выяснилось, что в них состоит 66% респондентов. Почти половина из них (46%) регулярно посещают их мероприятия. Тем не менее, на вопрос анкеты «готовы ли вы вступить в сетевое педагогическое сообщество» 82% участников анкетирования ответили утвердительно.
В заключительной части анкеты содержались вопросы, выявляющие ожидания потенциальных участников сетевого педагогического сообщества. Наибольшее количество получили три варианта ответа. 77% респондентов ответили, что хотят видеть в сетевом педагогическом сообществе готовые разработки уроков, 87% методическую литературу, 89% презентации и видео-уроки.
Делиться собственным опытом высказали желание гораздо меньше педагогов. Так, готовы выложить на сайте сообщества собственные разработки уроков 73% югорских учителей, презентации и видео-уроки 65%, поделиться методической литературой - 58%, справочной литературой 14%.
Таким образом, анализ данных, полученных в результате опроса, а также использование метода экстраполяции позволяет сделать следующие выводы:
в г. Ханты-Мансийске среди работников общеобразовательных учреждений наблюдается несомненный интерес к сетевому педагогическому сообществу как к информационно-методической среде, обеспечивающей возможности их профессионального и личностного роста.
большинство желающих взаимодействовать в сетевом педагогическом сообществе имеет для этого технические возможности (компьютер, интернет дома или на рабочем месте), а также владеет необходимыми для этого ИКТ-компетенциями.
значительная часть потенциальных членов сетевого педагогического сообщества (73% опрошенных) готова не только потреблять, но и делиться с коллегами имеющимися методическими материалами, а также собственными образовательными разработками.
не все желающие вступить в сетевое профессиональное сообщество ясно представляют себе все особенности сетевой формы взаимодействия, ее преимущества и недостатки, так как не имеют достаточного опыта участия в профессиональных социальных сетях.
незначительное количество участников опроса по разным причинам отвергают сетевое педагогическое сообщество, предпочитая личное общение.
По итогам проведенного исследования могут быть намечены направления дальнейшей работы органов образования по подготовке педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах и созданию региональной модели сетевого сообщества.
Литература:
Полякова В.А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6 – С. 100-106
URL: www.science-education.ru/30-1147 (дата обращения: 09.10.2012).
Корнели, Д, Данофф, Ч. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности [Электронный ресурс]/ пер. Травкин, И. URL: http://www.connectedlearning.ru/home/ravnogogika/1st-paper
Социальная сеть // wikipedia.org: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть (дата обращения: 08.08.2012).
Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение (текст) /Е.Д Патаркин. – М.: ПЭР СЭ, 2006. – 112 с.
Smith B. L., MacGregor, J. T. What Is Collaborative Learning? National Center on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment at Pennsylvania State University, 1992. URL: http://www.evergreen.edu/washcenter/natlc/pdf/collab.pdf