Исследование представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Иванушкина, Н. В. Исследование представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения / Н. В. Иванушкина, М. Г. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26999/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены результаты исследования, представлений родителей дошкольников о возможностях использования социальных сетей при организации их педагогического просвещения.

Ключевые слова: психолого-педагогическое просвещение родителей, организация педагогического просвещения.

Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Становление и развитие личности ребёнка во многом зависит от положительного, либо отрицательного влияния на него семьи, родителей. Именно здесь происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

Воспитание детей в семье необходимо рассматривать как специальную педагогическую деятельность родителей, и в этом смысле родители являются особым, важнейшим социально-образовательным институтом.

Тем не менее, в современном обществе семья как социальный институт и семейное воспитание испытывают существенные трудности: растет число разводов, к сожалению, все более усиливается расслоение семей по уровню доходов и социальному статусу, происходит разрыв возрастных, интеллектуальных и других уровней функционирования семьи. А также можно констатировать крайне низкий уровень организации совместного времяпрепровождения родителей и их детей. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, чтобы решить возникающие проблемы [2].

На практике педагоги дошкольных образовательных учреждений часто сталкиваются со множеством вопросов, которые им задают родители. Им необходима методическая помощь, начальные знания психофизических особенностей дошкольников, о методах и приемах взаимодействия с ними. Все это говорит об актуальности организации педагогического просвещения родителей, используя при этом различные средства, в том числе и социальные сети, а также Интернет-ресурсы.

По А.Шатовой просвещение родителей включает в себя «обучение родителей, которое предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков. Прежде всего, это навыки помощи ребёнку при освоении образовательных программ; эффективного общения с ним».

Обучение родителя начинается с его психолого-педагогического просвещения. С точки зрения А.Шатовой психолого-педагогическое просвещение отличается от любого другого. И это связано не только с его содержание, но и с формами, которыми оно осуществляется. Прежде всего, с точки зрения автора, «это обмен педагогическим опытом, который у каждого неповторим. Если сравнивать его с информированием, то просвещение будет отличаться наличием обратной связи, а также выявлением позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов. Следовательно, в ходе проведения работы по педагогическому просвещению участники более активны» [3].

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных средств, при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и педагога, семьи и дошкольного образовательного учреждения состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимо- дополнении в образовательной деятельности. И то, и другое – это два основных и равноправных субъекта социального воспитания и дошкольного образования детей.

В качестве средства педагогического просвещения родителей дошкольников, мы рассматриваем социальные сети, которые прочно вошли в современную жизнь, и пользуются большой популярностью у родителей подрастающего поколения.

В нашем исследовании принимали участие 50 родителей логопедических групп дошкольного образовательного учреждения. Из них 35 женщин и 15 мужчин. Основной состав был представлен родителями со средним и средним профессиональным образованием, и только 36% респондентов, по данным анкетирования, имеют высшее. Исходя из этого факта, можно предположить, почему такой отклик нашли наши вопросы, связанные с обучением, развитием и воспитанием детей.

Для организации дальнейшей работы по педагогическому просвещению родителей дошкольников, нам очень интересно было выявить, «какие вопросы, связанные с воспитанием их интересуют больше всего». 80% респондентов ответили, что для них актуальна информация, связанная с «обучением детей в определенном возрасте».

40% родителей очень интересовала информация о возрастных особенностях детей, об их общении со сверстниками. 30% опрошенных хотели узнать, как организовать досуг ребенка. Об индивидуальных особенностях детей хотели бы узнать поподробнее 20% респондентов. По 10% опрошенных проявили интерес к вопросу о мотивации обучения и организации игры с ребенком.

Мы отметили важный момент, что 60% родителей, «если в семье возникают вопросы, связанные с общением, воспитанием или обучением детей» обращаются к специалистам: психологам, педагогам, логопедам. Это говорит об актуальности проблемы, рассматриваемой в нашем исследовании.

30% респондентов пытаются найти ответы на интересующие их вопросы в Интернете: через поисковые системы, на специальных сайтах, в социальных сетях. Важно, что все-таки 20% ищут информацию в научной литературе, книгах, журналах, газетах; 4% родителей – «у знакомых, соседей, друзей и родственников».

Конечно, прежде чем, организовывать педагогическое просвещение с использованием Интернет-ресурсов и через социальные сети, необходимо было выяснить, каково техническое оснащение родителей, участвовавших в опросе. По результатам ответов 100% респондентов имеют различные технические средства с выходом в Интернет. 50% указали на наличие ноутбуков и нетбуков, 30% имеют персональные компьютеры, 10% - планшетные компьютеры и 10% мобильные телефоны с выходом в глобальную сеть.

Самыми популярными поисковыми системами, которые родители применяют «для поиска информации по вопросам воспитания и обучения детей» оказались Google и Yandex по 50% ответов.

Небольшое количество респондентов отметили, что используют «специализированные сайты, к которым они обращались, решая вопросы воспитания и обучения ребенка». К этим Интернет-ресурсам относятся: Deti.mail.ru; сайт психологического центра Адалин; «Интеллектуально-творческийпотенциалРоссии» — одноименный портал и образовательная программа, целью которой является выявление одаренных детей; Мама.ru; Maam.ru

60% родителей ответили, что «зарегистрированы в социальных сетях». Наибольшей популярностью пользуются, конечно, VK (60%) и «Одноклассники» - 50%, затем расположились Facebook (20%), Youtube (10%). А также были родители, которые при хорошем техническом оснащении не зарегистрированы нигде. Таких было 40%.

На вопрос «Используете ли вы социальные сети для решения задач обучения и воспитания детей», по 30% родителей ответили «редко» и «никогда», но нашлись и такие, которые обращались к социальным сетям «часто», «иногда» - по 20%.

Временное распределение «на поиск информации по вопросам развития, воспитания и обучения детей, используя Интернет-ресурсы» выглядит следующим образом: «мало» - 36%, «не более 30 минут, 1 часа, не более 2 часов» - по 20%, и, лишь, 4% родителей ответили «пока не найду нужную информацию». В общей сложности 64%, принявших участие в опросе респондентов, показали свою заинтересованность в вопросах педагогики и возрастной психологии, а также показали умение работать с Интернет-источниками.

Показательно, что на вопрос «Использует ли ваш ребенок Интернет-ресурсы для организации своего досуга», 80% дали утвердительный ответ, и всего 20% - отрицательный, при чем 80% родителей утверждают, что «разрешают посещать только детские сайты». 10% указали на Youtube, и, также 10% - ответили «никакие».

В продолжение предыдущего вопроса, родители (100%) отметили, что основная цель посещения детских сайтов, является просмотр мультфильмов.

Дальше цели выстроились следующим образом: 60% детей – играют в развивающие игры; 30% - слушают аудио сказки; и такое же процентное отношение просматривают детские передачи (30%).

На вопрос «Каким образом вы регулируете количество времени, проведенное ребенком за компьютером и содержание сайтов, которые использует ваш ребенок», 70% родителей ответили, что сами «следят за временем», а 30% - доверяют в этом вопросе своим детям, которые уточняют «сколько можно времени поиграть за компьютером или посмотреть мультфильмы».

При всей занятости современных родителей, временные приоритеты «потратить на on-line консультации с педагогом, психологом, логопедом» выстроились следующим образом, «сколько нужно» - 30%, «от 1 часа до 2 часов» - по 20%, «30 – 40 минут» – по 10%, «нисколько» - 10%.

А если рассматривать более глубоко, предлагая «потратить время на on-line обучение, связанное с вопросами развития ребенка, его воспитания и обучения» 40% родителей смогли бы выделить 1 – 2 часа ежедневно, «30 минут» - 20%, «сколько нужно» - 20%, то есть в общей сложности 80% высказались за такую возможность получить знания по педагогики и возрастной психологии, и, всего лишь, 20% ответили «нисколько».

Спектр вопросов, которые родители «хотели бы обсудить на занятиях» в рамках их педагогического просвещения» был следующий (по убывающей): «вопросы общения ребенка с другими детьми», «мотивация обучения» - по 20%, «воспитание детей», «как повысить внимательность», «особенности общения родителей с ребенком» - по 10%, «никаких» - 8%, «о заикании» - 6%, «по вопросу развития речи» - 4%, «здоровье» - 2%.

Обучение с помощью социальных сетей обладает привлекательной новизной, с одной стороны, а с другой – удобством и возможностью реализации ее на практике [1]. А если, мы рассматриваем их с точки зрения, средства педагогического просвещения родителей, то это становится еще более интересным и актуальным.

Наше опрос показал, что большое количество родителей (80%) готовы как с психологической точки зрения, так и с технической, к организации педагогического просвещения, используя при этом огромный потенциал социальных сетей и Интернет-ресурсов.

Литература:

  1. Горячев М.Д. Горячев М.М. Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2014. № 5 (116). С. 220 - 227.
  2. Егорова У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2014. № 9 (120). С. 232 - 236.
  3. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / А.Д. Шатова. - М.: Издательство «Педагогическое общество России», 2005. – 124 с., с. 39.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, педагогическое просвещение, воспитание детей, ребенок, сеть, ваш ребенок, возрастная психология, дошкольное образовательное учреждение, общая сложность, психолого-педагогическое просвещение.


Ключевые слова

психолого-педагогическое просвещение родителей, организация педагогического просвещения

Похожие статьи

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Профессиональное сопровождение педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа

В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения....

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Специальная оценка условий труда педагогического персонала образовательных учреждений в ходе внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий

В статье автор пытается дать реальную оценку условий труда педагогических работников образовательных учреждений при реализации основных задач педагогической деятельности.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Похожие статьи

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Профессиональное сопровождение педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа

В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения....

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Специальная оценка условий труда педагогического персонала образовательных учреждений в ходе внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий

В статье автор пытается дать реальную оценку условий труда педагогических работников образовательных учреждений при реализации основных задач педагогической деятельности.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательног...

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Задать вопрос