Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 28.02.2014

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Склейнов, Е. Л. Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской / Е. Л. Склейнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1018-1021. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9548/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье анализируется понятие профессиональной компетентности педагога, наряду с компетентностью и компетенциями рассматривается готовность специалиста к осуществлению конкретной деятельности в профессиональной сфере.

Выделяются ключевые компоненты готовности, которые являются общими, необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире.

Ключевые слова:профессиональная компетентность, готовность, ключевой компонент, интерактивная доска, интернет-технологии, учитель информатики.

Анализ педагогических исследований и практики образования показывает наличие значительного интереса у представителей педагогического сообщества к методам обучения, основанным на использовании интернет-технологий и интерактивных технических средств. Эти технологии и средства в настоящее время доступны в отечественных школах, эффективность их использования определяется, прежде всего, готовностью учителя использовать интерактивное учебное оборудование, ресурсы и технологии сети Интернет при работе с детьми. Указанная ситуация определяет необходимость разработки педагогической модели, отражающей достижения нового качества подготовки педагогических кадров в вузе в соответствии c социальным заказом, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и информатизацией системы образования.

На современном этапе развития общества повышение качества подготовки специалистов — приоритетная цель реформирования образования. Э. Ф. Зеер отмечает, что в качестве основы профессионального образования наиболее приемлемым является компетентностный подход, который представляет собой ориентацию на такие цели-векторы образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [1, с. 46].

Центральными понятиями компетентностного подхода выступают такие, как «компетенция» и «компетентность» в разном соотношении друг с другом. В настоящее время существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность» и «компетенция» (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. И. Субетто, А. В Хуторской и др.). Наиболее емкое определение понятия «компетенция» дал А. В. Хуторской, который включил в него совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [2].

Вместе с тем, наряду с понятиями компетенция и компетентность, мы можем также рассматривать и понятие готовности, которое, включая в себя отдельные знания, умения, навыки и личностные качества группы компетенций, также является целостным образованием в структуре компетентности. Понятие готовности позволяет уточнить «границы» исследуемого качества в структуре профессиональной компетентности, получить проекцию профессиональной компетенции, необходимую для изучения особенностей подготовки к решению тех или иных профессиональных задач.

Предложенный подход к определению структуры готовности специалиста мы использовали в своем исследовании, связанном с определением целевых, содержательных и процессуальных компонентов подготовки учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской. При этом, опираясь на структуру профессиональной компетентности учителя (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др. [3]), мы, прежде всего, выделили ключевые компоненты готовности, которые являются общими, необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире.

Ключевые компетентности соответствует блокам общекультурных и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО. Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основ использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, а также социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. [3, c. 3]

Содержание ключевого компонента готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской представлено ниже:

1.       Готов к профессиональному взаимодействию с коллегами с использованием социальных сервисов сети Интернет.

Знать:

-          состав и характеристики социальных сервисов, обеспечивающих профессиональное взаимодействие в сети Интернет;

-          основные принципы организации и администрирования социальных сервисов Интернета, обеспечивающих профессиональное взаимодействие в сети Интернет.       

Уметь:

-          использовать социальные сервисы Интернета для профессионального взаимодействия с коллегами;

-          разрабатывать новые ресурсы Интернета, востребованные коллегами в профессиональной среде.                  

Владеть:

-          опытом профессионального взаимодействия с коллегами с использованием социальных сервисов сети Интернет;

-          опытом разработки новых ресурсов Интернета, открыто доступных другим участникам взаимодействия и востребованных в профессиональной среде.

2.       Готов работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, осуществлять поиск информации и применять разработки других пользователей Интернета при осуществлении профессиональной деятельности.

Знать:

-          виды, форматы и способы публикации информационных ресурсов в сети Интернет;

-          состав, характеристики и способы использования сетевых сервисов для поиска, отбора и создания личных каталогов информации в сети Интернет;

-          состав и характеристики источников профессиональной информации в сети Интернет;

-          основные требования законодательства в области авторского права, распространения и использования информационных материалов.           

Уметь:

-          использовать существующие и разрабатывать новые информационные ресурсы различных видов, форматов и способов публикации в сети Интернет;

-          использовать специализированные сервисы для поиска, отбора и создания личных каталогов информации в сети Интернет;

-          осуществлять поиск источников профессиональной информации в сети Интернет;

-          использовать разработки других пользователей Интернета с соблюдением требований законодательства в области авторских прав.      

Владеть:

-          опытом использования и разработки информационных ресурсов различных видов, форм и способов публикации в сети Интернет;

-          навыками использования специализированных сервисов для поиска, отбора и создания личных каталогов информации в сети Интернет

-          опытом использования источников профессиональной информации в сети Интернет, поиска новых таких источников;

-          опытом применения разработок других пользователей Интернета при осуществлении профессиональной деятельности с соблюдением авторских прав.

3.       Готов соблюдать основные требования информационной безопасности в сети Интернет.

Знать:

-          виды угроз и методы обеспечения информационной безопасности.

Уметь:

-          выявлять угрозы информационной безопасности, обеспечивать безопасность создаваемых информационных ресурсов.          

Владеть:

-          навыками работы с инструментальными средствами защиты информации в сети Интернет.

4.       Готов к осуществлению публичных выступлений с использованием мультимедийных средств информационных технологий.

Знать:

-          основы теории публичных выступлений, интерактивного взаимодействия с аудиторией;

-          состав, характеристики и принципы использования мультимедийных средств информационных технологий для обеспечения поддержки публичных выступлений.  

Уметь:

-          использовать средства информационных технологий при разработке и применении мультимедийных ресурсов для сопровождения публичных выступлений, организации интерактивного взаимодействия с аудиторией.

Владеть:

-          опытом подготовки и осуществления публичных выступлений с мультимедийной поддержкой при помощи средств информационных технологий;

-          опытом диалога, дискуссий, интерактивного взаимодействия с аудиторией в процессе осуществления публичных выступлений.

5.       Готов к составлению и редактированию текстов профессионального содержания с использованием средств мультимедийного сопровождения и осуществления обратной связи в сети Интернет.

Знать:

-          принципы составления, оформления и публикации текстовой информации в сети Интернет;

-          способы размещения на собственных страницах мультимедийных ресурсов внешних сервисов Интернета;

-          способы организации обратной связи на страницах Интернета;

-          правила сетевого этикета.

Уметь:

-          использовать сетевые сервисы и программное обеспечение компьютеров для составления, публикации и редактирования текстовой информации в сети Интернет;

-          создавать при помощи сетевых сервисов и специализированного программного обеспечения мультимедийные элементы для интернет-страниц;

-          использовать средства осуществления обратной связи для взаимодействия с другими пользователями Интернета.

Владеть:

-          опытом составления интернет-страниц и размещения на них мультимедийных ресурсов внешних сервисов Интернета;

-          опытом получения отзывов пользователей Интернета при помощи средств обратной связи разработанных страниц;

-          опытом взаимодействия при помощи средств обратной связи с другими пользователями Интернета.

Таким образом, в структуре готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской мы конкретизировали ключевой компонент профессиональной компетентности учителя информатики. На ключевом уровне раскрываются компоненты готовности, отражающие общекультурную и общепрофессиональную подготовку учителя информатики. Учитывая, также, что ключевой компонент описывает ту часть готовности учителя информатики, которая может быть отнесена к специалистам любой сферы деятельности, полученные нами результаты будут полезны при описании содержания подготовки учителей других предметных дисциплин, а также представителей других профессий социально-гуманитарной сферы, использующих в своей профессиональной деятельности интерактивные и интернете-технологии.

Литература:

1.     Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход// Образование и наука. — 2004. — № 3. — С. 42–52.

2.     Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64.

3.     Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf (дата обращения: 15.02.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, сеть, обратная связь, пользователь Интернета, профессиональная деятельность, профессиональное взаимодействие, интерактивная доска, использование интернет-технологий, интерактивное взаимодействие, информационная безопасность.


Похожие статьи

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих медицинских сестер

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересами работодателей. Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения в...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Похожие статьи

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих медицинских сестер

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересами работодателей. Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения в...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Задать вопрос