Воспитание у учащихся уважения к духовному наследию средствами музея | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Низомхонова, Н. Э. Воспитание у учащихся уважения к духовному наследию средствами музея / Н. Э. Низомхонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 467-468. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5562/ (дата обращения: 19.11.2024).

Для повышения эффективности связи школы и музея в воспитании учащихся в духе уважения к духовному наследию целесообразно определить важнейшие направления работы и план мероприятий.

Как показали результаты эксперимента, проведенного в школе, для этой цели следует использовать оптимальные формы, методы и средства, опыт нашего государства и зарубежных стран по систематизации, охране и пропаганде памятных объектов, что приведёт к положительным результатам.
В настоящее время не потеряла своей актуальности существующая с давних пор проблема целостного подхода к формированию личности и создания условий для развития куцльтуры у молодого поколения, живущего в сложных условиях перехода к рыночной экономике. В этой связи в целях воспитания молодёжи постоянно требуется пропагандировать музеи как сокровищницу духовного наследия и наших ценностей.
Для этого необходимо прежде всего решить проблему сближения музеев с населением, с образовательными учреждениями, во-первых разработать программу посещения музеев школьниками, во-вторых, постоянно держать в поле зрения совершенствование деятельности по привлечению учащихся в музеи. Необходимо также поддержать мнение учёных – музееведов о переводе отдельных музеев из столицы в области с тем, чтобы развивать культуру учащихся, студентов, повысить культурный уровень населения, так как центральные большие музеи не в состоянии ни физически, не интеллектуально охватить экскурсиями всех заказчиков даже по одному разу.
По мнению музеевдов, большие центральные музеи должны иметь несколько отделов (или филиалов) по отдельным направлениям, например, по изобразительному искусству, так как в большом музее обычно представлены экспозиции и по художественному направлению, и по итории, и по другим отраслям знаний. Часто бывает так, что пришедшие в музей учащиеся стараются всё посмотреть, всё услышать, запомнить и проанализировать, и это приводит к умственному и физическому напряжению. Поэтому после осмотра одного – двух залов у экскурсантов появляется утомлямость, они начинают скучать и потихоньку отходят в сторону. Решение проблемы равномерного распределения музеев между центром и областями даст возможность ознакомить учащихся из отдалённых школ с образцами национальной и мировой культуры.
Вторая важная проблема по укреплению связи школы и музея – это составление конкретного плана работы и программы, в которых учитывались бы требования к реформированию образования и соответсвенно корректировалось бы содержание сотрудничества школы и музея. Разумеется, в этом направлении предстоит много поработать. Например, в школе или на предприятии создаются музеи, но экспонаты в этих музеях покрываются пылью, а школьные музеи часто превращаются в склад бесхозного и устаревего имущества или оборудования.
Специалисты, работающие в музее, не ознакмлены со школьными планами и программами, в свою очередь, учителя школ не повышают своей квалификации через посещение музеев. В высших учебных заведениях будущим учителям не дают сведений об использовании музеев в учебно – воспитательном процессе.
Третья проблема состоит в том, что знакомство с музеями следует начинать с дошкольного возраста, что также требует непрерывной связи музея и образовательных учреждений. С этой целью необходимо организовать передвижные выставки в каждом детском саду, школе, лицее, колледже, высшем учебном заведении и обеспечить их посещение всеми детьми, учащейся молодежью.

Эти выставки не должны ограничиваться показом только произведений изобразительного искусства, но и демонстрировать экспонаты, представляющие историю, культуру, материальные и духовные ценности.

Обычно такие выставки (в зарубежных странах) в областях организуются большими центральными музеями. Эти выставки в основном посещают учащися, но в большинстве случаев это учащиеся профильных колледжей и лицеев, связанных с искусством, а учащиеся областных школ остаются вне поля зрения.
Четвёртая проблема обусловлена тем, что в наши дни этнографические объекты, памятники под открытым небом недостаточно используются для духовного обогащения учащихся и пробуждения у них патриотических чувств. И ещё одна важная проблема – создание вреспублике отраслевых музеев.
Известно, что в зарубежных странах (Великобритания, США, Франция) в составе больших музеев созданы специальные отделы для учащихся. Посещение и осмотр этих отделов (филиалов) организованы таким образом, что дают определённый эффект. Подобно этому, у нас в республике также можно размещать в музеях экспонаты общественно – гуманитарного, экономического содержания в соответсвим с реформированием образования и таким образом отражать появление теоретических идей, их развитие и уход, возрождение и оперативно доводить их до сведения посетителей.
В вышеупомянутых отделах, небольших областных музеях, созданных на общественных началах музеях при школе и различных учреждениях могут быть размещены сведения об исторических событиях, общеизвестных социальных и природных явлениях. Такие “близке” материалы, связанные с родным краем, способствуют воспитанию у молодёжи патриотических чувств.

Важно, чтобы все выдвинутые проблемы решались на государсвенном уровне и нашли своё отражение в государственных программах.

На ряду с этим целесообразно постоянно проводить специальные занятия с учащимися в музеях в процессе кружковой работы.

С этой целью желательно открыть отделения по подготовке музейных педагогов и учителей школ для работы в музеях на факультетах искусств в педагогических высших учебных заведениях.

Кроме этого, в институтах повышения квалификации и переподготовки учителей выделение определенных часов и проведение занятий в музее обеспечит эффективность работы в указанном направлении.

Для того, чтобы обеспечить сотрудничество школы и музея, очень важно обогатить музеи современной техникой и технологией. Перевод экспонатов музея на аудио и видеодиски, их демонстрация через сайты, организация дистанционного обучения из музея, проведение школьных занятий в музее – всё это эффективные формы сотрудничества, которые отвечают требованиям модернизации обучения.
При составлении плана и программы работы школьников в музее важно охватить следующие направления.
Первое. Для учащихся начальных классов. Сайт ведёт специалист – учитель из музея. “Путешествие в мир музеев”, информацию о музеях целесообразно начать с сайта “Музеи Узбекистана” – Государственный музей искусств, Государственный музей истории темуридов, государственный музей истории и краеведения, Галерея искусств, Государственный музей народного прикладного искусства, литературные музеи, технические и природоведческие музеи. Эти материалы предстьавляет педагог.

Второе. Знакомство с произведениями изобразительного искусства. Учащиеся 5-7-х классов знакомятся с творчеством художников, историей создания картин. Такая работа связана с изучением гуманитарных дисциплин, в частности, истории, литературы и даёт хорошие результаты.

Третье. Творчество и художественная культура. Учащиеся 8-9-х классов имеют возможность развивать творческую мыслительную деятельность, приобретать навыки анализа и оценивания произведений искусств. На основе программы сотрудничества школы и музея учащеся определяют свои позиции в области культуры, размышляют о возможности реализации своих творческих способностей; обогащаются их представления, развиваются умения оценивать духовное достояние. Знакомство с музеями формирует гармоничную личность школьников, направляет их на творческие поиски в общественной жизни. Место музеев в развитии современного общества. Учащиеся получают информацию о самых известных музеях мира и их проблемах, узнают об общественной роли музеев, развитии современной музейной культуры.
Для реализации выше названных направлений и организации занятий, экскурсий, выставок учителей и работников музея необходимо обеспечить методическими рекомендациями, наборами слайдов, видеофильмами, лазерными компьтерными дисками в соответствии с программой.
Будучи новым направлением в образовании, этот проект в своей реализации потребует межпредметной интеграции учёных-педагогов, психологов, работников образовательных учреждений, художников и музейных специалистов.
В заключение следует подчеркнуть, что сотрудничество музея школы отвечает требованиям современного образования, постоянная его реализация направлена на воспитание свободной и самостоятельно мыслящей личности, изучение духовного наследия и формирование гармончно развитого поколения.

Литература:

  1. Низомхонова Н. Э. «Использование сотрудничества школы и музея в духовном воспитании учащихся». – Журнал «Узлуксиз таълим» (Непрерывное образование) № 2 стр. 61-65
  2. Столяров Б. А. «Музейная педагогика: история, теория, практика» Учебное пособие – М: высшая школа, 2004. стр. 216
  3. Норкулов Н., Низомиддинов И. «Страницы истории миниатюры в кн. Искусство эпохи Темуридов» - Т: Изд-во Г. Гуляма,1970 г.
  4. Усмонов З. О. «Камолиддин Бехзод и его художественная школа» - Т: Изд-во «Фан»,1997 г. стр. 41-42.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, духовное наследие, изобразительное искусство, учащийся, государственный музей истории, направление, проблема, реформирование образования, учитель школ, школа.


Задать вопрос