Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»
Автор: Федосеева Ирина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 08.12.2021
Статья просмотрена: 63 раза
Библиографическое описание:
Федосеева, И. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» / И. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16822/ (дата обращения: 25.12.2024).
В статье рассмотрен курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа». Представлены основные цели, задачи инструменты и планируемы результаты пройденного курса.
Ключевые слова: УМК Перспективная начальная школа, внеурочная деятельность, Музей в твоем классе, методическое пособие.
В скором будущем будет совершен переход на образовательные стандарты III — ого поколения, в которых будут определены четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
В настоящее же время обучение осуществляется по федеральным государственным образовательным стандартам II — ого поколения. Основная концепция которых, заключается в развитии универсальных учебных умениях, то есть способности добывать информацию самостоятельно, с использованием технологий и коммуникаций с людьми.
Поэтому много времени и внимания уделяется внеурочной деятельности и проектным работам, которые прививают обучающемуся любовь к Родине, уважение к закону и стремление к правильному образу жизни. Одной из таких программ внеурочной деятельности является «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа».
Главной целью данной программы является формирование у учащихся начальных классов эстетических чувств и предпочтений, ориентацию на искусство, как на одну из важнейших сфер жизни человека. Этому способствует совместная деятельность учителя и ученика по изучению и описанию живописи.
Для достижения поставленной цели требуется решить несколько задач:
– познакомить обучающихся с разными жанрами изобразительного искусства;
– дать начальное представление о логике развития живописного языка;
– сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника.
Решение задач, которые были представлены выше, помогут сформировать у учеников такие новые знания, интеллектуальные умения и навыки, как способность ориентироваться в жанре изучаемой картины, возможность определения темы и настроения автора произведения искусства, выделять особенности композиционных решений художника.
Также обучающиеся смогут освоить лексику, необходимую для выражения своих чувств и, обучатся устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено на картине, и тем, что выходит за рамки, но влияет на нее.
После освоения данного курса у обучающихся сформируются умения, которые связаны с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения искусства или его частей.
Для решения задач, поставленных перед учителем и учеником, преподавателю необходимо правильно сформировать программу курса «Музей в твоем классе».
Во-первых, необходимо выбрать форму организации внеурочной деятельности. Это может быть:
– кружок;
– клуб;
– факультатив.
Выбор зависит от возможности общеобразовательного учреждения создать все необходимые условия для полноценного пребывания учащихся в учреждении.
Во-вторых, требуется определить вид внеурочной деятельности. Выбирать необходимо в зависимости от направления курса. Так как «Музей в твоем классе» относится к художественно-эстетическому, то выбирать следует из следующих видов:
– игровая деятельность;
– познавательная деятельности;
– проблемно-ценностного общения.
В-третьих, необходим набор определенных инструментов, которые помогут учителю и ученику при решении поставленных задач. К ним относятся:
– методическое пособие для учителя «Музей в твоем классе»;
– репродукции картин одного или нескольких художников общего жанра, или различных художников, объединенных одной темой;
– лупа (необходимо приобрести самостоятельно);
– малая круглая рамка (есть в комплекте);
– большая прямоугольная рамка (есть в комплекте);
– самая большая прямоугольная рамка (есть в комплекте);
– полоска картона или плотной бумаги (есть в комплекте).
Далее необходимо составить план ведения самих тематических занятий по внеурочной деятельности.
Начать следует с выбора живописного произведения. Накануне занятия требуется просмотреть вопросы и задания, которые подходят именно этой возрастной группе по двум предметным областям («Развитие речи» и «Изобразительное искусство»). Выбирать нужно те вопросы и задания, которые по мнению преподавателя могут показаться интересными и содержательными именно для вашего класса.
Все вопрос дифференцированы. Это помогает подбирать темы для обсуждения в зависимости от группы учеников исходя из их восприятия, собственных интересов, впечатлений, уровня подготовленности и наличия детей с трудностями (недостаток лексического запаса, задержка развития).
Изучение репродукций подчиняется логике музейной педагогики. Исследование идет от более простого к более сложному произведению искусства через накопленный опыт зрительского восприятия и способность использовать эти знания при последующем изучением картин. Этот процесс учитывает и жанровую принадлежность.
На полях репродукций помещены дополнительные материалы, (фрагменты других картин этого автора, фрагменты произведений других художников того же жанра) которые помогут проведению сравнительного анализа. Также эти детали помогают учащимся сконцентрировать свое внимание на конкретной задаче. Для учеников, которые занимаются ИЗО, такие материалы помогают рассмотреть и изучить особенности живописной манеры автора картины, выяснить форму и структуру мазка и кисти, которыми художник пользуется при изображении разных предметов и поверхностей.
При просмотре исторических сюжетов на полях картин помещены изображения предметов и пейзажей, которые помогут лучше понять историко-культурный контекст.
Для достижения цели и получение необходимых результатов требуется, чтоб ребенок от предметного мира и всего того, что понятно ему познакомился с миром социального взаимодействия и всем тем, что составляет мир взрослых.
При планировании занятия необходимо строго следовать набору правил:
– объединять и использовать вопросы и задания для разных возрастных групп (программа должна быть сформирована «на вырост»);
– использовать вопросы по двум предметным областям («Развитие речи» и «Изобразительное искусство»);
– не стремиться использовать все вопросы, представленные в методическом пособии;
– не включать биографические сведения о художнике.
В результате пройденного курса школьники научатся:
– находить на картине указанные детали и самостоятельно открывать подробности, характеризующие изображение;
– выделять фрагменты, имеющие ценность;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– объединять впечатления в целостную картину мира.
Также данный курс поможет в подготовке экскурсоводов по картинам и при создании будущих проектных работ учеников.
Данный курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» от УМК «Перспективная начальная школа» дает возможность привить учащимся эстетические чувства и предпочтения, ориентацию на искусство, как на одну из важнейших сфер жизни человека.
Литература:
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 15785 / ФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения 11.04.2021)
- Чуракова, Н.А., Малаховская, О. В. Музей в твоем классе: учебное пособие / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. — М.: Академкнига, 2012. — 68 с.
- Чуракова, Н.А., Малаховская, О. В. Программы курсов внеурочной деятельности: учебник / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. — М.: Академкнига, 2017. — 112 с.
Ключевые слова
внеурочная деятельность, методическое пособие, УМК Перспективная начальная школа, Музей в твоем классеПохожие статьи
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» (для учащихся 10–11 классов)
Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.
Формирование познавательного интереса младших школьников средствами наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир»
В данной статье раскрыты принципы использования основных средств наглядности. Предложены возможные способы, как привлекать учащихся к созданию наглядных материалов. Приведен комплекс средств наглядности по предмету «Окружающий мир» в рамках УМК «Школ...
Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку
Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности
В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.
Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС
Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Анализ учебно-методических комплектов по окружающему миру в аспекте профессионального просвещения младших школьников
В статье описан анализ учебно-методических комплектов по окружающему миру с 1 по 4 классы.
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...
Похожие статьи
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» (для учащихся 10–11 классов)
Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.
Формирование познавательного интереса младших школьников средствами наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир»
В данной статье раскрыты принципы использования основных средств наглядности. Предложены возможные способы, как привлекать учащихся к созданию наглядных материалов. Приведен комплекс средств наглядности по предмету «Окружающий мир» в рамках УМК «Школ...
Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку
Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.
Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности
В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.
Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС
Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Анализ учебно-методических комплектов по окружающему миру в аспекте профессионального просвещения младших школьников
В статье описан анализ учебно-методических комплектов по окружающему миру с 1 по 4 классы.
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...