Ключевые слова :экономика, реклама, рекламная деятельность, функции рекламы.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама стимулирует продажи и в первую очередь формирует спрос, тем самым способствуя повышению оборота товаров и услуг, а значит и производства. В экономически развитых странах высокий уровень жизни основан на системе массового производства, а данная система, в первую очередь, зависит от системы массового маркетинга.
Среди функций рекламы в экономике выделяют экономические и социальные.
Таблица 1
Функции рекламы в экономике
Экономические функции рекламы |
Социальные функции рекламы |
Информационно-коммуникативная |
Образовательно-воспитательная |
Дифференциация товаров |
Формирование ценностей и традиций |
Формирование, стимулирование и управление спросом |
Обеспечение независимости средств массовой информации |
Распределение продукции |
Повышение жизненных стандартов |
Ускорение оборота капитала |
Влияние на развитие искусства |
Долгосрочные инвестиции |
|
Содействие экономическому развитию |
|
Ценообразование |
|
Поддержание конкуренции |
Понимание каждой функции рекламы в экономике очень важно, т. к. в современном мире они являются одними из самых используемых инструментов.
Реклама является важным инструментом в любом бизнесе и в первую очередь в экономике. Каждый человек сталкивается с рекламой постоянно и не может не реагировать на нее. Реклама существенно влияет на бизнес-систему и российскую экономику каждый день. «Рекламщики» способны показать любой товар с максимально выгодной стороны, чем до рекламы. Каждый день реклама существенно влияет на торговую систему и экономику России.
Роль рекламы в экономике огромна: реклама контролирует и порождает конкуренцию, стимулирует производство новых товаров и услуг, с помощью рекламы появляются новые рабочие места, исследуя спрос на массовые продукты. В настоящее время реклама финансирует основную часть в сфере развлечений, особенно музыку и спорт. При отсутствии рекламы журналы и газеты были бы недоступны для большинства людей и количество печатных изданий было бы существенно меньше. Для общества экономически выгодно существование недорогих средств массовой информации.
Противники рекламы считают, что она отвлекает человеческие и материальные ресурсы от других областей, которые более остро нуждаются в средствах. Существуют значительные внешние издержки, связанные с рекламой: происходит увеличение монополий. Немалая часть рекламы владеет тенденцией нейтрализовать себя, в результате чего компании не могут увеличить долю рынка, а реклама только увеличивает производственные затраты.
Однако у рекламы есть и свои сторонники, утверждающие, что реклама дает информацию, помогающую потребителю сделать осознанный выбор. Компании, чтобы получить прибыль, стараются информировать целевую аудиторию о появлении новых или изменении старых товаров или услуг.
Инструментом смягчения экономических кризисов может стать реклама, которые возникают из-за нестабильности в коммерческой деятельности. Например, если производители товаров и услуг нуждаются в заказах, то многие из них могут увеличить свою рекламную активность при ослаблении экономики. Так как экономика циклична и любой пиковый период в дальнейшем приводит к росту инфляции и безработицы, то реклама в таком случае рассматривается как полезный инструмент, который может повлиять на экономическую стабильность. Основная особенность заключается в том, что многие компании свой бюджет на рекламу прикрепляют к доле от уровня продаж, т. е. повышают активность производимой рекламы при высоком уровне дохода и наоборот снижают при его уменьшении.
Реклама является важной частью творческой индустрии и вносит ценный вклад в эффективный экономический рост. Восприятие и роль медиакоммуникаций в обществе радикально меняются. И для того, чтобы привлечь еще больше участников в эту сферу, АКАР, как подлинный центр индустрии, активно поддерживает развитие креативного кластера и рекламной индустрии в стране. Незаменимой и активной частью комплексной системы маркетинга стала реклама. Неожиданное затруднение сбыта и рост конкуренции сделали маркетинг конкурентным фактором, но не менее важным, чем достижение господства на рынке за счет снижения себестоимости продукции или использования новейших технологий. Практически единственным инструментом воздействия на рынок стала именно реклама.
Чтобы максимально эффективно решать стратегические рекламные задачи, необходимо четко понимать функции и роль рекламы в экономике, особенности продукта, знать слабые и сильные стороны компании, владеть информацией о рынке — знать возможности, которые она предлагает, и представлять себе проблемы этого рынка. Рекламная кампания должна быть четко спланирована с точки зрения используемых в кампании рекламных носителей, рекламного бюджета и т. д. Взаимоотношения между поставщиком и потребителем услуг в сфере сервиса раскрывают существенные черты личности обеих сторон. Современный рыночный механизм представляет собой сложную систему взаимоотношений.
Реклама — это инструмент рынка. По сути, этот инструмент дает возможность продать информацию потенциальному потребителю о продукте или услуге. Таким образом, чтобы покупатели предпочитали этот товар или услугу перед всем другими. В целом, можно сказать, что реклама соответствует настроению и требованиям общества, а значит соответствует состоянию этого общества и его стандартам. Особенность современной экономики заключается в том, что на сегодняшний день на рынке для потребителя представлены, в основном, товары широко известных брендов и в таком случае в рамках одной ценовой категории необходимо выбирать товары с весьма схожими характеристиками. Чаще всего выбор бренда выступает как средство показания принадлежности к определенному социальному классу. По этой причине в рекламе замечается тенденция использования эмоциональных мотивов.
Реклама отражает культурные особенности нации и способствует формированию образа жизни и стереотипов. Эффективная реклама появляется тогда, когда создатели рекламы осознают специфические особенности национального менталитета и выявляют особенности и отличия потребителя.
Реклама не только информирует потребителей о товаре, пользующемся спросом на рынке, но и формирует этот спрос, особенно на развивающихся рынках.
Литература:
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.09.2018 № 243-ФЗ) «О рекламе». — М.: Норматика. — 2019. — 53 с.
- Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг. / Г. Беквит — М.: Альпина Паблишер, 2017. 14 с.
- nielsen [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nielsen.com/ru/ru/
- akarussia.ru [Электронный ресурс]: Ассоциация Коммуникационных Агентств России: АКАР. Режим доступа: https://www.akarussia.ru/
- Годин А. М. Маркетинг. Учебник для бакалавров, 12-е изд. / А. М. Годин — М.: Дашков и К, 2017. — 10 с