В статье рассмотрены основные способы совершения преступлений в сфере оказания косметологических и медицинских услуг. Преступления в указанной сфере могут быть квалифицированы по разным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, а методика их расследования относится к групповой, основой для выделения которой является способ совершения преступления, а также условия и обстановка, в которой они совершаются.
Ключевые слова: способ совершения преступления, косметология, медицинские услуги, мошенничество.
Сфера косметологических и медицинских услуг в настоящее время переживает ощутимый подъем, с каждым годом перечень косметологических и медицинских манипуляций расширяется, предлагая пациентам большое разнообразие соответствующих процедур.
Вместе с тем, эта сфера в последние годы стала привлекательной для криминальных элементов из-за возможности получения высоких прибылей, сопоставимых с продажей оружия и наркотиков. Множество людей обращаются к врачам и косметологам с целью улучшить свою внешность и подогнать себя под некие «стандарты красоты». Другие готовы отдать все свои денежные средства за лечение себя или своих родственников, в том числе пожилые люди, для которых вопросы здоровья имеют приоритетное значение. Чаще всего лица из указанных категорий становятся жертвами преступлений рассматриваемой группы.
Способы совершения преступлений в сфере оказания косметологических и медицинских услуг разнообразны и зависят от финансовых и технических возможностей преступников. Под способом совершения преступления необходимо понимать совокупность приемов и средств, применяемых при его осуществлении, а также последовательность совершаемых преступных действий. Способ совершения преступления служит источником сведений, которые необходимы для разработки средств, приемов и методов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений рассматриваемой группы. Установив способ совершения преступления, следователь может выдвинуть высоковероятные версии относительно личности преступника.
Преступления в сфере оказания косметологических и медицинских услуг могут быть совершены путем обмана и квалифицированы, соответственно, по ст. 159 УК РФ. Под видом оказания косметологических или медицинских услуг происходит привлечение покупателей яркой рекламой, телефонными звонками, обращением через социальные сети и т. д. После посещения такого косметологического или медицинского центра пациенту выставляется диагноз, назначаются процедуры или лечение, которые необходимо выполнить исключительно в данном медицинском или косметологическом центре. Часто медицинские или косметологические процедуры, а также препараты для лечения или сам курс лечения предлагается со скидкой, которая также является одним из признаков реализации преступного деяния по вышеуказанной схеме [1, с. 46]. В итоге клиент оплачивает процедуру или лекарственные средства, в которых нет необходимости. При отсутствии необходимых денежных средств, на него может быть оформлен кредит.
Здесь в основе способа совершения мошеннических действий лежат приемы психологической манипуляции: жесты, слова позволяют мошенниками оказывать воздействие на жертву преступного деяния, тем самым добиться необходимого результата. На первый план, как один из самых эффективных приемов, выходит речевое воздействие, которое определяется, как «намеренное затемнение смысла высказывания с целью изменения ценностных установок в сознании реципиента» [3, с.101]. Реализуя свой преступный замысел, мошенники в процессе общения располагают к себе клиента. При этом они могут говорить о большом стаже работы, демонстрировать дипломы и сертификаты об обучении, рассказывать об известных людях, которым они оказали помощь через свою медицинскую или косметологическую организацию.
Схема в таких мошеннических действиях может незначительно варьироваться, например, могут быть применены различные способы психологического воздействия, но в любом случае целью преступных деяний является получение денежных средств через оказание медицинских или косметологических процедур [2, с. 84].
Более тяжким преступлением, которое может привести к смерти пациента или нанести непоправимый вред здоровью, является оказание косметологических процедур без соответствующей лицензии или необходимого медицинского образования косметолога, выполняющего косметологические манипуляции. Инъекционная косметологическая терапия или другая, требующая обязательного лицензировании, которая осуществляется в бытовых условиях, в условиях дома или в организациях, которые такой лицензией на ее осуществление не обладают, является противозаконной деятельностью. При возникновении в результате данных процедур вреда здоровью или смерти пациента, данное деяние квалифицируется по ст. 235 УК РФ.
Преступления в сфере пластической хирургии также сегодня не являются редкими. Здесь преступлением является выполнение хирургических операций без соответствующей лицензии. У всех на слуху громкие уголовные дела, которые возбуждены по факту смерти пациента или причинения тяжкого вреда его здоровью при выполнении пластических операций в клиниках, не имеющих соответствующих разрешительных документов. В данном случае деяния могут быть квалифицированы по ст. 238 УК РФ.
Проблемой при квалификации соответствующего способа совершения преступлений выступает разграничение косметических (бытовых) и косметологических (медицинских) услуг, поскольку сферы медицины и красоты стремительно развиваются. Например, к каким процедурам можно отнести услуги по принятию минеральных ванн? Требуется ли лицензирование для такого вида деятельности? Все эти вопросы стоят не только перед предпринимателями и контролирующими органами, но и перед сотрудниками правоохранительных органов при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.
Нередко лица, предоставляющие услуги в сфере красоты, и не подозревают об обязательности лицензирования их бизнеса. А суды в большинстве случаев приравнивают косметические услуги к косметологическим, как было по делу ООО «Юрта» 4.
Еще одной проблемой является отсутствие в российском законодательстве эффективных механизмов защиты пациентов от врачебных ошибок. Во всем мире обязательным условием деятельности в области медицины и косметологии является заключение договора при оказании косметологической/медицинской услуги путем оперативного вмешательства. В российских же реалиях заключение такого договора — редкость. А если он заключается, то носит абстрактный характер, где конкретная ответственность исполнителя в случае негативных последствий для пациента не зафиксирована.
Итогом этого является значительное количество судебных исков пациентов косметологических и медицинских клиник. Однако, если известные персоны медиа, кино и телевидения еще могут как-то взыскать причинный вред, путем огласки и привлечения СМИ, то рядовым гражданам стоит рассчитывать только на собственные силы. И суммы, которые взыскиваются российскими судами, в разы меньше соответствующих компенсаций, присуждаемых американскими и европейскими судами. Так, по иску актрисы Ольги Спиркиной к косметологической организации, судом определена компенсация потерпевшей в размере 150 тысяч рублей 5.
Подводя итоги, необходимо отметить, что способы совершения преступлений в сфере косметологии и медицины разнообразны, преступники используют современные технические возможности для привлечения жертв, в том числе сеть Интернет. Вместе с тем, существующие пробелы российского законодательства оставляют пациентов практически безоружными перед инъекцией или скальпелем неквалифицированных косметологов или пластических хирургов-самоучек, а присуждаемые судами компенсации не заглаживают причиненного здоровью и жизни пациентов ущерба. Все эти проблемы требуют пристального внимания, как ученых, так и практических работников правоохранительных органов.
Литература:
- Ефремова Е. И. Мошенничество в медицинских организациях: методы борьбы / Е. И. Ефремова, Э. И. Бахтигозина // Бухучет в здравоохранении. – 2018. – № 10. – С. 45–53.
- Нугаева Э. Д. Современные способы мошенничества. Особенности расследования: Научно-практическое пособие / Э. Д. Нугаева, А. Л. Арипов. – Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2021. – 112 с.
- Полетаева Т. В. Речевые манипуляции в современной англоязычной рекламе: Прагматический аспект: Дисс. канд…. филолог. наук: 10.02.04 / Полетаева Татьяна Владимировна. – М., 2001. – 203 с.
- Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.08.2021 года по делу № А10–6249/2020 по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юрты» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.20.2021 года по делу № А10–6249/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 года по тому же делу // Справочно-правовая система «СудАкт». — Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/IzWa9inOfZJt/.
- Спиркина О. отсудила 150 000 рублей за испорченное лицо Электронный источник // Сайт средства массовой информации «Комсомольская правда». — Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/daily/ 23907/123947/.