В XIX веке мотив карточной игры оказал значительное влияние на русскую литературу и драматургию. Во многих произведениях затрагивалась тема карт.
Н. В. Гоголь не обошёл стороной тему карточной игры в своем творчестве. Данный мотив является одним из распространенных в гоголевских сюжетах. В 1842 году впервые в издании «Сочинения Николая Гоголя», в томе 4, в разделе «Драматические отрывки и отдельные сцены» была напечатана одноактная пьеса «Игроки».
Комедия отразила необычайно важный в творчестве Гоголя переход к новому этапу, она признавалась литературоведами и критиками технически совершенным произведением, однако современники ей уделяли мало внимания. Сдвиг в изучении «Игроков» произошёл в XX веке. Ю. В. Манн, Е. Н. Куприянова, А. Т. Парфенов, Ю. М. Лотман занялись изучением поэтики и проблематики произведения.
В «Игроках» у Гоголя игра в карты, прежде всего, связана с жульничеством, и в основе пьесы лежит анекдот об «обманутом обманщике». Перед нами разворачивается сцена обмана одного шулера целой компанией подобных ему. В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова даётся следующее определение слова шулер — это «человек, применяющий жульнические, мошеннические приёмы при игре в карты» [6, с. 1375]. В то время шулерство было средством немалого заработка, можно сказать даже являлось профессией некоторых людей. Многие картёжники ездили по провинциям и там обыгрывали местных дворян, чиновников, людей у которых имелись деньги. Гоголь, конечно же, не мог не заметить это явление и в комедии отразил его. Более всего занимало автора то, что шулерство и мошенничество, которые противоречат нормам морали, считались нормой современной жизни.
В тексте «Игроков» мы сталкиваемся с отсутствием нравственности практически у всех действующих лиц, за исключением вне сценических персонажей. Дадим определение нравственности. «Нравственность — 1.Совокупность норм, определяющих поведение человека; 2. Самое поведение человека; 3. Моральные свойства» [5, с. 601].
Безнравственно в «Игроках» абсолютно всё. Как только мы читаем заглавие комедии, вырисовывается круг действующих лиц. Игроки — это не просто люди, любящие играть в карты, которым нравится испытывать свою удачу в игре, в гоголевском контексте — это профессиональные картёжники, у которых доход зависит от нечестной игры. Не в их правилах вести достойную игру, основанную на внимании. Им свойственно полагаться лишь на свой «быстрый» разум, а также рассеянность и доверчивость партнера.
Особенностью пьесы является то, что ее герои являются исключительно отрицательными. Подробно Гоголь описывает методы, к которым прибегают шулеры для достижения своих целей: «Один раз мы поступили вот так: приезжает на ярмарку наш агент, останавливается под именем купца в городском трактире. Лавки ещё не успел нанять; сундуки и вьюнки пока в комнате. Живет он в трактире, издерживается, ест, пьёт — и вдруг пропадает не известно куда, не заплативши. Хозяин шарит в комнате. Видит, остался один вьюк; распаковывает — сто дюжин карт. Карты, натурально, сей же час проданы с публичного торга. Пустили рублём дешевле, купцы миг расхватали в свои лавки. А в четыре дни проигрался весь город!» [2, с. 183–184].
Итак, Ихарев, Швохнев, Утешительный, Кругель собираются в комнате городского трактира за столом, чтобы «сыграть в жизнь»: укрепить своё место в ней или же потерять его. Главная особенность изображенного времени состоит в том, что если герои будут играть в соответствии с моральными нормами, по правилам, то они автоматически обрекают себя на проигрыш, неудачу, поэтому овладение искусством жульничества становится смыслом игры.
Ихарев мечтает обыграть компанию Утешительного, в то время как они собираются обыграть его. Начало карточной игры в комедии постоянно затягивается. Герои не столько играют, сколько ждут наступления «Большой» игры. Талантливый шулер Ихарев является «лукавым» по отношению к своим соперникам. У него имеется особая колода Аделаида Ивановна («Каков вид, а? Каждая дюжина золотая. По́том, трудом досталась всякая. Легко сказать, до сих пор рябит в глазах проклятый крап. Но ведь зато, ведь это тот же капитал. Детям можно оставить в наследство! Вот она, заповедная колодишка — просто перл! За то ж ей и имя дано, да: Аделаида Ивановна. Послужи-ка ты мне, душенька, так, как послужила сестрица твоя, выиграй мне также восемьдесят тысяч, так я тебе, приехавши в деревню, мраморный памятник поставлю» [2, с. 174].
В первый раз игра прерывается потому, что ихаревские противники опознают в нём шулера первой степени. Утешительный с коллегами не мог так просто отказаться от восьмидесяти тысяч, поэтому они обманывают Ихарева на более высоком уровне, используя при этом очень сложный метод мошенничества: он связан с «постановкой» игры. Компания шулеров открывает свой секрет помещику, и это откровение является ключом к его сердцу. Он поверил в неподдельное уважение компании жуликов и поэтому упустил из виду ту специфику взаимоотношений, которая царила в обществе. В свою очередь, он также откровенен с «коллегами»: «Могу вам похвастаться, что подобной нигде не сыщете. Почти пол года трудов. Я две недели после того не мог на солнечный свет смотреть» [2, с. 185].
Как видно, герои объединяются для общей, конечно же, неблаговидной и безнравственной цели. Во второй раз соблазниться игрой Швохнева и Кругеля должен старик Глов, но он был непреклонен перед опытом и ошибками своей молодости: «Сам играл и знаю по опыту» [2, с. 190]. Наконец, появилась возможность обыграть сын Глова, которому отец передал доверенность и все права на получение денег из приказа. «Ихарев согласился действовать против Глова-младшего на основе «дружеского союза», то есть вошёл в общий сценарий с использованием мистификации, некарточного обмана. Но он при этом упустил из виду, что если сделан один коварный шаг, то возможен и следующий, что игра способна обернуться и против него и что её средства могут стать еще более утонченными и коварными» [4, с. 231].
Молодой Глов становится жертвой четырёх шулеров, он проигрывает им и, соответственно, выигрывает четверка заговорщиков, но Саша Глов не тот за кого себя выдаёт, он разыгрывает как актёр эту карточную игру, ведь Утешительный договорился с ним. «Друзья» Ихарева также разыгрывали азартную игру. Они обманывают его на более высоком уровне жульничества, никак не связанного с картами. Ихарев знает от трактирного слуги лишь о трёх шулерах, с которыми он находится в «дружеском союзе», но он даже не догадывается о том, что есть ещё кто-то.
«Большая игра» обусловливает то, что на протяжении всей пьесы нам отчётливо виден контраст слов героев и их поступков. К примеру, Утешительный проповедует «долг и обязанности», Крыницын (он же Глов старший) «семейную жизнь, жизнь в семейном кругу», а Швохнев почти обвиняет Сашу Глова в плутовстве, хотя сам является шулером.
Два последних монолога Ихарева посвящены плутовству. Герой утверждает, что плутовство, то есть обман, носит тотальный характер: «Такая уж надувательская земля!» [2, с. 211]. Если ты вступил в игру, то совершенно не имеет значения, каким образом одержать победу, к каким методам прибегнуть и как сжульничать. Если же ты не сжульничаешь, то обыграют тебя. А проигравшим быть не хочется. Он является помещиком, имеет в своём распоряжении два имения, и на службе у него сто восемьдесят душ: «В Смоленской сто душ да в Калужской восемьдесят» [2, с. 175]. Это всё могло бы приносить неплохой доход, но ему нравится обыгрывать кого-то, ведь за один вечер можно получить целое состояние.
Мошенничество стало самым верным способом жизни для Ихарева. Несмотря на то, что герой блестяще обманывает других, в конце он становится жертвой жуткого обмана, тонкого, виртуозного плутовства. Герой был безумно недоволен тем, что «добродушных» людей, таких как он, их «доверие» и «честность» обманывают, да ещё и такими искусными методами. Именно представление о «честности», «чести» и обрекло героя на банкротство.
И. Л. Вишневская отмечала, что «в «Игроках» Гоголь испытывает на прочность многие понятия института общественной морали, получившие уже законченные контуры, отлитые в языковые банальности, в речевую разменную монету. Выдержат ли эти устойчивые представления новую прописку, прописку среди шулеров? Игроки играют всем — и в этом скрытый смысл названия комедии: они играют честью, совестью, словами, понятиями» [1, с. 104].
Литература:
- Вишневская И. Л. Гоголь и его комедии / И. Л. Вишневская. — Москва: Наука, 1976. — 256 с.
- Гоголь Н. В. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 4. Драматические произведения / Н. В. Гоголь. — Москва: Художественная литература. — 1967. — 494 с.
- Захаров К. М. Мотив игры в русских сатирических комедиях XIXвека / К. М. Захаров. Дис. … канд. филол. н.: 10.01.01. — Саратов, 2017. — 494 с.
- Манн Ю. В. Диалектика художественного образа / Ю. В. Манн. — Москва: Советский писатель, 1987. — 317 с.
- Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 2. Л — Ояловеть / ред. Д. Н. Ушакова. — Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1938. — 1041 с.
- Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 4. С — Ящурный / ред. Д. Н. Ушакова. — Москва: государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. — 1552 с.