Задания для пропедевтической работы по подготовке учащихся 5-го класса к доказательству теорем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 06.03.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Маркель, Т. П. Задания для пропедевтической работы по подготовке учащихся 5-го класса к доказательству теорем / Т. П. Маркель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 172-176. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100458/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье описываются формирование потребности в логическом доказательстве, а также примеры составленных задач на доказательство. Основные виды задач на доказательство, используемые в 5классе, опираясь на основные направления пропедевтической работы, описанные В. А. Далингером.

Ключевые слова: доказательство, пропедевтическая работа.

Проблема в логическом доказательстве встает при переходе учащихся в 7 класс, когда перед детьми возникает вопрос о поведении первых доказательств. Трудности появляются из-за не подготовки учащихся к доказательствам. Многие из нас считают, чтобы избежать доказательству теорем, целесообразно начинать данную работу в 5–6 классах.

Дети данного возраста (10–11 лет) уже осмысливают закономерности и связи, опираясь на восприятие. При этом важная роль учителя — познакомить детей с тем как доказывать и вовлечь их в учебную деятельность. При этом содержание должно быть таким, чтобы теоретические факты были получены эмпирическим путем.

Современные учебники содержат задания на доказательство, но их мало, в основном упражнения направлены на формирование навыка решения задач. Поэтому возникает необходимость в составлении упражнений, направленных на формирование потребности в логическом доказательстве.

Задания составленного нами комплекса опираются на основные направления пропедевтической работы, описанные В. А. Далингером . Рассмотрим более подробно задания для 5 класса направленные на пропедевтику обучения доказательству теорем и развитие умений лежащих в основе доказательства теорем, представленные в таблице 1.

Таблица 1

В пятом классе разработаны задания по 7 темам «Простые и составные числа», «Признаки делимости», «Углы. Многоугольники», «Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК)», «Умножение десятичных дробей», «Множества», «Делители и кратные».

№ 1. Тема «Простые и составные числа».

Задания:

  1. Найди среди рядов чисел лишний:

а) 5,7,13,19;

б) 3,23,41,53;

в) 8,10, 14,26;

г) 2,17, 61,67.

Ответ: в

2. Сравни ряд чисел и найди лишний:

а) 4,12,44,56;

б) 6,8,16,25;

в) 3,23,41,59;

г) 10,22,64,85.

Ответ: в.

  1. Исключи лишнее слово:

Делитель, простое число, переменная, кратное, составное число.

Ответ: переменная

  1. Установи закономерность и укажи недостающее число:

111931

132337

1729?

Ответ: 41 (закономерность простых чисел, следующее за 37).

№ 2. Тема «Умножение десятичных дробей»

Задания.

  1. Умножь числа, используя правило умножения десятичных дробей:

а) 4,367 10;4,367 100;4,367 1000;

б) 0,051 10;0,051 100;0,051 1000.

Ответьте на вопросы: чем отличается положение запятой в значении произведения от её положения в первом множителе? Сколько нулей во втором множителе?

  1. Вставь пропущенное число:

Ответ: 1,74 ( ).

  1. Вставь пропущенное число

  1. Продолжи числовой ряд: 1,8; 2,0; 2,4; 3,2; ?

Ответ: 4,8 ( ).

№ 3. Тема «Признаки делимости».

  1. Выделите в математических утверждениях условие и заключение:

а) если запись числа оканчивается на 4, то число делится на 2;

б) если запись числа оканчивается на 6, то число делится на 2;

в) если запись числа оканчивается на 0, то число делится на 2;

г) если запись числа оканчивается на 2, то оно не делится на 5;

д) число, запись которого оканчивается на 2, не делится на 5;

е) если сумма цифр числа делится на 9, то натуральное число делится на 9.

  1. Составьте математическое утверждение по его условию «Число, сумма цифр которого делится на 3, …»
  2. Составьте математическое утверждение по его заключению «….., то числа делятся на 10».

№ 4. Тема «Углы. Многоугольники»

  1. Определи количество углов, изображенных на рисунке.

  1. Перечисли четырехугольники, изображенные на рисунке.

  1. Определи количество треугольников на рисунке.

  1. Сделай необходимые измерения и вычисли периметр фигуры, изображенной на рисунке.

№ 5. Тема «Множества».

  1. Ученики 5 класса во время летних каникул отдыхали в лагерях «Березка» и «Тамань». Из них 14 провели время в лагере «Березка», 8 — посетили лагерь «Тамань», а 5 — посетили оба лагеря. Сколько учащихся в классе?
  2. У 6 учащихся класса имеются набор для тенниса, а у 7 — набор для баскетбола. Из них 3 учащихся имеют набор для тенниса, но у них нет набора для баскетбола. А у 4 учащихся есть набор для баскетбола, но нет для тенниса. Сколько учащихся имеют наборы для тенниса и баскетбола? Изобрази решение задачи на кругах Эйлера-Венна.
  3. В классе у учащихся есть бадминтон, штанга и ракетки. Используя рисунок 7, ответь на вопросы:

а) Сколько учащихся имеют бадминтон?

б) Сколько учащихся имеют штангу?

в) Сколько учащихся имеют ракетки?

г) Сколько учащихся имеют бадминтон и штангу?

д) Сколько учащихся имеют бадминтон и ракетки?

е) Сколько учащихся имеют бадминтон, штангу и ракетки?

  1. Из 50 студентов 40 человек владеют русским языком, 30 — английским, 10 — казахским, 15 — русским и английским языками, 5 — русским и казахским, 5 — английским и казахским. Сколько студентов владеют тремя языками?

№ 6. Тема «Наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК)».

  1. Как измениться наибольший общий делитель двух и более числе, если каждое из них уменьшить в 2 раза? (Ответ: наибольший делитель этих чисел тоже уменьшиться в два раза).
  2. Если несколько чисел умножить на одно и тоже число, то наибольший общий делитель данных чисел ____________. (Ответ: умножиться на это число)
  3. Какая связь между наибольшим общим делителем двух чисел с меньшим из данных чисел? (Ответ: наименьший общий делитель равен меньшему из данных чисел).
  4. Каким числом будет являться наименьший общий делитель двух чисел, если одно из них кратно другому? (Ответ: наименьший общий делитель является наименьшим числом из данных).
  5. Что можно сказать за наименьшее общее кратное, если числа являются взаимно простыми? (Ответ: наименьшее общее кратное равно их произведению).
  6. Если каждое из данных чисел умножить на одно и тоже число, то что можно сказать за НОК? (Ответ: наименьшее общее кратное тоже уменьшиться на это число).

№ 7. Тема «Делители и кратные»

  1. Если 125 делится на 5, а 368 не делится на 5. Делится ли 125 368 на 5? Ответ необходимо обосновать.
  2. Делится ли число на k , если число делится на k, а число нет. Обоснуй ответ.
  3. Если число р делится на , а число k не делится на , то делится ли значение суммы р + на ? Обоснуй свой ответ.
  4. Получен остаток 9 при делении числа в на 16. Подумай, правильно ли выполнено деление?
  5. Докажи, что число k кратно 7, если число k кратно 49. Обоснуй свой ответ.
  6. Докажи, что а кратно в , то в — делитель а . Обоснуй свой ответ.
  7. Докажи что число а простое, если а:1 и а:а .
  8. Докажи, если число является простым, то оно имеет два делителя. Обоснуй свой ответ.
  9. Не выполняя вычислений, докажи, что число 12 является делителем числа 24 и кратным 6.
  10. Обоснуй высказывание «Число 93 делитель числа 9579».

Литература:

1. Далингер В. А. Методика обучению учащихся доказательству математических предложений: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2006. — 256с.

Основные термины (генерируются автоматически): Число, ответ, запись числа, общий делитель, учащийся, класс, кратное, логическое доказательство, наименьший общий делитель, пропедевтическая работа.


Ключевые слова

доказательство, пропедевтическая работа

Похожие статьи

Применение метода математической индукции к решению задач на...

Пример 1. Доказать, что число 5 кратно 19, где n — натуральное число.

Многие задачи на доказательство в теории делимости натуральных чисел удобно решать с

Решение подобных задач в теории графов основано на общей схеме: по условию задачи.

Решение: По условию известно, что число имеет 6 делителей, следовательно, необходимо рассмотреть два случая.

Нахождение наибольшего общего делителя различными методами

 Наибольший общий делитель (НОД) нам известен из школьного курса математики.

Пример: найдите НОД (24; 60). Введём обозначения: делители числа обозначим буквой Д.

наибольший общий делитель целых чисел ; — целое число делит нацело целое число .

равных сумме всех его делителей, таким образом, уже знали делители и кратные чисел.

Основные понятия математической логики. Делители

Ключевые слова: логика, логические операции, законы логики, делимость, Python.

Ответ: 18. Для лучшего понимания изобразим множества чисел с помощью кругов Эйлера (рисунок 1). D

. т.е числа, которые одновременно делятся и на 10 и на 12. НОК = 30 и дальше числа: 60, 90, 120 и т. д.

Для наглядности изобразим множества делителей с помощью кругов Эйлера. Рис. 2.

Признаки делимости натуральных чисел | Статья в журнале...

число b является делителем числа a; Делитель — это число, которое делит данное число без остатка.

Теорема (общий признак делимости на составное число): Для того чтобы натуральное число

Делимость натурального числа на 16 зависит от четырёх последних цифр в его записи.

Именно с работ Ферма началась новая математическая наука-теория чисел.

Использование элементов дистанционного обучения при изучении...

Умение находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное целых чисел очень важно для

Позднее данная тема встречается в задачах на доказательство в старших классах.

Рис. 2. Содержание дистанционного курса «НОК и НОД целых чисел».

Мы разработали дистанционный курс. Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов.

О проверке кратности чисел в двоичной системе счисления...

Принцип деления на числа равные 2 k основывается на правилах перехода от 2-ой к 10-ой

что число N будет делится на , если в алгебраической сумме не будет слагаемых меньше, чем .

Для определения кратности 7 необходимо разбить двоичную запись проверяемого числа

Данная работа может помочь при разработке схем релейной защиты и систем контроля сети...

Не люблю делить я в «столбик»! (признаки делимости вне...)

Общий признак делимости для любого числа даёт впервые Блез Паскаль в 1654 г

и только тогда, когда число его десятков, сложенное с увеличенным в 12 раз число единиц, кратно 17.

— М.: Наука, 1980. Гельфанд М. Б., Павлович В. С. Внеклассная работа по математике.

натуральное число, число, теорема, вид суммы членов, широкий класс задач, целое число.

Методы и приемы введения математических понятий в начальном...

...этого класса — и в совокупности отличительных для них признаков» [1, с.182]; «общее имя

«цифра — это знак для записи числа» и др.), неявные (остенсивные и контекстуальные)

и др.; контекстуальные: «решить уравнение — значит найти неизвестное число», «луч — часть

В программах начального курса математики о работе над определениями ничего не сказано, но...

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

Изучение комплексных чисел и работа с ними способствует развитию у учащихся

к использованию при реализации образовательных программ среднего общего образования на 2019–2020

Интерес у учащихся также может вызвать объяснение записи мнимых чисел. Важно показать различные формы записи комплексного числа и переходы от одних форм к...

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития...

Для учащихся интересны и полезны являются такие виды работы, как.

Сравним теперь число всех стульев — 96 и число стульев, которые займут ученики двух классов, — 84.

IV способ. Стулья в зале распределили поровну между классами, т. е. по 48.

задача, учащийся, логическое мышление, двузначное число, решение задач, решение, общий вид, неполная...

Похожие статьи

Применение метода математической индукции к решению задач на...

Пример 1. Доказать, что число 5 кратно 19, где n — натуральное число.

Многие задачи на доказательство в теории делимости натуральных чисел удобно решать с

Решение подобных задач в теории графов основано на общей схеме: по условию задачи.

Решение: По условию известно, что число имеет 6 делителей, следовательно, необходимо рассмотреть два случая.

Нахождение наибольшего общего делителя различными методами

 Наибольший общий делитель (НОД) нам известен из школьного курса математики.

Пример: найдите НОД (24; 60). Введём обозначения: делители числа обозначим буквой Д.

наибольший общий делитель целых чисел ; — целое число делит нацело целое число .

равных сумме всех его делителей, таким образом, уже знали делители и кратные чисел.

Основные понятия математической логики. Делители

Ключевые слова: логика, логические операции, законы логики, делимость, Python.

Ответ: 18. Для лучшего понимания изобразим множества чисел с помощью кругов Эйлера (рисунок 1). D

. т.е числа, которые одновременно делятся и на 10 и на 12. НОК = 30 и дальше числа: 60, 90, 120 и т. д.

Для наглядности изобразим множества делителей с помощью кругов Эйлера. Рис. 2.

Признаки делимости натуральных чисел | Статья в журнале...

число b является делителем числа a; Делитель — это число, которое делит данное число без остатка.

Теорема (общий признак делимости на составное число): Для того чтобы натуральное число

Делимость натурального числа на 16 зависит от четырёх последних цифр в его записи.

Именно с работ Ферма началась новая математическая наука-теория чисел.

Использование элементов дистанционного обучения при изучении...

Умение находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное целых чисел очень важно для

Позднее данная тема встречается в задачах на доказательство в старших классах.

Рис. 2. Содержание дистанционного курса «НОК и НОД целых чисел».

Мы разработали дистанционный курс. Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов.

О проверке кратности чисел в двоичной системе счисления...

Принцип деления на числа равные 2 k основывается на правилах перехода от 2-ой к 10-ой

что число N будет делится на , если в алгебраической сумме не будет слагаемых меньше, чем .

Для определения кратности 7 необходимо разбить двоичную запись проверяемого числа

Данная работа может помочь при разработке схем релейной защиты и систем контроля сети...

Не люблю делить я в «столбик»! (признаки делимости вне...)

Общий признак делимости для любого числа даёт впервые Блез Паскаль в 1654 г

и только тогда, когда число его десятков, сложенное с увеличенным в 12 раз число единиц, кратно 17.

— М.: Наука, 1980. Гельфанд М. Б., Павлович В. С. Внеклассная работа по математике.

натуральное число, число, теорема, вид суммы членов, широкий класс задач, целое число.

Методы и приемы введения математических понятий в начальном...

...этого класса — и в совокупности отличительных для них признаков» [1, с.182]; «общее имя

«цифра — это знак для записи числа» и др.), неявные (остенсивные и контекстуальные)

и др.; контекстуальные: «решить уравнение — значит найти неизвестное число», «луч — часть

В программах начального курса математики о работе над определениями ничего не сказано, но...

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

Изучение комплексных чисел и работа с ними способствует развитию у учащихся

к использованию при реализации образовательных программ среднего общего образования на 2019–2020

Интерес у учащихся также может вызвать объяснение записи мнимых чисел. Важно показать различные формы записи комплексного числа и переходы от одних форм к...

Разнообразные виды работ над задачами как средство развития...

Для учащихся интересны и полезны являются такие виды работы, как.

Сравним теперь число всех стульев — 96 и число стульев, которые займут ученики двух классов, — 84.

IV способ. Стулья в зале распределили поровну между классами, т. е. по 48.

задача, учащийся, логическое мышление, двузначное число, решение задач, решение, общий вид, неполная...

Задать вопрос