Использование воспитательного потенциала урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 01.03.2023

Статья просмотрена: 488 раз

Библиографическое описание:

Ушакова, Е. Н. Использование воспитательного потенциала урока / Е. Н. Ушакова, Т. Е. Иванюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 207-208. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100434/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена вопросам организации учителем занятия с целью успешного овладения знаниями школьниками, умениями и навыками. Рассматриваются правила и формы делового и межличностного общения с учащимися, формирующие воспитательный потенциал урока, создающие возможности для творческого роста и развития учеников.

Ключевые слова: самопознание, самовоспитание, саморазвитие, воспитательный потенциал, поисковая деятельность.

Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемой частью. История, литература, физика, знакомство с трудами ученых, технологическими достижениями, историческими событиями не только формируют предметные, предпрофессиональные знания, но и чувство гордости за свою страну, своих земляков, уважение к подвигу прадедов. Именно поэтому приоритет отдается общекультурному развитию личности, расширению кругозора, проведению совместных познавательных и развивающих мероприятий.

Современный мир, в котором живет современный человек, радикально изменяется. Нынешнее развитое информационное общество требует информационно подкованных, высоконравственных, ответственных за свою Родину людей. Общество воспитывает обучающихся в рамках новой информационной среды по стандартам второго поколения. При помощи образования и воспитания оно приобщает школьников к миру искусства, к миру прекрасного. Общество формирует духовно-нравственные ценности, сеет добрые чувства в душе ребенка, растит стремление к высокому, прокладывает дорогу к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, взращивает в ребенке творческую и креативную личность. Воспитание подрастающего поколения — приоритетная задача современного образования в нашей стране.

Основным содержанием образовательного процесса является перевод ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, они служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока, который является основной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Профессионализм учителя заключается в методической грамотности, в умении определять образовательные и воспитательные возможности урока, в тонком чувствовании возможностей своего предмета. Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны системы современного образования [3]. Знания, школьника являются базовыми для его развития и воспитания. Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся, являющейся важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока. Современный урок способствует личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самоорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний, приобретение умений и навыков, но и на развитие у них творческих способностей и склонностей каждого из них [2]. Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, причём упор делается на равноправные человеческие отношения, которые начинаются с приветливой улыбки учителя; интригующим сообщением, что сегодня произойдёт знакомство с очень интересным материалом, знание которого пригодится в жизни. Учитель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых, обеспечить учащимся интересную деятельность, приводящую к поиску закономерностей, совместному решению проблем. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта, успеха. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого [6]. Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка для преодоления трудностей и развития желания учиться. Для этого важна сформированность у учителя положительной установки на каждого ученика как уникальной и неповторимой личности. Умение познавать учащихся является необходимым условием отношений в системе «учитель — ученик», установлении деловых и эмоционально личностных контактов [1]. Очень важен психологический климат урока, который проявляется в эмоциональном настрое учителя и учащихся. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки: ‒ дружеское единение в системе «учитель—ученик»; ‒ проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию; ‒ защищенность всех членов классного коллектива; ‒ разумная и полезная деятельность всех на уроке; ‒ умение быть сдержанным в движениях, словах.

Естественно, манера поведения учителя, его позиция влияют на климат урока, на отношение учащихся к образовательному процессу. Поэтому, особое значение приобретает слово учителя. Учитель с демократическим стилем обсуждает проблемы совместно с учащимися, не навязывая им своего мнения, своей точки зрения, вовлекает их в диалог, приглашает задумываться над теми или иными вопросами. Вся деятельность учителя направлена на то, чтобы ненавязчиво подвести учащихся к принятию правильного решения проблемы. Учитель помогает растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития [2]. Воспитание на уроке представляет собой формирование у детей определенных моральных установок, самостоятельности в решении возникших проблем. Исходя из вышесказанного, нельзя не отметить, что каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.

Литература:

  1. Подласый И. П. Педагогика [Текст] / Подласый И. П. — М.: Издательский центр «Владос», 1999.-123с.
  2. Права человека и образовательное законодательство [Текст] // Народное образование.- 2007. -№ 1. -С.-15–16.
  3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.- М., 1986.-126с.
  4. Салов Ю. И. Логика социокультурной эволюции [Текст] /Ю. И.Салов.- М, 2000.-159с.
  5. Сластенин В. А. Педагогика [Текст] / Сластенин В. А. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-122с.
Основные термины (генерируются автоматически): современный урок, образовательный процесс, урок, учащийся, воспитательный потенциал, воспитательный потенциал урока, классный коллектив, современное образование, творческий рост, учебный материал.


Похожие статьи

Использование воспитательного потенциала урока

Каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и

Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний

Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, причём упор делается на

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель...

Методика воспитывающего урока | Статья в журнале...

Любимый вопрос современного ученика, который идет на урок «Зачем?».

Уроков [1, с. 11] Поэтому необходимо понимать, что именно урок становится основным пространством

Выводы оказались неутешительными: 70 % уроков имели низкий уровень воспитательного эффекта, а 7

– учителем-тьютором, который, опираясь на внутренний потенциал ученика, определяет...

Воспитательный потенциал уроков литературы

Изменилось информационное поле, которое влияет на воспитательный процесс.

Исследования современных ученых Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. А

Общаясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляют компьютер, несколько...

Урок в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Современный урок — это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает

Важно, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся.

Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а

‒ повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в...

ФГОС НОО: требования к современному уроку | Молодой ученый

Современный урок — это: - Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор

- Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть

современный урок, урок, учащийся, познавательный интерес, развитие личности...

Современный урок как основополагающий компонент...

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является

Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе.

1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность.

В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты[7]

Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному...

Воспитательный процесс характеризуется определенной структурой, выражающей

Оно реализуется как в классной, так и во внеклассной внеурочной работе, на всех учебных

Объединяя в учебном процессе обучение и воспитание, учитель должен постоянно помнить

В процессе воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, учитывая специфику...

Организация воспитательного процесса обучающихся...

Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО.

Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе

Эффективные условия развития личности обучающихся в процессе воспитания

Работая над проектом, сплачивается не только коллектив класса, но и коллектив родителей.

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по...

...5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Содержание урока, ориентированного только на знания, нейтрально для учащихся.

Начало урока — очень важный момент с образовательной точки зрения, потому что на этом

— Во-первых, ученики сами ставят задачи урока, что позволяет им развивать творческое...

Похожие статьи

Использование воспитательного потенциала урока

Каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и

Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний

Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, причём упор делается на

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель...

Методика воспитывающего урока | Статья в журнале...

Любимый вопрос современного ученика, который идет на урок «Зачем?».

Уроков [1, с. 11] Поэтому необходимо понимать, что именно урок становится основным пространством

Выводы оказались неутешительными: 70 % уроков имели низкий уровень воспитательного эффекта, а 7

– учителем-тьютором, который, опираясь на внутренний потенциал ученика, определяет...

Воспитательный потенциал уроков литературы

Изменилось информационное поле, которое влияет на воспитательный процесс.

Исследования современных ученых Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. А

Общаясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляют компьютер, несколько...

Урок в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Современный урок — это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает

Важно, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся.

Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а

‒ повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в...

ФГОС НОО: требования к современному уроку | Молодой ученый

Современный урок — это: - Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор

- Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть

современный урок, урок, учащийся, познавательный интерес, развитие личности...

Современный урок как основополагающий компонент...

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является

Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе.

1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность.

В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты[7]

Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному...

Воспитательный процесс характеризуется определенной структурой, выражающей

Оно реализуется как в классной, так и во внеклассной внеурочной работе, на всех учебных

Объединяя в учебном процессе обучение и воспитание, учитель должен постоянно помнить

В процессе воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, учитывая специфику...

Организация воспитательного процесса обучающихся...

Организация воспитательного процесса обучающихся в условиях ФГОС НОО.

Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе

Эффективные условия развития личности обучающихся в процессе воспитания

Работая над проектом, сплачивается не только коллектив класса, но и коллектив родителей.

Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по...

...5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.

Содержание урока, ориентированного только на знания, нейтрально для учащихся.

Начало урока — очень важный момент с образовательной точки зрения, потому что на этом

— Во-первых, ученики сами ставят задачи урока, что позволяет им развивать творческое...

Задать вопрос