Использование воспитательного потенциала урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дровникова, Н. А. Использование воспитательного потенциала урока / Н. А. Дровникова, Л. М. Анпилова, Н. П. Волобуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53268/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье идёт речь о том, что педагог обязан помочь растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития, необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок — ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Актуальность статьиобусловлена тем, что наше время — эпоха активных, деловых людей. Основным содержанием образовательного процесса является социализация школьника как активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе семейных ценностей, ставить перед собой цели, разрабатывать и реализовывать проекты по преобразованию социума. Одной из насущных проблем сегодняшних школьников является принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.

Воспитание и обучение, дополняя друг друга, служат целостному развитию личности школьника. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока, который является основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.

Профессионализм учителя заключается в методической грамотности при определении образовательных и воспитательных возможностей подготовленного материала к уроку, в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств школьника.

Знания, которые школьник получает в ходе образовательного процесса, являются базовыми для развития и воспитания ребенка. Я. А. Коменский, призывал педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию».

Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний, приобретение умений и навыков, но и на развитие их творческих способностей и склонностей. Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, причём упор делается на равноправные человеческие отношения, которые начинаются интригующим сообщением, что сегодня произойдёт знакомство с очень интересным материалом, знание которого пригодится в жизни. В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд. Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка для преодоления трудностей и развития желания учиться.

Очень важен психологический климат урока, который проявляется в эмоциональном настрое учителя и учащихся. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

‒ дружеское единение в системе «учитель—ученик»;

‒ проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию;

‒ защищенность всех членов классного коллектива;

‒ разумная и полезная деятельность всех на уроке;

‒ умение быть сдержанным в движениях, словах.

Естественно, манера поведения учителя, его позиция влияют на климат урока, на отношение учащихся к образовательному процессу. Поэтому, особое значение приобретает слово учителя.

Исходя из вышесказанного, нельзя не отметить, что педагог руководит деятельностью учащегося, он помогает растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития.

Каждый урок — ступенька в развитии креативного мышления школьника, его самопознания, самовоспитания и саморазвития.

Литература:

  1. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. — 2008. — № 6. — С. 42–47.
  2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно — нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 38–42.
  3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст]//Вестник образования России. — 2008. — № 5. — С. 71–74.
  5. Методика преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1995
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр — 271 [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2010. — № 9. — С. 5–12.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, классный коллектив, развитие, растущий человек, современный урок, социальное развитие, урок.


Похожие статьи

Роль классного руководителя в формировании личности...

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Классный руководитель как организатор развития...

Похожие статьи

Роль классного руководителя в формировании личности...

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Классный руководитель как организатор развития...

Задать вопрос