ФГОС НОО: требования к современному уроку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 6420 раз

Библиографическое описание:

Четанова Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/archive/82/15019/ (дата обращения: 20.10.2018).

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны: анализировать свои поступки, действия;самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью;быть способны к сотрудничеству;иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Современный урок — это:

-        Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);

-        Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

-        Урок, содержащий разные виды деятельности;

-        Урок, на котором ученику должно быть комфортно;

-        Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

-        Современный урок развивает у детей креативное мышление;

-        Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

-        Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

-        Цели урока задаются с направленностью передачи функции от учителя к ученику;

-        Учитель ежедневно, ежеурочно обучает детей осуществлять рефлексивное действие, умение оценить свою готовность, находить причины затруднений, обнаруживать незнание, и т. п.;

-        На уроках используются разнообразные методы,формы, и приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;

-        Учитель учит обучающихся ставить и адресовать вопросы, а так же владеет технологией диалога;

-        Учитель учит детей работать по правилу, а так же творчески сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.;

-        Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы.На уроке происходит формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;

-        Учитель стремится оценивать видимые успехи каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные достижения;

-        Учитель заранее планирует коммуникативные задачи урока;

-        Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, его личное мнение, а так же обучает корректным формам их выражения;

-        Стиль, тон отношений, которые задаются на уроке, помогают создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта;

-        На уроке происходит глубокое личностное воздействие «учитель-ученик», через отношения, совместную деятельность и т. д..

Следует разделять традиционный и современный уроки:

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Методы и формы современного урока

1.                  Метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини — проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2.                  Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

-        развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-        развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

-        активизировать познавательную деятельность учащихся;

-        овладевать практическими способами работы с информацией;

-        проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

3.                  Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

-        Здоровьесберегающее обучение направлено на — обеспечение психического здоровья учащихся.

-        Опирается на — природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

-        Достигается через — учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

-        Приводит к — предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

4.                  Портфолио

Основными задачами применения портфолио являются:

-        повышение качества образования в школе;

-        поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

-        систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

-        формирование адекватной самооценки у обучающихся;

-        формирование умение учиться — ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;

-        создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много в работе учителя зависит от его желания и характера, а так же от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Педагоги смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умение быстро перестраиваться.

 

Литература:

 

1.                 Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Издательство «Просвещение» 2014г.

2.                 http://pandia.org/text/78/466/78012.php

3.                 http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/criteria/

4.                 Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

5.                 Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Информатика и образование.

6.                 Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». № 2 2009г

7.                 http://festival.1september.ru/articles/570230/

Основные термины (генерируются автоматически): современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.


Похожие статьи

Современный урок как основополагающий компонент...

СОВРЕМЕННЫЙ — относящийся к настоящему времени, теперешний. + УРОКучебный час, посвященный учебному предмету.

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Современный учитель должен быть готов к инновациям и пробовать новые вещи, навыки преподавания и

- Ваши ученики участвуют в уроке, отправляя вопросы и комментарии через Твиттер.

- Ваши ученики создают учебное пособие, работая вместе в группе-вики.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

В школе происходит изменение способов организации образовательной деятельности обучающихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов...

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

умение, учебная деятельность, действие, учитель, урок, навык, познавательная задача, учебно-познавательная деятельность, роль учителя, способ учения.

Эффективность современного урока физики | Статья в сборнике...

Поэтому планирование учебного процесса должно быть направлено на достижение конечных результатов

Основные термины (генерируются автоматически): задача, ситуационная задача, урок, учитель, решение, обучающийся, Игра, образовательный процесс, какая одежда...

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих...

Ключевые слова: урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося...

Урок в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

современный урок, урок, учащийся, познавательный интерес, развитие личности, процесс обучения, учебная деятельность, образовательный процесс, домашнее задание, умение.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

иностранный язык, урок, речевая деятельность, современный урок, умение, обучающийся, речевой материал, средство обучения, форма урока, этап урока.

Современный урок как основополагающий компонент...

СОВРЕМЕННЫЙ — относящийся к настоящему времени, теперешний. + УРОКучебный час, посвященный учебному предмету.

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Современный учитель должен быть готов к инновациям и пробовать новые вещи, навыки преподавания и

- Ваши ученики участвуют в уроке, отправляя вопросы и комментарии через Твиттер.

- Ваши ученики создают учебное пособие, работая вместе в группе-вики.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

В школе происходит изменение способов организации образовательной деятельности обучающихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов...

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

умение, учебная деятельность, действие, учитель, урок, навык, познавательная задача, учебно-познавательная деятельность, роль учителя, способ учения.

Эффективность современного урока физики | Статья в сборнике...

Поэтому планирование учебного процесса должно быть направлено на достижение конечных результатов

Основные термины (генерируются автоматически): задача, ситуационная задача, урок, учитель, решение, обучающийся, Игра, образовательный процесс, какая одежда...

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих...

Ключевые слова: урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося...

Урок в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

современный урок, урок, учащийся, познавательный интерес, развитие личности, процесс обучения, учебная деятельность, образовательный процесс, домашнее задание, умение.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

иностранный язык, урок, речевая деятельность, современный урок, умение, обучающийся, речевой материал, средство обучения, форма урока, этап урока.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современный урок как основополагающий компонент...

СОВРЕМЕННЫЙ — относящийся к настоящему времени, теперешний. + УРОКучебный час, посвященный учебному предмету.

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Современный учитель должен быть готов к инновациям и пробовать новые вещи, навыки преподавания и

- Ваши ученики участвуют в уроке, отправляя вопросы и комментарии через Твиттер.

- Ваши ученики создают учебное пособие, работая вместе в группе-вики.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

В школе происходит изменение способов организации образовательной деятельности обучающихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов...

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

умение, учебная деятельность, действие, учитель, урок, навык, познавательная задача, учебно-познавательная деятельность, роль учителя, способ учения.

Эффективность современного урока физики | Статья в сборнике...

Поэтому планирование учебного процесса должно быть направлено на достижение конечных результатов

Основные термины (генерируются автоматически): задача, ситуационная задача, урок, учитель, решение, обучающийся, Игра, образовательный процесс, какая одежда...

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих...

Ключевые слова: урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося...

Урок в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

современный урок, урок, учащийся, познавательный интерес, развитие личности, процесс обучения, учебная деятельность, образовательный процесс, домашнее задание, умение.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

иностранный язык, урок, речевая деятельность, современный урок, умение, обучающийся, речевой материал, средство обучения, форма урока, этап урока.

Современный урок как основополагающий компонент...

СОВРЕМЕННЫЙ — относящийся к настоящему времени, теперешний. + УРОКучебный час, посвященный учебному предмету.

2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее...

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

учебный материал, урок, учащийся, технологическая карта, учитель, преподаватель, изучение, подготовка учителя, методическая литература, особое внимание.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Современный учитель должен быть готов к инновациям и пробовать новые вещи, навыки преподавания и

- Ваши ученики участвуют в уроке, отправляя вопросы и комментарии через Твиттер.

- Ваши ученики создают учебное пособие, работая вместе в группе-вики.

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

В школе происходит изменение способов организации образовательной деятельности обучающихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов...

Формирование умения учиться как основная ролевая функция...

умение, учебная деятельность, действие, учитель, урок, навык, познавательная задача, учебно-познавательная деятельность, роль учителя, способ учения.

Эффективность современного урока физики | Статья в сборнике...

Поэтому планирование учебного процесса должно быть направлено на достижение конечных результатов

Основные термины (генерируются автоматически): задача, ситуационная задача, урок, учитель, решение, обучающийся, Игра, образовательный процесс, какая одежда...

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих...

Ключевые слова: урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося...

Урок в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

современный урок, урок, учащийся, познавательный интерес, развитие личности, процесс обучения, учебная деятельность, образовательный процесс, домашнее задание, умение.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации...

иностранный язык, урок, речевая деятельность, современный урок, умение, обучающийся, речевой материал, средство обучения, форма урока, этап урока.

Задать вопрос