Автор: Гончаров Василий Иванович

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Гончаров В. И. Эффективность современного урока физики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 5-8.



Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Время готовых уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему давать знания, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Каким должен быть урок можно бесконечно спорить, неоспоримо одно: он должен быть одушевлён личностью учителя, способного дать учащимся навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру.

В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных, предприимчивых выпускников, которые:

– могут анализировать свои действия;

– самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

– способны к сотрудничеству.

Стандарты второго поколения основного общего образования предусматривают формирование предметных, личностных и метапредметных результатов. В связи с этим мы должны по-новому смотреть на образовательный процесс, по новому его организовать. Эти задачи можно решать в рамках системно-деятельностного подхода. Ключевая особенность деятельностного подхода — уход от информационного репродуктивного знания к знанию действий.

Педагоги в рамках своей работы должны решать различные задачи, а также дать обучающимся возможность деятельности в решении поставленных перед ними задач, сформировать у них комплекс современных умений (универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных). Поэтому планирование учебного процесса должно быть направлено на достижение конечных результатов:

– ежедневное, последовательное достижение планируемых учителем результатов;

– тщательный подбор учебных заданий и ситуаций для достижения поставленных целей на каждом проводимом учителем уроке.

Ни для кого не секрет, что предмет физика как учебный предмет имеет свои особенности, это:

– экспериментальная основа;

– опора на теоретическое мышление;

– специфика терминологического аппарата.

Основные предметные умения, которые должны быть сформированы у «ученика-физика» в основной школе приобретаются при выполнении экспериментальных и исследовательских работ, при решении физических задач, при использовании терминологического аппарата предмета физика.

Приобретению универсальных учебных действий на уроках физики способствует решение комплексных задач, которые не содержат чётко сформулированных условий и целей, которые являются объектом деятельности обучающегося с динамически изменяющейся средой, содержащей большое число компонентов с неочевидными связями.

В процессе решения комплексной задачи развивается познавательная деятельность детей, направленная на преодоление препятствий, заранее неизвестных, выявление причинно-следственных связей, анализ и интеграция получаемой информации.

Основными направлениями обучения решению комплексных задач являются:

– формирование системного типа ориентировки в изучаемой области;

– организация самостоятельного исследовательского обучения;

– использование комбинированных методов обучения.

В формировании УДД можно также использовать ситуационные задачи, которые носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для решения которой необходимы конкретные предметные знания. Нередко для решения ситуационных задач обучающемуся требуется знание нескольких учебных предметов.

Обязательным элементом ситуационной задачи является проблемный вопрос, связанный с реальной жизнью и на который ученику захотелось бы найти ответ.

Ситуационные задачи выглядят следующим образом:

– название задания (не традиционный номер задачи);

– личностно значимый познавательный вопрос;

– представленная в разнообразном виде информация по данному вопросу;

– какие действия нужно выполнить с представленной информацией;

– выводы и заключения по решению задачи.

Примером ситуационной задачи может быть предложена при изучении темы в 8 классе «Тепловые явления», в частности при введении понятия «теплоемкость» различных тел и материалов может служить задача «Как правильно одеваться?» Тема урока нестандартна для обучающихся, что вызывает у них непосредственный интерес к изучению данного материала. Перед обучающимися можно поставить ряд вопросов, на которые они должны найти ответы:

– какие способы терморегуляции человека вы знаете?;

– греет ли одежда?;

– каков (на ваш взгляд) механизм удерживания «тепла» одеждой?;

– какой одежде легче удерживать тепло?;

– какая одежда более тёплая?;

– какие из материалов (шерсть, хлопок, синтетика) лучше удерживают тепло человеческого тела? И другие.

В конце урока обучающиеся оценивают теплоёмкость каждой вещи, делают вывод о физическом смысле понятия теплоёмкость.

Не всегда ситуационную задачу можно решить на одном уроке, в связи с этим её можно разделить на несколько этапов для получения запланированного результата:

– получение необходимых данных при выполнении домашнего задания;

– работа с полученными данными в классе;

– использование части ситуационной задачи во внеклассной работе;

– на занятиях кружка и других видах досуговой деятельности.

Наиболее эффективно использование ситуационных задач учителями, совмещающими преподавание нескольких предметов (это актуально для учителей работающих в сельских малокомплектных школах).

Ситуационные задачи схожи с проблемными задачами и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационных задач у учителя и ученика разные цели:

– учащийся — найти решение поставленной задачи;

– учитель — создать условия для освоения учащимися способа деятельности и осознания его сущности.

Таким образом, когда мы говорим о новых подходах и новых целях обучения, которые стоят перед учителем на современном этапе, мы должны использовать:

– включение в содержание учебных предметов ситуационных задач, позволяющих изменить подход к определению тем занятий;

– некоторые темы могут быть сформулированы в виде вопросов, содержащихся в ситуационной задаче;

– целью урока в этом случае становится усвоение метода исследования. А понятия, факты, научные закономерности будут усвоены обучающимся в том случае, если они понадобятся ему для понимания сущности метода.

Таким образом использование ситуационных задач в образовательном процессе даёт возможность:

– мотивировать обучающихся к познанию окружающего мира;

– актуализировать предметные знания для решения задач;

– формировать предметные и метапредметные образовательные результаты;

– вырабатывать партнёрские отношения между обучающимися и преподавателями;

– наполнить портфолио обучающегося и учителя, соответственно развивая ученика и повышая уровень профессиональной компетенции учителя.

При изучении физики нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, так как это приведёт лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность на уроке, то интерес к изучаемому материалу у них быстро пропадёт, вызовет лишь частичный интерес, который не будет постоянным. Поэтому при проведении уроков нужно чаще прибегать к эффективному педагогическому средству, как игровая деятельность. С переходом на личностно-ориентированное обучение такой приём позволяет более осмысленного, активного участия обучающихся в познавательной деятельности. «Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной школы жизни». (С. Т. Шацкий) Интересная игра повышает умственную активность школьника, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — лишь один из методов, и он даёт хорошие результаты только в сочетании с другими.

Для того чтобы игровая форма на уроке приводила к достижению поставленных целей нужно придерживаться определённых правил:

– правила игры должны быть простыми, доступными для понимания школьниками;

– игра должна заставлять детей мыслить, искать ответы на поставленные вопросы;

– дидактический материал для игры должен быть удобен в использовании;

– учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым;

– каждый ученик должен быть активным участником игры.

Ниже приведены примеры некоторых игр, которые можно использовать на уроке.

– «Цепная реакция» (можно использовать как для проверки домашнего задания, так и для закрепления изученного материала). Учитель задаёт первый вопрос и вызывает ученика, который должен на него ответить. Тот после ответа задаёт другой вопрос и вызывает одноклассника, который отвечает на этот вопрос и задаёт свой, и т. д.

– «Народный артист». Ученикам на дом даётся задание придумать частушки, загадки, вспомнить пословицы или поговорки на изучаемую тему по физике. Например, «Бутерброд всегда падает маслом вниз», «Масло всегда плавает сверху ", «Меня никто не видит, но всякий слышит» (загадка о громе).

– «Помощь друга». Ученик, правильно выполнивший своё задание первым, получивший «отлично», приходит на помощь своему товарищу. Число учащихся, выполнивших задание, сразу растёт, и они сами уже помогают другим. Получается цепная реакция взаимопомощи.

В заключение приведу слова из книги С. А. Шмакова, который образно выражает значение игры в нашей жизни: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все…. А игра?! Игра — одно из интереснейших явлений культуры…Игра, как тень, родилась вместе с ребёнком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большего человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные».

Литература:

  1. Ланин И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение.1995
  2. Лис Е. П. Применение игровых элементов на уроках физики //ФПВ. — 2009 — № 1 — С. 52–55
  3. Шмаков С. А. Игра и дети. М.: Просвещение. 1998
  4. http://znanio.ru/media/didakticheskie igry na urokah fiziki-54734/65621
  5. http://www.myshared.ru/slide/1225918
Основные термины (генерируются автоматически): ситуационных задач, ситуационной задачи, предметные знания, использование ситуационных задач, уроках физики, Ситуационные задачи, универсальных учебных действий, комплексных задач, Примером ситуационной задачи, элементом ситуационной задачи, решения ситуационных задач, ситуационных задач учителями, решении ситуационных задач, части ситуационной задачи, предметов ситуационных задач, проводимом учителем уроке, конкретные предметные знания, решения комплексной задачи, Ситуационные задачи схожи, решении физических задач.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос