Системно-процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 27.02.2023

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Кулькова, И. В. Системно-процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях / И. В. Кулькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100389/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья раскрывает системно-процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1.

Ключевые слова: повышение квалификации, педагогические кадры, управление процессом повышения квалификации, модель управления процессом повышения квалификации.

В современных условиях для решения проблем, стоящих перед МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1, где требуется педагог с новым педагогическим мышлением, основами рефлексивной культуры, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности, усиливается необходимость создания такой модели управления профессиональным развитием, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала каждого педагога.

Мы рассматриваем создание модели управления профессиональным развитием педагогов МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1 на основе системно-процессного подхода.

С позиции системного подхода модель управления общеобразовательной школой включает в себя: системообразующие факторы (цели, результаты деятельности); условия функционирования (социально-педагогические, временные); структурно-функциональные компоненты (отделы и подразделения школы, управляющая и управляемая подсистемы образовательного процесса) [1]

Но использование только системного подхода для эффективного управления в современных условиях недостаточно, его необходимо дополнить методологией процессного подхода [2]. Процессное управление уделяет особое внимание взаимодействию структурных элементов образовательной организации, причем взаимодействие строится не вдоль функциональной иерархии, а по горизонтали, на связи между структурными подразделениями.

Структурно-функциональная модель профессионального развития педагогов систематизирована с позиции системно-процессного подхода с разделением на уровни управления.

Цель: повышение эффективности управления профессиональным развитием педагогов путем совершенствования системы мониторинга, повышения уровня компетентности молодых педагогов и снижение профессионального выгорания (стагнации) опытных педагогических работников.

Задачи:

1) совершенствовать систему мониторинга педагогической компетентности, подобрать диагностические методики, опросники, тесты;

2) продолжить освоение новой формы аттестации педагогических и руководящих работников;

3) определить и внедрить в работу систему действий по профилактике профессиональной стагнации педагогов;

4) в полной мере реализовать план повышения квалификации педагогов с учётом выявленных тенденций;

5) создать благоприятную мотивационную среду и эффективную систему оценки деятельности педагогов, тем самым повысить инновационный потенциал педагогического коллектива.

Рассмотрим подробнее механизмы реализации модели.

Содержательный блок включает:

— процессы управления

Маркетинговые стратегические направления:

1) анализ профессионализма педагогов на основе выявления их потребностей, изучения результатов деятельности;

2) на основе выявленных потребностей определить возможности для повышения квалификации;

3) разработка программы повышения квалификации;

4) вовлечение педагогов в разные формы профессионального совершенствования на базе МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1;

5) определение поставщиков услуги повышения квалификации педагогов за пределами МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1;

6) подбор, систематизация инструментария для изучения результативности курсовой подготовки педагогов.

Стратегическое планирование:

1) разработка плана повышения квалификации педагогов на учебный год с учётом потребности каждого педагога;

2) разработка планов индивидуального развития педагогов с учётом потребностей и возможностей каждого педагога.

Стратегическое проектирование:

1) апробация, адаптация к условиям конкретного учреждения мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП; инструментария для мониторинга педагогической деятельности;

2) проектирование обогащения, изменения предметно — развивающей среды.

Основными процессами обеспечения управления профессиональным развитием педагога являются следующие ресурсы:

Финансовые ресурсы: Составление плана повышения квалификации с указанием стоимости услуги, сроков курсовой подготовки на учебный год.

Кадровые ресурсы: Планирование и организация работы с молодыми педагогами; Планирование и организация работы по профилактике стагнации педагогов-стажистов

Информационные ресурсы: Информирование педагогов о курсах по каскадно-цикличной модели по мере поступления предложений ЦРСО;

Поиск альтернативных форм обучения; Заочное обучение: сайт «Академия родительского образования», сайт «1 сентября» и другие [3].

Наиболее подробно процессный подход в реализации модели управления профессиональным развитием педагогов МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1 приведен в таблице 1.

Таблица 1

Процессный подход в реализации модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1

Процессы

Проблемы

Решение

Управление

Недостаточная информация о проблемах, затруднениях в работе педагогов — не в полной мере определена потребность, спрос на услугу повышения квалификации

Издание приказа о направлении на курсы ПК

Маркетинг

Анализ профессионализма педагогов на основе выявления их потребностей, изучения результатов деятельности

Не определены поставщики услуги повышения квалификации(возможности)

На основе выявленных потребностей определить возможности для повышения квалификации: Вовлечение педагогов в разные формы профессионального совершенствования на базе МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1;

Определение поставщиков услуги повышения квалификации педагогов за пределами МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1

Отсутствует система отслеживания результативности курсовой подготовки педагогов

Подбор, систематизация инструментария для изучения результативности курсовой подготовки педагогов

Планирование

Формальный подход при разработке индивидуального плана развития педагога.

Разработка планов индивидуального развития педагогов с учётом потребностей и возможностей каждого педагога

Проектирование

Несовершенство мониторинга условий профессионального развития педагогов

Улучшение условий для профессионального развития педагогов ОУ

Менеджмент ресурсов

Финансовые ресурсы

Недостаток бюджетных средств, выделяемых на повышение квалификации педагогов

Привлечение внебюджетных средств

Кадровые ресурсы

Отсутствие дифференцированных форм работы с разными категориями педагогов

Планирование и организация работы с разными категориями педагогов

Планирование и организация работы по профилактике стагнации педагогов — стажистов

Информирование

Несвоевременное информирование о сроках курсовой подготовки на предстоящий учебный год

Информирование педагогов о курсах по мере поступления предложений

Недостаточность альтернативных форм обучения педагогов

Поиск альтернативных форм обучения; Заочное обучение: сайт «Академия родительского образования», сайт «1 сентября».

Деятельность

Образовательная

Необходимость ежегодного обновления данных по тематике самообразования

Сбор и систематизация данных по тематике самообразования

Необходимость реализации плана работы учреждения на учебный год

Обучение и развитие педагогов в соответствии с задачами годового плана работы ОУ: Обучение аналитической деятельности

Недостаточный уровень компетентности педагогов по вопросам аттестации

Реализация плана работы по подготовке к аттестации

Недостаточный уровень компетентности педагогов по вопросам реализации ФГОС к структуре и условиям реализации ООП

Изучение нормативных документов по внедрению ФГТ к структуре и условиям реализации ООП Работа по реализации ООП в течение учебного года

Инновационная

Низкая компетентность в ИКТ технологии у отдельных педагогов

Самообразование Обучение на курсах

Недостаточный уровень проектной культуры у отдельных педагогов

Повышение уровня профессионального мастерства по реализации проектной технологии

Низкий уровень компетентности в технологии портфолио педагога

Обучение в ходе семинаров — практикумов, консультаций, коучинг.

Нежелание проходить процедуру аттестации по новой форме

Мотивация.

Обеспечение

Методическое

Использование традиционных форм методической работы с кадрами

Внедрение в практику методической работы новых групповых и индивидуальных форм работы с педагогическим персоналом, особое внимание уделять активным и интерактивным формам

Неумение начинающих педагогов определить тему самообразования

Создание индивидуальных траекторий развития молодых педагогов

Отсутствие дифференцированных форм работы с разными категориями педагогов

Обновление форм и методов работы с персоналом с учётом дифференцированного подхода.

Недостаточность инструментария для изучения личностных качеств педагогов

Создание банка диагностического инструментария для изучения личностных качеств педагогов.

Отсутствие стрессоустойчивости у педагогов

Психологическое сопровождение педагогов.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы педагогического коллектива, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке [2].

В современных условиях для решения проблем, стоящих перед МОУ Раменская СОШ № 21 с УИОП и Раменская средняя школа № 1, где требуется педагог с новым педагогическим мышлением, основами рефлексивной культуры, ориентированный на реализацию личностной парадигмы в педагогической деятельности, усиливается необходимость внедрения такой модели управления процессом повышения квалификации педагогических кадров в образовательных организациях, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала педагога.

Литература:

  1. Власенко, С. В. Современные аспекты управления профессиональным развитием педагога / С. В. Власенко // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 3 2(9). — С.70–72.
  2. Захарова Е. А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. — 2011. — № 3. Т.2. — С. 115–117.
  3. Шагарова Е. Д. Профессиональное развитие педагога в современных условиях // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы VI Всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 окт. 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.
  4. Шумейко О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 18–25.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие педагогов, модель управления, организация работы, педагог, повышение квалификации, процесс повышения квалификации, категория педагогов, курсовая подготовка педагогов, методическая работа, педагогическая деятельность.


Ключевые слова

повышение квалификации, педагогические кадры, управление процессом повышения квалификации, модель управления процессом повышения квалификации

Похожие статьи

Внутрифирменная модель повышения квалификации...

Матвиец, С. А. Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как

Рис. 1. Модель внутрифирменного обучения педагогов МБДОУ № 7 «Буровичок».

– диагностический — диагностику профессиональных затруднений, проблем педагогов

– 6 работ педагогов опубликованы в СМИ (Журнал «Югорское детство», «Сургутская трибуна», «Новый город»)

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

К задачам повышения квалификации педагога можно отнести

Работа требует от педагога: – высокой внутренней организованности

Повышение квалификации педагогов преследует цель повышения профессионального мастерства, как самого

Повышение квалификации — это образовательный процесс педагогов, который нужно проводить систематически.

Организация работы по повышению уровня квалификации...

 Авторы статьи раскрывают работу по повышению уровня квалификации педагогов в инновационной деятельности.

Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его

— Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.

организация участия педагогов в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т. д...

Методическая система подготовки учителя в постдипломный...

Максимова В. Н., Полетаева Н. М. Акмеология последипломного образования педагога.

Модель подготовки учителей профессионального образования на...

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система

Ключевые слова:методическая работа, образование, педагог, повышение квалификации, компетентность.

Особенности организации системы непрерывного повышения...

Своеобразным стимулом к повышению квалификации становится для педагога система

− определение необходимости повышения квалификации педагогических работников

Обучающие модули для педагогов-предметников на базе организаций дополнительного

Заседания учебно-методических объединений педагогов образовательной организации либо...

Повышение профессионального уровня педагогов как...

Главная задача курсов повышения квалификации — помочь педагогам в короткие сроки

Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально.

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система...

Актуальность переподготовки и повышения квалификации...

Головной научно-методический центр координирует деятельность 5 региональных и 10 отраслевых центров, организует и проводит курсы повышения квалификации руководящих

Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы...

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Модель повышения квалификации и профессиональной...

Совершенствование форм профессионального развития...

Профессиональное развитие педагога исследователи рассматривают как «процесс

организация работы по распространению (диссеминации) передового и инновационного

Работа с кейсом учит педагогов выделять из многообразия педагогических явлений главное

Портфолио, являясь одной из современных форм профессионального развития педагога...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной.

Система повышения квалификации является «мостом» непрерывного образования.

Таким образом система повышения квалификации предоставляет возможность педагогу

Основные цели повышения квалификации педагогических работников: – развитие их...

Похожие статьи

Внутрифирменная модель повышения квалификации...

Матвиец, С. А. Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как

Рис. 1. Модель внутрифирменного обучения педагогов МБДОУ № 7 «Буровичок».

– диагностический — диагностику профессиональных затруднений, проблем педагогов

– 6 работ педагогов опубликованы в СМИ (Журнал «Югорское детство», «Сургутская трибуна», «Новый город»)

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

К задачам повышения квалификации педагога можно отнести

Работа требует от педагога: – высокой внутренней организованности

Повышение квалификации педагогов преследует цель повышения профессионального мастерства, как самого

Повышение квалификации — это образовательный процесс педагогов, который нужно проводить систематически.

Организация работы по повышению уровня квалификации...

 Авторы статьи раскрывают работу по повышению уровня квалификации педагогов в инновационной деятельности.

Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его

— Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.

организация участия педагогов в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т. д...

Методическая система подготовки учителя в постдипломный...

Максимова В. Н., Полетаева Н. М. Акмеология последипломного образования педагога.

Модель подготовки учителей профессионального образования на...

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система

Ключевые слова:методическая работа, образование, педагог, повышение квалификации, компетентность.

Особенности организации системы непрерывного повышения...

Своеобразным стимулом к повышению квалификации становится для педагога система

− определение необходимости повышения квалификации педагогических работников

Обучающие модули для педагогов-предметников на базе организаций дополнительного

Заседания учебно-методических объединений педагогов образовательной организации либо...

Повышение профессионального уровня педагогов как...

Главная задача курсов повышения квалификации — помочь педагогам в короткие сроки

Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально.

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система...

Актуальность переподготовки и повышения квалификации...

Головной научно-методический центр координирует деятельность 5 региональных и 10 отраслевых центров, организует и проводит курсы повышения квалификации руководящих

Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы...

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Модель повышения квалификации и профессиональной...

Совершенствование форм профессионального развития...

Профессиональное развитие педагога исследователи рассматривают как «процесс

организация работы по распространению (диссеминации) передового и инновационного

Работа с кейсом учит педагогов выделять из многообразия педагогических явлений главное

Портфолио, являясь одной из современных форм профессионального развития педагога...

Непрерывное образование в системе повышения квалификации...

Поэтому профессиональная подготовка педагогов должна быть не точечной, а системной.

Система повышения квалификации является «мостом» непрерывного образования.

Таким образом система повышения квалификации предоставляет возможность педагогу

Основные цели повышения квалификации педагогических работников: – развитие их...

Задать вопрос