Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матвиец, С. А. Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования / С. А. Матвиец, Л. И. Перевощикова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15922/ (дата обращения: 05.03.2021).



Дошкольное образовательное учреждение, как государственный общественный институт, обязано выполнять современный социальный заказ в условиях модернизации системы российского образования. Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, ФГОС ДО.

Ключевое место в ФГОС ДО занимают требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в частности к кадровому обеспечению образовательного процесса, к уровню профессионализма педагога. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. В соответствии с вышеизложенным главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные задачи, становится педагог как субъект и объект педагогического процесса. Как субъект он получает специальное педагогическое образование, развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и деятельности. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, повышения своей компетенции, общения с детьми подвергается воспитательным воздействия и стремится к самосовершенствованию. [3, с. 4]

Поэтому стратегической целью нашей управленческой деятельности является повышение профессиональной компетентности, создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня профессионального развития педагогов их творческой индивидуальности.

Данная стратегия определяет следующие задачи:

  1. обеспечение системного подхода к организации непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ;
  2. активизация творческого потенциала педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения;
  3. формирование образа успешного педагога через формирование и своевременное ведение электронного портфолио;
  4. вовлечение педагогического коллектива в разработку и реализацию проектов;
  5. создание условий для профессионального роста педагогических кадров.

Для решения поставленных задач нами была разработана модель внутрифирменного обучения педагогов (Рис. 1).

Модель внутрифирменного обучения педагогов МБДОУ № 7 «Буровичок»

Рис. 1. Модель внутрифирменного обучения педагогов МБДОУ № 7 «Буровичок»

Модель внутрифирменного обучения в ДОУ реализуется поэтапно:

– диагностический — диагностику профессиональных затруднений, проблем педагогов;

– проектировочный — анализ полученной информации, создание условий для активного профессионального образования и личностного развития (и саморазвития) педагогов, предоставление им возможности свободного выбора основных параметров обучения в межкурсовой период;

– деятельностный — составление индивидуального маршрута профессионально-личностного развития и самообразования.

– коррекционный — внесение изменений в индивидуальный маршрут.

– контрольный — изучение динамики профессиональной компетентности каждого педагога [1, с. 10]

Функциональный компонент представлен следующими направлениями:

– повышение профессиональной компетентности педагогов;

– подготовка высококвалифицированных кадров для внедрения нового содержания образования и достижения инновационных образовательных результатов;

– создание условий для организации образовательной среды, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов;

– создание условий для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций (обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога);

– обеспечение повышения квалификации педагогов через очно-заочную, дистанционную курсовую подготовку (в соответствии с графиком);

– повышение информационной, психологической и методической компетентности педагога.

– организация работы по формированию, изучению и распространению перспективного педагогического опыта;

– выявление и определение состояния методической, исследовательской работы в методических объединениях;

– распространение передового педагогического опыта в коллективе ДОУ;

– выявление наиболее перспективного педагогического опыта и представление его образовательному сообществу на различных уровнях, сайтах ДОУ, сетевых сообществ.

– обеспечение мотивации педагогического труда;

– стимулирование совершенствования профессионального мастерства педагогов;

– выявление лучших образцов современной личностно-ориентированной педагогической деятельности в школе;

– способствование росту престижа педагогического труда.

При выборе форм обучения педагогов мы отдаем предпочтение активным методам обучения, при которых деятельность педагога носит продуктивный, творческий, поисковый характер:

– очные и заочные курсы повышения квалификации на различных уровнях;

– мастер-классы «Способы и направления поддержки детской инициативы в двигательной деятельности»;

– мозговой штурм» — формирование банка идей по организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ;

– семинары «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — основные положения», «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»;

– семинары-практикумы «Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС, «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений дошкольников»;

– педагогические тренинги «Общение педагога с родителями», «Индивидуальный стиль общения», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период реализации ФГОС»;

– творческие группы «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Подготовка проектов по направлению развитию физических качеств детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста»;

– рабочей группы «по внедрению ФГОС ДО», «Разработки ОПДО МБДОУ № 7 «Буровичок».

Среди активных методов обучения, использующихся нами в работе и показавших на практике свою эффективность, можно отметить следующие:

Группа «Ресурс» , в которую входят педагоги, готовящиеся к прохождению аттестации. Задачи работы группы: помощь педагогам в подготовке к аттестации, в выборе методической темы, развитие умения педагогов проводить самоанализ своей практической деятельности, раскрытие творческого потенциала участников группы, снятие психологических барьеров педагогической деятельности.

Педагогическая лаборатория. Целью лаборатории были изучение современных подходов к развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. Результатом работы лаборатории стало издание методические рекомендации для воспитателей по развитию познавательного интереса к объектам неживой природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экспериментальной деятельности; разработка образовательного проекта «Необычный мир вокруг нас», написание статьи «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности». [2, с. 24]

В помощь педагогам организована «Сайт-экспедиция». По каждой из тем методической работы подобраны электронные адреса сайтов, изучив материал которых, можно значительно расширить круг своих представлений по интересующему вопросу. Разработаны методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов.

Результаты с использованием модели внутрифирменного обучения педагогов прослеживаются в показательях функционирования нашего ДОУ. В течениие последних лет наблюдается положительная динамика показателей образовательного уровня педагогов, о чем свидетельствует рост количества педагогов с высшим образованием, а также рост числа педагогов прошедших курсы повышения квалификации.

Численность педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория (высшая, первая), в общей численности педагогических работников — 15 человек (44 %)

С целью управления процессом повышения квалификации разработана система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических кадров ДОУ, составлен перспективный план прохождения курсовой подготовки педагогических кадров на 2016–2019 гг.

Педагоги активно транслирует профессиональный опыт на муниципальном, окружном и федеральном уровнях.

22 педагога являются победителями, 17 педагогов приняли участие конкурсных мероприятий различных уровней:

– ежегодное участие в городском конкурсе профессионального педагогического мастерства «Воспитатель года — 2016, 2017, 2019». «Педагогическая надежда — 2014, 2015»;

– 2 работы опубликованы в Сборнике материалов юбилейной научно — практической конференции «Знаменские чтения»;

– 6 работ педагогов опубликованы в СМИ (Журнал «Югорское детство», «Сургутская трибуна», «Новый город»);

– 2 работы опубликованы в научно-методическом журнале для работников дошкольного образования «Воспитание дошкольников»;

– 2 педагога приняли участие в научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения».

Литература:

  1. Кузовлева Г. С., Санникова Л. Н. Специфика повышения квалификации педагогов в дошкольной образовательной организации // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5–2.
  2. Обухов В. В. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования / В. В. Обухов, Е. Е. Сартакова, Г.Г Матюкевич // Журнал Вестник Томского государственного педагогического университета Выпуск № 13. 2013. — 141с.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, педагог, создание условий, внутрифирменное обучение педагогов, профессиональная компетентность, старший дошкольный возраст, индивидуальный маршрут, непрерывное образование, образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Вербицкая, И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная...

Роль методической службы дошкольного образовательного...

Современный педагог дошкольного образования должен отличаться своим повышенным

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в...

Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего

педагогический процесс, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование...

Роль профессиональной компетентности педагога...

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач...

Модели непрерывного образования воспитателей ДОУ

В статье рассматривается процесс готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к работе, важнейшие факторы детского развития, модель непрерывного образования, обеспечивающая каждому индивиду постоянное развитие...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности.

Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Формирование профессиональной компетентности молодых...

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Вербицкая, И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая.

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность, профессиональная...

Роль методической службы дошкольного образовательного...

Современный педагог дошкольного образования должен отличаться своим повышенным

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми. Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс. Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в...

Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего

педагогический процесс, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование...

Роль профессиональной компетентности педагога...

Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач...

Модели непрерывного образования воспитателей ДОУ

В статье рассматривается процесс готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к работе, важнейшие факторы детского развития, модель непрерывного образования, обеспечивающая каждому индивиду постоянное развитие...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности.