Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, цифровизация, политика сферы образования, академическая политика, дистанционный формат, правовое регулирование
Введение
В современных реалиях Казахстана исследование правового регулирования обучения дистанционного формата приобретает особую актуальность. Цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества и государства не может обходить сферу образования. Активное развитие учебных платформ, предоставляющих возможность удаленного получения знаний, и оцифровка учебной литературы в полной мере способствуют развитию дистанционного обучения.
Объектом исследования в настоящей статье является правовое регулирование дистанционного обучения в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Задачей исследования является анализ нормативных правовых актов Республики Казахстан. (Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 (далее — Закон) и Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении требований к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правил организации учебного процесса по дистанционному обучению» (далее — Приказ) от 20 марта 2015 года № 137.
В настоящее время несмотря на то, что дистанционное обучение в масштабах мирового сообщества стало уже обыденным, в правовом регулировании дистанционного обучения в нашей стране имеются некоторые недостатки.
В статье выделены и проанализированы особенности дистанционного образования. В рамках правового аспекта были обозначены основные проблемы правового регулирования дистанционного обучения, которые являются актуальными для современной системы образования в высших учебных заведениях.
В рамках выделенных проблем в настоящей статье предложены возможные пути их решения. Для написания данной статьи использовался логико-структурный анализ и метод системного подхода.
Полученные в рамках настоящего исследования выводы могут представлять научный интерес для работников сферы образования, которые вовлечены в процесс дистанционного обучения, а также должностных лиц уполномоченного органа в сфере образования Республики Казахстан и для самих вузов.
С момента получения независимости Глава государства ставил перед правительством Казахстана задачу войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Реализация данного стратегического поручения затрагивает сферу образования, ее развитие и правовую базу, а также одно из главных направлений действующей системы образования — интеграцию в мировое образовательное пространство, которое позволит выпускникам быть конкурентоспособными в действующих реалиях мирового рынка труда.
Одним из направлений политики в сфере образования Республики Казахстан является разработка стратегического документа «Информационной Казахстан 2020», призванное воплощать и формировать новые ориентиры и ценности развития системы образования. Одним из ключевых принципов системы образования является ее доступность для всех социальных слоев населения, являющаяся одним из важнейших условий достижения поставленных целей [1].
В условиях мировой пандемии Covid-19 все страны мира столкнулись с новым вызовом необходимости развития и улучшения системы образования. Однако, как и любой общественный институт, система образования в дистанционном формате не может полноценно функционировать без правовой основы — законодательства Республики Казахстан.
Основная часть
Законодательство Республики Казахстан в сфере образования включает в себя множество нормативных правовых актов и внутренних актов, принятых учебными заведениями. В настоящей статье особое внимание уделяется Закону и Приказу.
С момента принятия Закона прошло 15 лет, система образования динамично менялась, за ней вносились изменения и дополнения в Закон. Так за 15 лет было внесено 96 поправок.
В первой редакции Закона 2007 года термин «Дистанционное обучение» отсутствовал вовсе, но уже тогда были первые попытки регламентировать данную форму обучения. Дистанционные образовательные технологии - обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (редакция из Закона от 2007 года).
В действующей редакции закона дистанционному обучению дана следующая дефиниция « Дистанционное обучение — обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств».
Если сравнить два данных понятия в Законе, то можно определить следующее: в 2007 году законодательством закладывался приоритет технологий дистанционного обучения над самим обучением. В действующей редакции, наоборот, приоритетом является дистанционное обучение, а технологии служат инструментом его реализации.
С момента первого официального зарегистрированного случая заболевания Covid-19, 16 марта 2020 года, до появления 8 января 2021 года термина «Дистанционное обучение» в законодательстве прошло около 9 месяцев, также вместе с терминологией в Законе появилась отдельная статья, регулирующая дистанционное обучение, (статья 37–2):
«1. Дистанционное обучение осуществляется в организациях среднего, дополнительного, технического и профессионального, после среднего, высшего и (или) послевузовского образования в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования.
2. В случаях введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах), объявления чрезвычайных ситуаций местные исполнительные органы и организации образования вводят дистанционное обучение для всех обучающихся в порядке, определяемом уполномоченным органом в области образования».
При проведении сравнительного анализа норм Приказа с редакцией, принятой в 2015 году, выявляется факт, что перечень лиц, кто мог обучаться в дистанционном формате, был значительно шире относительно действующей редакции.
Также в редакции 2015 года при обучении в дистанционном формате отсутствовало установление объема академических часов обучения дистанционно, данное уточнение законодательно закрепилось 5 июня 2019 года и определялось единицей измерения «Академические кредиты».
В действующей редакции единица измерения установления в количестве объема дистанционного обучения осталась прежней — академические кредиты, однако она стала измеряться в процентном отношении от общего числа академических кредитов.
Особая востребованность дистанционного способа получения образования возникла с объявлением пандемии с 16 марта 2020 года. Поэтому немаловажным изменением с точки зрения права является то, что 28 августа 2020 года в данные правила был добавлен пункт 28, который регламентировал возможность обучения в дистанционном формате без ограничений по объёму, в случае чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, включая предупреждение и лечение заболеваний населения, санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий. Допускается изучение дисциплин обучающимся большего объема академических кредитов с применением дистанционных образовательных технологий по программам академической мобильности и при реализации двудипломных и (или) совместных программ.
Однако фактически с 16 марта 2020 года до окончания учебного года, многими учебными заведениями нарушались ограничения объема дистанционного формата обучения. Данное нарушение было связано с объявлением чрезвычайного положения в Казахстане.
Сравнительный анализ редакций Закона и Приказа четко отражает реагирование правового регулирования в сфере образования на ситуацию, которая складывалась не только Казахстане, но и во всем мире.
Также данный анализ позволяет сделать вывод о том, что для реагирования на новые вызовы, с точки зрения правового регулирования, уполномоченному органу в сфере образования необходимо минимум 6 месяцев для создания правовой базы с учетом новых реалий.
Так Законом Республики Казахстан «О правовых актах» предусмотрен следующий порядок принятия/внесения изменений и/или дополнений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан.
№ |
Наименование |
Срок |
1 |
Размещение на портале открытые НПА |
Закон до 15 рабочих дней. Нормативный правовой акт до 10 рабочих дней. |
2 |
Научная антикоррупционная экспертиза |
Закон до 15 рабочих дней. Нормативный правовой акт до 10 рабочих дней |
3 |
Согласование с заинтересованными государственными органами и аккредитованными организациями |
Закон до 30 календарных дней. Нормативный правовой акт до 10 рабочих дней |
4 |
Регистрация в органах юстиции |
До 10 рабочих дней |
5 |
Вступление в действие |
10 календарных дней после официального опубликования |
Данный срок является очень длительным и показывает отсутствие гибкости и мобильности уполномоченного органа в правовом регулировании сферы образования. В связи с чем необходимо рассматривать новые подходы и механизмы внесения изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, которые позволят снизить срок бюрократических процедур согласования и принятия законодательных актов.
В этих условиях вузы вынуждены были сами принимать экстренные меры по регулированию дистанционного обучения путем принятия локальных актов. Так, университет КазГЮУ решением Академического и Исследовательского Совета от 16 марта 2020 года (протокол № 23) самостоятельно разработал и утвердил изменения касательно дистанционного обучения в Академическую политику Университета КАЗГЮУ имени М. С. Нарикбаева, в том числе по приему экзаменов была введена система «Прокторио», позволяющая объективно контролировать академическую честность обучающихся даже при сдаче экзаменов. Обычные занятия студенты должны были посещать обязательно с включенными видеокамерами, в надлежащей одежде и т. д.
Также одним из пробелов казахстанского законодательства является полное отсутствие понимания у работодателей формата дистанционной работы сотрудников (педагогов). Несмотря на то, что Трудовым кодексом Республики Казахстан дистанционная работа была отрегулирована еще задолго до мировой пандемии и массового направления работников на дистанционную работу, работники сферы образования, и не только, столкнулись со следующими проблемами.
Работодатель перед переводом работника на дистанционную работу в соответствии со статьей 138 Трудового кодекса Республики Казахстан должен обеспечить работника необходимыми для выполнения трудовых обязанностей: оборудованием, объектами информатизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации, услугами связи и иными средствами, возмещение расходов определяется актом работодателя.
Если учитывать, что выполнение обязательного требования работодателем по обеспечению оборудованием (компьютером, ноутбуком, планшетом, электронными учебниками и материалами) работодатель не мог обеспечить по финансовым и техническим причинам (отсутствие финансовых средств и технической базы), то касательно возмещения расходов, связанных с дистанционной работой, работодатель мог обеспечить.
Однако у работников и работодателей, в том числе и у руководителей высших учебных заведений, отсутствовало полное понимание того, как оформляется с правовой точки зрения дистанционная работа работников.
Так, преподавательский состав за собственные средства покупал компьютеры или ноутбуки, оплачивал связь и коммунальные расходы. В некоторых учебных заведениях, начиная с 2021 года, была начата работа по определению стоимости возмещения расходов преподавателям в связи с дистанционным форматом работы, однако многие высшие учебные заведения, надеясь на скорое окончание пандемии, даже не проводили данную работу, что является нарушением прав и законных интересов преподавательского состава.
В широкой огласке по сегодняшний день также отсутствует информация о выплатах преподавательскому составу денежных средств за возмещение расходов, связанных с дистанционной работой.
Органы контроля и надзора, в частности прокуратура, уполномоченный орган в сфере образования, трудовая инспекция также не принимают никаких мер по восстановлению законных прав и интересов преподавателей.
Заключение.
На основании вышеизложенного, в правовом поле в сфере дистанционной формы образования есть свои недостатки, есть механизмы по защите прав преподавателей, предусмотренные ТК РК, однако, они не функционируют.
В связи с чем органам, осуществляющим контрольно-надзорные функции, необходимо усиливать меры по защите законных прав и интересов преподавательского состава.
Уполномоченным госорганом не были разработаны правила проведения занятий и экзаменов в связи с массовым переводом всех вузов на дистанционное обучение. Каждый вуз в срочном порядке сам предпринимал или пытался принимать определенные меры. Очень редкие вузы организовали прием экзаменов с обеспечением прозрачности процедур.
Во многих вузах студенты участвовали в проведении ежедневных занятий лишь формально, только через сотовые телефоны, пассивное обучение было преобладающим способом. Логично, что последствием таких явлений явилось общее снижение качества образования по всей стране.
Значительную роль в негативных последствиях дистанционной формы обучения сыграла низкая и некачественная обеспеченность населения интернет-связью.
Как уже описывалось выше, Правительству и Парламенту Казахстана необходимо принимать меры по сокращению бюрократических процедур, внесения изменений и дополнений в законодательные акты, для создания более гибкого и мобильного права, которое могло бы в кратчайшие сроки реагировать на все вызовы в современном мире.
Так, предлагается внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О правовых актах», позволяющие в период чрезвычайных ситуациях принимать временные подзаконные нормативные акты, без проведения процедур публичных обсуждений, прохождения антикоррупционной экспертизы.
Временные подзаконные акты функционируют до принятия основного нормативно-правового акта и не могут превышать 6 месяцев.
Литература:
- Постановление Правительства Республики Казахстан «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «О Государственной программе «Информационный Казахстан – 2020» и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» от 4 декабря 2012 года № 153.