Ключевые слова: среднее профессиональное образование, информационные технологии, цифровые компетенции, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, цифровые средства коммуникации.
Актуальность исследования обосновывается необходимостью развития цифровой компетенции студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в условиях введения противоэпидемиологических мероприятий, связанных с распространением COVID-19. Это особенно сложно для студентов, обучающихся на специальностях правового профиля, которые не являются специалистами в цифровой сфере, поскольку их профессия ориентирована на людей.
Цель исследования — определить влияние информационных технологий на студентов колледжа, выявить уровень цифровой компетентности студентов, их потребности и проблемы при реализации дистанционного обучения и дать рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ и практическая апробация в виде анкетирования с качественной и количественной обработкой полученных данных.
В исследовании приняли участие 105 студентов, обучающихся на специальностях правового профиля ГАПОУ СО «Екатеринбургский Экономико-Технологический Колледж» (г. Екатеринбург).
В современной системе российского образования и в контексте информационно-коммуникационного подхода знания приобретают инновационные формы, а сам процесс обучения реализуется с применением дистанционных образовательных технологий. При таком подходе обучающийся получает информацию и знания не в виде готового образовательного продукта от преподавателя, а в процессе собственного развития и поисковой деятельности, формируя цифровые компетенции.
Цифровые компетенции — это навыки, основанные на знаниях и умениях эффективного использования современных технологий в виде компьютерных программ и Интернет-сервисов [2].
Использование технологических решений при дистанционном обучении может научить студентов колледжа поиску информации, использованию функционала цифровых устройств и социальных сетевых приложений, созданию и передаче мультимедийного контента, работе с различными видами цифровых аудио- и видеоустройств.
Существует множество информационных технологий, позволяющих осуществлять процесс обучения дистанционно. Они различаются по своим качественным характеристикам, функциям и аудиторией пользователей.
Рассмотрим основные программы и дистанционные образовательные технологии.
Zoom — это облачный сервис, предназначенный для организации видеоконференций, разработанный компанией Zoom Video Communications. При организации занятий с обучающимися можно использовать приложение Zoom как в Интернете, так и на компьютере (планшете, смартфоне). Подключение происходит по ссылке или идентификатору конференции. Занятие может быть запланировано заранее или сформирована «кольцевая» ссылка для постоянных лекций (практических семинаров) в определенное время. Данный сервис позволяет подключать одновременно до 100 устройств бесплатно с 40-минутным ограничением. Функционал Zoom включает в себя: организацию видео- и аудиосвязи; совместный доступ к файлам; коллективный чат; обмен текстовыми и графическими сообщениями; хранение данных; рассылку приглашений на онлайн-конференции; слияние со всеми операционными системами. Согласно статистике самой компании, на сегодняшний день количество пользователей на 2021 год превысило 300 млн. человек ежедневно [6].
Microsoft Teams — это компонент облачного решения компании Microsoft, который является частью пакета Office 365 и распространяется по корпоративной подписке. Платформа основана на бизнес-коммуникации и объединяет в рабочем пространстве чат, аудио- или видеоконференцсвязь, хранение файлов и интеграцию различных сетевых приложений. В режиме видеоконференции можно обмениваться документами, делать заметки, вести запись трансляции, пользоваться онлайн-доской для визуализации обсуждаемых вопросов. Microsoft Teams имеет около 250 миллионов активных пользователей в месяц [5].
Google Meet — это бесплатный сервис онлайн-видеоконференций, разработанный компанией Google. Базовая версия сервиса позволяет одновременно находиться 100 участникам в прямом эфире с ограничением по времени до 60 минут. Функционал Google Meet аналогичен системе Zoom, но дополнительно включает шифрование передачи данных и живые субтитры во время встречи. Количество пользователей Google Meet составляет около 40 млн. человек в день [4].
«Сферум» — это бесплатная информационно-коммуникационная платформа, созданная компаниями Mail.ru Group и «Ростелеком». Данная платформа является частью Цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения России и Минцифры России в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование» [1]. Функциональные решения «Сферум» разнообразны и включают групповые видеоконференции до 100 участников, доступные с любого устройства; чаты для учебы и общения с возможностью делиться материалами, необходимыми для занятий; сообщества образовательных учреждений — закрытые группы; трансляции, которые могут одновременно просматривать до 10 000 зрителей. Количество пользователей платформы превысило 2 млн. человек в 2021 году [3].
За последние два года разработано и внедрено в образовательный процесс множество технологических решений с целью развития цифровых компетенций у студентов среднего профессионального образования. Цифровые компетенции охватывают умения и навыки в использовании сетевых облачных приложений для дистанционного обучения, а также смежных информационных и технологических знаний в области преподавания правовых дисциплин.
Для того, чтобы реализовывать образовательный процесс студенту необходимо уметь пользоваться компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением. Цифровые навыки студента при дистанционном обучении включают в себя использование сканера, веб-камеры, планшета, возможность создавать, редактировать и размещать домашние задания и практические работы, пользоваться цифровыми средствами коммуникации. Стоит отметить, что предметная составляющая формирования компетенции предполагает, что студент в совместной работе с преподавателем использует электронные материалы по правовым дисциплинам, актуальные нормативно-правовые акты, сайты законодательных и исполнительных органов власти, информационные ресурсы судебной системы, статистические данные, цифровые платформы.
Поэтому для полного представления о знаниях, умения и навыках при использовании цифровых технологий в рамках обучения правовым дисциплинам и было проведено исследование, которое показало следующие результаты:
1. На сегодняшний день 96 % студентов колледжа имеют персональное устройство (компьютер, планшет, смартфон) для дистанционного обучения с постоянным выходом в Интернет посредством мобильного оператора или Wi-fi.
2. Студенты высоко оценивают свои навыки владения системами обмена мгновенных сообщений (Instagram, Telegram, WhatsApp и т. д.) (90,5 %), поисковыми сервисами Интернет (76,2 %). Подготовку к дистанционному занятию и использованию сервисов дистанционного обучения на высоком уровне оценили около 64 % студентов. Обработка фото- и видео материалов и работа с офисным пакетом программ (Word, Excel, PDF-программы, PowerPoint) оценивается студентами на среднем уровне.
3. В процессе дистанционного обучения преподаватели и студенты используют облачный сервис Zoom (100 %) и образовательную платформу Сферум (83,8 %).
4. Студенты колледжа отмечают легкость и высокий уровень успешности студентов при обучении в дистанционном формате — 47 % студентов оценили уровень достижения успехов как высокий и такой же процент студентов высказались, что уровень успехов средний (47 %). Это отражает положительную динамику в самооценке знаний самими студентами, полученных при изучении правовых дисциплин.
5. Новые информационные технологии и инновации в дистанционном обучении привели к определенным трудностям у студентов. Чаще всего студенты жалуются на трудности в распределении времени на учебу и отдых (43,8 %), на отсутствие непосредственного общения с преподавателем (29,5 %) и возможности с ним связаться в удобное для студентов время в случае возникновения вопросов (35,2 %). Некоторые студенты отмечают проблему отсутствия общения с одногруппниками (28,6 %). Не испытывают никаких трудностей 31,4 % студентов.
6. В процессе реализации дистанционного обучения новыми навыками овладели 47 % студентов. Студенты улучшили свои навыки по работе с такими программами как Excel, PDF-программы и PowerPoint. Также студенты особо выделяли возможности работы с системами правовой информации КонсультантПлюс, Гарант и СудАкт. Но отметим и негативный момент, который связан с тем, что 53 % студента не приобрели никаких новых навыков за все время обучения дистанционно. В то же время научиться конструировать занятия и результаты самостоятельной деятельности захотели 57,1 % студентов, а использовать сервисы Интернета для взаимодействия с одногруппниками и преподавателями готовы 47,9 % студентов.
7. Готовность продолжать обучение в дистанционном формате высказали 66 % студентов. Свое желание они обосновывали удобством, комфортностью дистанционного формата, а также экономией времени на учебу.
Не хотят продолжать дистанционное обучение 34 % студентов. Причинами нежелания продолжать обучение в дистанционном формате являются потребность в личном общении со студентами и преподавателями, большой нагрузкой и отсутствием навыка самоорганизации самого студента.
В заключении исследования студентам была дана возможность высказать пожелания по улучшению процесса обучения в дистанционном формате. Предлагалось не ограничивать время обучения и реализовывать свободный темп при увеличении перерывов между занятиями. Также у студентов существует потребность в электронных вариантах лекций и проведении мастер-классов по правовым дисциплинам с участием специалистов-экспертов.
Литература:
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения 17.03.2022)
- Концепции развития цифровых компетенций студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» / Приказ ректора НИУ ВШЭ от 16.02.2022 № 6.18.1–01/160222–2. — Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/379771437.html (дата обращения 12.03.2022).
- Сферум [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://prof-sferum.ru/ / (дата обращения 17.03.2022).
- Google Meet [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://apps.google.com/meet/ (дата обращения 11.03.2022).
- Microsoft Teams [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ms-teams.ru/ (дата обращения 13.03.2022).
- Zoom [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zoom.us/ (дата обращения 07.03.2022).