Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Максутова, Е. С. Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования / Е. С. Максутова, К. С. Ивачёва, И. Д. Зинченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 245-251. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89778/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: среднее профессиональное образование, информационные технологии, цифровые компетенции, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, цифровые средства коммуникации.

Актуальность исследования обосновывается необходимостью развития цифровой компетенции студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в условиях введения противоэпидемиологических мероприятий, связанных с распространением COVID-19. Это особенно сложно для студентов, обучающихся на специальностях правового профиля, которые не являются специалистами в цифровой сфере, поскольку их профессия ориентирована на людей.

Цель исследования — определить влияние информационных технологий на студентов колледжа, выявить уровень цифровой компетентности студентов, их потребности и проблемы при реализации дистанционного обучения и дать рекомендации.

Методы исследования: теоретический анализ и практическая апробация в виде анкетирования с качественной и количественной обработкой полученных данных.

В исследовании приняли участие 105 студентов, обучающихся на специальностях правового профиля ГАПОУ СО «Екатеринбургский Экономико-Технологический Колледж» (г. Екатеринбург).

В современной системе российского образования и в контексте информационно-коммуникационного подхода знания приобретают инновационные формы, а сам процесс обучения реализуется с применением дистанционных образовательных технологий. При таком подходе обучающийся получает информацию и знания не в виде готового образовательного продукта от преподавателя, а в процессе собственного развития и поисковой деятельности, формируя цифровые компетенции.

Цифровые компетенции — это навыки, основанные на знаниях и умениях эффективного использования современных технологий в виде компьютерных программ и Интернет-сервисов [2].

Использование технологических решений при дистанционном обучении может научить студентов колледжа поиску информации, использованию функционала цифровых устройств и социальных сетевых приложений, созданию и передаче мультимедийного контента, работе с различными видами цифровых аудио- и видеоустройств.

Существует множество информационных технологий, позволяющих осуществлять процесс обучения дистанционно. Они различаются по своим качественным характеристикам, функциям и аудиторией пользователей.

Рассмотрим основные программы и дистанционные образовательные технологии.

Zoom — это облачный сервис, предназначенный для организации видеоконференций, разработанный компанией Zoom Video Communications. При организации занятий с обучающимися можно использовать приложение Zoom как в Интернете, так и на компьютере (планшете, смартфоне). Подключение происходит по ссылке или идентификатору конференции. Занятие может быть запланировано заранее или сформирована «кольцевая» ссылка для постоянных лекций (практических семинаров) в определенное время. Данный сервис позволяет подключать одновременно до 100 устройств бесплатно с 40-минутным ограничением. Функционал Zoom включает в себя: организацию видео- и аудиосвязи; совместный доступ к файлам; коллективный чат; обмен текстовыми и графическими сообщениями; хранение данных; рассылку приглашений на онлайн-конференции; слияние со всеми операционными системами. Согласно статистике самой компании, на сегодняшний день количество пользователей на 2021 год превысило 300 млн. человек ежедневно [6].

Microsoft Teams — это компонент облачного решения компании Microsoft, который является частью пакета Office 365 и распространяется по корпоративной подписке. Платформа основана на бизнес-коммуникации и объединяет в рабочем пространстве чат, аудио- или видеоконференцсвязь, хранение файлов и интеграцию различных сетевых приложений. В режиме видеоконференции можно обмениваться документами, делать заметки, вести запись трансляции, пользоваться онлайн-доской для визуализации обсуждаемых вопросов. Microsoft Teams имеет около 250 миллионов активных пользователей в месяц [5].

Google Meet — это бесплатный сервис онлайн-видеоконференций, разработанный компанией Google. Базовая версия сервиса позволяет одновременно находиться 100 участникам в прямом эфире с ограничением по времени до 60 минут. Функционал Google Meet аналогичен системе Zoom, но дополнительно включает шифрование передачи данных и живые субтитры во время встречи. Количество пользователей Google Meet составляет около 40 млн. человек в день [4].

«Сферум» — это бесплатная информационно-коммуникационная платформа, созданная компаниями Mail.ru Group и «Ростелеком». Данная платформа является частью Цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения России и Минцифры России в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование» [1]. Функциональные решения «Сферум» разнообразны и включают групповые видеоконференции до 100 участников, доступные с любого устройства; чаты для учебы и общения с возможностью делиться материалами, необходимыми для занятий; сообщества образовательных учреждений — закрытые группы; трансляции, которые могут одновременно просматривать до 10 000 зрителей. Количество пользователей платформы превысило 2 млн. человек в 2021 году [3].

За последние два года разработано и внедрено в образовательный процесс множество технологических решений с целью развития цифровых компетенций у студентов среднего профессионального образования. Цифровые компетенции охватывают умения и навыки в использовании сетевых облачных приложений для дистанционного обучения, а также смежных информационных и технологических знаний в области преподавания правовых дисциплин.

Для того, чтобы реализовывать образовательный процесс студенту необходимо уметь пользоваться компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением. Цифровые навыки студента при дистанционном обучении включают в себя использование сканера, веб-камеры, планшета, возможность создавать, редактировать и размещать домашние задания и практические работы, пользоваться цифровыми средствами коммуникации. Стоит отметить, что предметная составляющая формирования компетенции предполагает, что студент в совместной работе с преподавателем использует электронные материалы по правовым дисциплинам, актуальные нормативно-правовые акты, сайты законодательных и исполнительных органов власти, информационные ресурсы судебной системы, статистические данные, цифровые платформы.

Поэтому для полного представления о знаниях, умения и навыках при использовании цифровых технологий в рамках обучения правовым дисциплинам и было проведено исследование, которое показало следующие результаты:

1. На сегодняшний день 96 % студентов колледжа имеют персональное устройство (компьютер, планшет, смартфон) для дистанционного обучения с постоянным выходом в Интернет посредством мобильного оператора или Wi-fi.

2. Студенты высоко оценивают свои навыки владения системами обмена мгновенных сообщений (Instagram, Telegram, WhatsApp и т. д.) (90,5 %), поисковыми сервисами Интернет (76,2 %). Подготовку к дистанционному занятию и использованию сервисов дистанционного обучения на высоком уровне оценили около 64 % студентов. Обработка фото- и видео материалов и работа с офисным пакетом программ (Word, Excel, PDF-программы, PowerPoint) оценивается студентами на среднем уровне.

3. В процессе дистанционного обучения преподаватели и студенты используют облачный сервис Zoom (100 %) и образовательную платформу Сферум (83,8 %).

4. Студенты колледжа отмечают легкость и высокий уровень успешности студентов при обучении в дистанционном формате — 47 % студентов оценили уровень достижения успехов как высокий и такой же процент студентов высказались, что уровень успехов средний (47 %). Это отражает положительную динамику в самооценке знаний самими студентами, полученных при изучении правовых дисциплин.

5. Новые информационные технологии и инновации в дистанционном обучении привели к определенным трудностям у студентов. Чаще всего студенты жалуются на трудности в распределении времени на учебу и отдых (43,8 %), на отсутствие непосредственного общения с преподавателем (29,5 %) и возможности с ним связаться в удобное для студентов время в случае возникновения вопросов (35,2 %). Некоторые студенты отмечают проблему отсутствия общения с одногруппниками (28,6 %). Не испытывают никаких трудностей 31,4 % студентов.

6. В процессе реализации дистанционного обучения новыми навыками овладели 47 % студентов. Студенты улучшили свои навыки по работе с такими программами как Excel, PDF-программы и PowerPoint. Также студенты особо выделяли возможности работы с системами правовой информации КонсультантПлюс, Гарант и СудАкт. Но отметим и негативный момент, который связан с тем, что 53 % студента не приобрели никаких новых навыков за все время обучения дистанционно. В то же время научиться конструировать занятия и результаты самостоятельной деятельности захотели 57,1 % студентов, а использовать сервисы Интернета для взаимодействия с одногруппниками и преподавателями готовы 47,9 % студентов.

7. Готовность продолжать обучение в дистанционном формате высказали 66 % студентов. Свое желание они обосновывали удобством, комфортностью дистанционного формата, а также экономией времени на учебу.

Не хотят продолжать дистанционное обучение 34 % студентов. Причинами нежелания продолжать обучение в дистанционном формате являются потребность в личном общении со студентами и преподавателями, большой нагрузкой и отсутствием навыка самоорганизации самого студента.

В заключении исследования студентам была дана возможность высказать пожелания по улучшению процесса обучения в дистанционном формате. Предлагалось не ограничивать время обучения и реализовывать свободный темп при увеличении перерывов между занятиями. Также у студентов существует потребность в электронных вариантах лекций и проведении мастер-классов по правовым дисциплинам с участием специалистов-экспертов.

Литература:

  1. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения 17.03.2022)
  2. Концепции развития цифровых компетенций студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» / Приказ ректора НИУ ВШЭ от 16.02.2022 № 6.18.1–01/160222–2. — Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/379771437.html (дата обращения 12.03.2022).
  3. Сферум [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://prof-sferum.ru/ / (дата обращения 17.03.2022).
  4. Google Meet [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://apps.google.com/meet/ (дата обращения 11.03.2022).
  5. Microsoft Teams [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ms-teams.ru/ (дата обращения 13.03.2022).
  6. Zoom [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zoom.us/ (дата обращения 07.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, студент, дистанционный формат, студент колледжа, профессиональное образование, облачный сервис, образовательный процесс, правовой профиль, Россия, цифровое средство коммуникации.


Похожие статьи

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Правовое регулирование дистанционного обучения в деятельности организаций высшего образования

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Использование современных web-технологий при реализации информационных систем в сфере образования

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Базовые принципы успешного преподавания иностранных языков в режиме дистанционного обучения

Похожие статьи

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Правовое регулирование дистанционного обучения в деятельности организаций высшего образования

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Использование современных web-технологий при реализации информационных систем в сфере образования

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Базовые принципы успешного преподавания иностранных языков в режиме дистанционного обучения

Задать вопрос