Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дистанционная форма обучения в колледже

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
02.06.2020
1534
Поделиться
Библиографическое описание
Панова, В. Н. Дистанционная форма обучения в колледже / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15909/.


В статье рассматриваются специфические особенности и отрицательные стороны дистанционного обучения в сфере профессионального образования в колледже.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном, (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [3, ст.32]. 1 января 2019 года стартовал Национальный проект «Образование». Там обозначены четкие сроки создания цифровой образовательной среды в российских образовательных организациях. В документе государство планировало обеспечить все российские школы интернетом и создать платформы для дистанционного обучения. Программа рассчитана до 31.12.2024 года. Все выглядело замечательно на бумаге. Но эти планы были скорректированы 17 марта нынешнего года. Учебные заведения перешли на дистанционное обучение. Все и сразу, не дождавшись 2024 года. Наш колледж не стал исключением. У преподавателей и студентов появилась возможность проверить, как можно учиться на расстоянии. Хочу поделиться размышлениями, как это начиналось. Попробую высказать свою точку зрения на дистанционное обучение.

Условно весь период перехода на дистанционное обучение в нашем учебном заведении можно разделить на 2 периода. Первый — с 18 марта по начало апреля, а второй период — примерно с 5 апреля по сегодняшний день. За первый период нам в короткие сроки надо было адаптировать учебную программу и контент к дистанционному формату, изучить предлагаемые Министерством просвещения сервисы и платформы, (а их аж 20 штук), среди которых две государственные, выбрать удобную для себя, наладить обратную связь со студентами.

Какие же трудности возникали у нас, педагогов и студентов нашего колледжа, в связи с переходом на дистанционное обучение? Перечислю лишь самые значительные. Основной задачей было — определиться, как мы будем общаться со студентами. Выход был найден. Срочно была создана группа колледжа в одной из наиболее популярных в нашей стране социальных сетей ВКонтакте. Исходили из того, что большая часть студентов знакома с этой сетью. Для каждой группы отвели соответствующую названию группы ветку. Но первые 2 недели сеть «висла» и мы не могли даже выложить задания. Одновременно с этим выяснилось, что не все наши педагоги имеют определенные цифровые навыки. Отправка и проверка домашних заданий, связанных со сканированием документов, размещением фото и видеодокументов, отсутствие понимания методики онлайн-преподавания и навыков удалённой передачи знаний — лишь некоторые из них. Всё это превращало первые дистанционные занятия в систему самообразования самого преподавателя. На первом этапе мы просто выкладывали ВКонтакте домашнее задание, например, самостоятельно изучить параграф учебника, лекцию и законспектировать материал. В лучшем случае, ответить на вопросы. Как можно догадаться, о качестве усвоения материала студентом, речь не шла. Первые 2 недели мы — преподаватели — «не вылезали из компьютера». Нагрузка была колоссальная. Наши студенты жаловались на объём заданий и нехватку времени для выполнения их. А преподаватели упрямо отсылали материалы, которые дети должны были изучить и «в классе» и выполнить домашнее задание. Ошибок в налаживании обучения на расстоянии было допущено много. Это и понятно, постоянной практики работы в режиме онлайн у нас не было.

Но, пожалуй, самой неприятной проблемой для нас, преподавателей, стало отсутствие стабильного высокоскоростного интернета у многих наших студентов из районов области, где сеть появляется только, когда залезаешь на крышу сарая! Примерно 40 % студентов, обучающихся в колледже, дети из многодетных и малоимущих семей. У первых, как правило, есть компьютер, но количество детей, находящихся на «дистанционке», больше одного. Иногда 3–4 человека. А у вторых, компьютера не было, нет и не будет. А это 10–15 % наших студентов! В лучшем случае, это телефон с тарифом, предполагающим выход в интернет. А теперь можно представить, как пользоваться всеми созданными платформами, если у тебя нет компьютера? Но даже те студенты, у которых есть компьютер, не все оказались готовы работать дистанционно. Хотя нам — преподавателям — всегда казалось, что студенты нашего колледжа, вечно «зависающие» на уроках в телефоне, знают компьютер ещё с первого класса, и проблем при переходе на «дистанционку», у них не будет. Эти проблемы связаны и с тем, что более половины наших студентов не мотивированы на учебу. Третья часть студентов с самого первого дня считала, что онлайн-уроки — «это занятия не для всех, а лишь для тех, кто хочет учиться». Для целеустремлённых и мотивированных студентов почти не изменилось ничего, особенно, если обратная связь с преподавателем была налажена хорошо. А вот те студенты, кто и в колледже не утруждали себя учёбой, при переходе на «удалёнку» вообще перестали что-либо делать, «ушли» в тень. Не выходили на связь, не появлялись в социальных сетях. Часть студентов выходили на связь с преподавателями нерегулярно.

На втором этапе обучения на «удалёнке» многое изменилось. Да, много проблем, некоторые из них не решены и до сегодняшнего дня. Опыт работы за 2 месяца накоплен огромный.

С 1 апреля преподаватели работали уже из дома. Пробовали работать с «Якласс», Zoom, YouTube. Активнее разнообразили занятия с помощью видеолекций, презентаций.

Третий месяц на удалённом обучении позволяет мне подвести итоги по данному периоду. Хочу высказать свое мнение. Наверное, в будущем, дистанционное обучение может стать эффективным инструментом обучения и развития. Но пока минусов больше, чем плюсов. Конечно же, я говорю это о системе профессионального обучения в колледже.

  1. Отношение к дистанционному обучению у меня, скорее скептическое. Считаю, что оно никогда не может заменить учителя, по крайней мере, в колледже (для наших 15–17-летних). Дистанционное обучение является лишь вспомогательным материалом в процессе получения знаний. Только преподаватель обеспечивает индивидуальный подход к ученику. И никакие платформы его не обеспечат. На «дистанционке» «…отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус». [1]
  2. Техническая оснащённость многих колледжей оставляет желать лучшего. Высокоскоростной интернет, камеры, навороченные доски и сканеры, скайп, использование электронных учебников на каждом уроке — это пока несбыточная мечта.
  3. Отсутствие у большой части студентов колледжа компьютера с выходом в интернет. Для меня, например, это было удивительно.
  4. Студенты, проводящие 5–6 часов за компьютером каждый день за выполнением уроков, устают физически. Глаза страдают в первую очередь. Тем более я уверена, что параллельно или после выполнения уроков, ещё часов 5 студент продолжает «лазить» по интернету.
  5. Лень, недисциплинированность, отсутствие учебной мотивации у многих наших студентов привела к тому, что часть из них, не получив ни одной оценки за двухмесячный период, будет просто не аттестована. «Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента». [1]
  6. Преподавателю часто сложно понять, как усвоен студентами материал. Присланные выполненные контрольные, проверочные работы часто студенты выполняют с помощью всё того же компьютера. И даже на видеоконференции, за короткий период нельзя понять: кому нужна помощь в освоении материала.

«На данном этапе развития дистанционных технологий наша задача состоит в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы новые формы обучения давали по степени качества результат как минимум такой же, как и традиционные». [2] Пока мы этого не увидели.

«Первые опыты использования телекоммуникаций в практике… определили место дистанционному обучению, остающемуся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование». [1] И с этим я вполне соглашусь.

Литература:

  1. Набиев, И. М. Перспективы дистанционного образования / И. М. Набиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 799–801. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9218/ (дата обращения: 28.05.2020).
  2. Кузнецова О. В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 8–2. — С. 362–364; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7101 (дата обращения: 31.05.2020).
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266–1 в редакции Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный