В статье описан опыт использования дистанционного обучения на базе Дербентского медицинского колледжа имени Г. А. Илизарова в период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Изучены положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения. Проводилось анонимное анкетирование 150 студентов 1–3 курсов, изучены уровни владения компьютером, навыки работы в сети Интернет, а также анализ быстрой адаптации студентов к новой форме обучения; 98 % студентов владеют актуальной информацией. При опросе 74,6 % студентов удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме и хорошо оценивают содержание учебной информации и ее подачу преподавателями колледжа; проблемы и трудности, возникающее в ходе освоения образовательных программ в новой форме, в основном имеют техническую проблему.
Вывод: возможно использование в условиях пандемии дистанционное обучение в качестве альтернативы, при отсутствии возможности очной формы обучения. Важность отработки практических навыков в условиях стационара, как значимых недостатков методики дистанционного образования отметили 98,7 % опрошенных студентов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия, Covid-19, колледж, самоизоляция.
Пандемия затронула жизни большинства людей, изменила нашу жизнь и стала тяжелым испытанием для медицинских учреждении {1,2}. Не стало исключением и для медицинских учреждении ощутимая паника новой коронавирусной инфекции Covid-19, а доступность хорошего качества образования вызвала бум различных онлайн образовательных программ в форме обмена клиническим материалом, обсуждения в группах социальных сетей, и онлайн обучения в режиме реального времени на таких платформах, как Zoom, Google Classroom. Было показано, что электронное обучение может способствовать обучению, эквивалентному традиционным дистанционным формам обучения. Повышение квалификации преподавательского состава колледжа в области информационных технологий и с возможностями дистанционного обучения стало основным инструментом системы для создания методических материалов. Для колледжа переход на дистанционное обучение стал возможен благодаря наличию системы Moodle (СДО Moodle).
Модель дистанционного обучения — этот новая технология, которая позволяет студентам усвоить изучаемую информацию, интерактивное общение с преподавателем в ходе обучения. Студентам позволяют осуществлять самостоятельную работу для освоения материала {3}. Обучение студентов дистанционно пользуется большой популярностью в связи с рядом преимуществ {4}. Все студенты, преподаватели имеют доступ к электронной библиотеке, имеется большая база электронной версии учебных и методических пособий. Преимущества: наличие учебной информации, каждый студент имеет свободный доступ к интернету в любое время, модуль преподавания можно постоянно обновлять, что позволяет находиться в курсе новейших достижений [4]. Преподаватели колледжа имеют возможность видоизменить отдельные части учебного курса преподавания в соответствии со своими представлениями о характере и его актуальности. Не потеряла актуальность проведение контроля за дистанционным обучением, что позволяют проверить знания студентов по изученному материалу, а администрация колледжа имеет возможность получать актуальную статистику учебного процесса, отслеживания успеваемость студентов и качество преподавания [4]. Преимуществом дистанционного обучения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19, является возможность студентов осваивать программу, не выходя из дома, что является мерой профилактики распространения коронавируса [5].
Взаимопонимания студент — преподаватель на сегодняшний день происходит в информационно-образовательной среде, созданное на основе СДО Moodle, посредством интернет — трафика и наличия современного технического оснащения (компьютер, планшет, смартфон) {6}. Очень важное постоянное и оперативное общение в процессе обучения и при разборе материала, которое нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях, осуществляемое посредством Skype, приложений Zoom, Discord. Основной структурной единицей каждого модуля, соответствующего дисциплине, является «Интерактивное занятие», доступ к которому открывается соответственно календарно — тематическому плану [5]. Документы модуля включают типовую и учебную программу дисциплины, тематические планы лекций и практических занятий, а также расписание занятий и графики консультаций и отработок. Хорошее общение оставляет одним из главных атрибутов обучения и воспитания. Занятие состоит из 2-х блоков. Теоретически-информационный блок включает в себя; лекции, презентации, методические рекомендации, список литературы и т. д. Контрольный блок представлен в виде: контрольных вопросов, тестов, а также задач, что позволяет преподавателю отметить уровень подготовки студента. Данные о присутствии студентов, полученных оценках ежедневно вносят в электронный журнал.
По ходу дистанционного обучения, через месяц мы столкнулись с рядом проблем. Проверка показала, что при получении от студента учебного материала возникают проблемы того, что эта работа выполнена этим студентом, отсутствует возможность контролировать заимствования текста из сети Интернет и других ресурсов. Целью обучения студента является овладение студентами практическими навыками и умениями, поэтому не менее острой проблемой стало отсутствие возможности отрабатывать практические навыки в условиях больницы, симуляционных классах, имеющихся на базе колледжа. Таким образом, в эпоху глобального информационного и образовательного пространства определение удовлетворенности студентов переходом на полное дистанционное обучение позволит выявить слабые, сильные стороны деятельности колледжа, в период дистанционного образования, целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию.
Цель исследования: Изучить анализ удовлетворенности студентов медицинского колледжа дистанционной формой обучения.
Материалы и методы исследования: Исследование было проведено с 150 студентами 1–3 курсов Дербентского медицинского колледжа, среди них 28 (18,7 %) юношей и 122 (81,3 %) девушек, средний возраст которых составим 18,1 года. Проводился опрос анонимно, индивидуально, анкеты заполнялись респондентами самостоятельно в системе дистанционного обучения Moodle. Анкета исследования состояла из 18 вопросов по нескольким блокам: Вопросы, касающиеся пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19; вопросы, связанные с дистанционным обучением в условиях самоизоляции; вопросы об уровне владения персональным компьютером и навыках работы в сети Интернет. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программного обучения IBMSPSS 19.0 Statistics for Windows. Разновидность медиан рассчитывали с помощью U-критерия Манна.
Результаты исследования: По результатам анкетирования 97,3 % студентов информированы о переходе колледжа на дистанционную форму обучения и дальнейшей программы действия. Интерес студентов в 67 % был за информацией о распространении коронавирусной инфекции в республике Дагестан и РФ, 38 % иногда проверяют информацию, и лишь 3 % не интересовались данной темой. На вопрос «Из каких источников Вы берете информацию о Covid-19, подавляющее большинство — 78 % студентов ответили, что читают официальные источники, из социальных сетей информацию узнают почти половина — 58,5 % и 29 % дополнительным источником информации считали преподавателей, родителей.
При анализе ответов на вопрос о путях распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 показал, что 98,2 % студентов владеют этой информацией. Важно отметить постоянную работу большего раздела посвященное Covid-19, на сайте коллеже. Меры противоэпидимиологических мероприятий в колледже были взяты администрацией на особый контроль, что подтверждено 97,3 % опрошенных. Студенты колледжа соблюдают меры профилактики по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19; 92,7 % студентов находились дома в условиях самоизоляции. Приходя и выходя из дома 87,3 % применяют антисептические средства, 74,7 % соблюдают дистанцию при общении не менее 1 метра, но лишь 41,3 % опрошенных надевают маску, в связи с дефицитом масок в первые 2 недели, а также неоднозначным мнением о масочном режиме в средствах массовой информации.
Дистанционное обучение студентов, не редко ситуационно меняющая, гибкая система, и в таких удаленных условиях нередко возникают ситуации, когда возникает необходимость в изменениях в организации учебного процесса. Ответ студентов о современности информирования: 87,3 % ответили положительно, всего 10 % пожаловались на несвоевременность и только 2,7 % на отсутствие своевременной информации от преподавателей. Вопрос об адаптации к новым условиям обучения Covid-19 показал, что 74,6 % адаптировались хорошо, 19 % — удовлетворительно и лишь у 6,4 % адаптация проходит сложно, что может быть связанно с навыками работы в сети Интернет, однако только 52 % выбрали программу электронного обучения по сравнению с традиционным обучением. 23 % отмечают повышение уровня мотивации к обучению, у 25 % студентов он снизился. В процессе обучения сами преподаватели чаще всего используют обучающие презентации, семинары на собственных дистанционных сервисах, а также Skype и Zoom. Опрошенные студенты — 66,8 % высоко оценили, как способ подачи преподавателями учебной программы, так и ее содержание.
При обучении, дистанционно 21,3 % студентов столкнулись с техническими трудностями и техническими проблемами. У 48 % студентов возникали технические перебои в процессе обучения, у 34,7 % — это было связано с большим количеством пользователей, одновременно находящихся в сети. Среди наиболее частых проблем, у 28 % был сложный уровень заданий. 16,7 % отмечали недостаточное количество обучающего материала, 10 % погрешность обратной связи. 7,3 % несвоевременность получение ответа на поставленный вопрос. Самым важным — 90,6 % опрошенные считали низкий риск заражения новой коронавирусной инфекцией Covid-19. Возможность многократного просматривания учебного материала отметили 62,7 %. Возможность использование современных технологий учебного процесса отметили 34,7 %.
Однако, в исследованиях также сообщалось об отсутствии взаимодействия с преподавателем у 18,5 % опрошенных и меньшей углубленности группового обсуждения для уточнения, что является недостатками программы электронного обучения. Для электронного обучения важно иметь базовые навыки у студентов компьютером, умение пользоваться необходимыми программами, навыками набора текста на клавиатуре, а при выполнении заданий на смартфоне необходимо быстро ориентироваться в вопросах и ответах. Анализ результатов показал, что уверенной работы более чем у половины студентов 74,3 %, в тоже время только 16,7 % показали на недостаточный уровень современной технологии электронного обучения.
Выводы: Таким образом, проведенное исследование показало, что, хотя студенты высоко оценивают платформу, 70 % студентов все еще считают, что традиционное обучение лучше, чем электронные ресурсы. Опрошенные студенты удовлетворены процессом в отделенном режиме обучения и хорошо оценивают содержание учебной программы и ее преподаванием. Возникающие в ходе освоения образовательных программ технические трудности в основном связаны с техническими моментами из-за высокой нагрузки в сети Интернет. По мнению большинства студентов, дистанционное обучение, не может заменить практическую часть обучения, которая является важной для будущего медицинской сестры, акушерки, фельдшера.
Обучение студентов дистанционно в Дербентском медицинском колледже показало, что электронное обучение может рассматриваться в качестве альтернативы традиционному обучению в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19.
Литература:
- Жураева К. С. Карантин: использования дистанционных методов обучения в эпоху ограничений // Прогрессивные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 29–33.
- Степанова Ю. А., Гурьева Т. Н. Цифровые средства и технологии дистанционного образования // Вестник Белого генерала. 2020. № 3. С. 110–116.
- Гарас Н. Н. Роль дистанционных элементов обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 72–75.
- Король Л. Г., Малимонов И. В., Рахинский Д. В. Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции. 2011. С. 103–105.
- J J Tuech, A Gangloff, L Schwarz. Our challenge is to adapt the organization of our system to the six stages of the epidemic to go beyond the COVID-19 crisis.// British Journal of Surgery. 2020: Vol 107. № 7. P. 189–191.
- Gallo Gaetano, Mario Trompetto. The Effects of COVID-19 on Academic Activities and Surgical Education in Italy// Journal of Investigative surgery 2020: Vol 33; ISSUE 7; p. 687–689.