Дистанционное обучение — это метод обучения, который предоставляет возможность взаимодействия между преподавателем и студентом независимо от временных и пространственных рамок.
Ключевые слова: дистанционное обучение, здоровье, образ жизни, COVID-19.
В 2020 году каждый ученик, студент столкнулся с понятием дистанционного обучения, которое позволило снизить риски распространения COVID-19. Дистанционное обучение используется посредством сети Интернет и позволяет обучающимся поддерживать учебную связь с преподавателями, повышая возможность квалифицированного обучения [1].
Основными характеристиками дистанционного обучения считают гибкость, модульность, контроль и мотивацию. Гибкость выражается в способности комфортно организовывать процесс обучения, модульность позволяет создать целостность изучаемых материалов, контроль позволяет оценивать полученные знания, мотивация является основной движущей силой для получения желаемого результата [2].
В дистанционной форме кроме ключевых характеристик можно выделить и ряд преимуществ и недостатков.
К преимуществам относятся:
- Возможность работы независимо от территории проживания и часовых поясов;
- Возможность совмещения учебы с работой, несколькими видами курсов и домашним бытом;
- Возможность использования расширенного доступа и разнообразных программ во время обучения [3].
Недостатками обучения считают:
- Отсутствие технической подготовленности и возможностей у некоторых студентов;
- Отсутствие у преподавателя постоянного контроля обучающегося;
- Негативное влияние компьютерных технология и современных гаджетов на здоровье студентов [3].
Целью работы является — изучение влияния дистанционного обучения на здоровье студентов.
Как мы знаем, каждое современное техническое устройство работает посредством электросети и вырабатывает электромагнитное излучение. Безопасно ли данное влияние не известно до нынешнего времени. Но известен фактор, что длительное времяпровождение приводит к проблеме со зрением и осанкой подрастающего поколения. У молодого поколения на фоне длительной работы могут возникнуть проблемы с психоэмоциональным состоянием, проблемы в режиме сна и питания, а также вызвать не только стрессы, но и головные боли, боли в плечах, пояснице.
Наиболее распространенными заболеваниями опорной двигательной системы являются искривление позвоночника в виде сколиоза, остеохондроза, кистевой туннельный синдром [4].
Стрессы в процессе работы за компьютером могут возникнуть из-за технических проблем, таких как медленная работа компьютера, зависание, отсутствие нужных программ и несохраненные данные [5].
Материалы и методы.
Данное исследование проводилось среди студентов Казахского Национального Медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова. В опросе приняли участие 141 студент из 157 студентов школы «Общественное здравоохранение» им. Х. Досмухамедова. Исследование направлено на изучение изменения здоровья и образа жизни, связанного с резким переходом на дистанционную форму обучения.
Результаты
Исследование, проводившиеся среди 141 студента университета, позволило узнать об изменениях нагрузки во время дистанционного обучения. Т. е. большинство студентов — 58 % посчитали, что нагрузка увеличилась; 40 % студентов считают, что нагрузка во время дистанционного обучения не изменилась; 2 % студентов считают, что нагрузка вовремя обучения уменьшилась.
Второй вопрос исследования заключался в анализе ситуации с появлением болей в области спины, шеи, ухудшении зрения в следствии длительной работы за компьютером. У 43 % студентов на постоянной основе появились боли в спине, шеи и запястье, у 21 % появилась усталость глаз, возможно ухудшение зрения, у 28 % студентов боли и проблемы со зрением появляются редко, у 8 % отсутствуют проявления в ухудшении здоровья.
Анализ третьего вопроса позволил каждому студенту выбрать несколько вариантов ответа, которые наиболее подходят для изменения образа жизни. Из 141 (100 %) студента — 18 % выделили, что стали затрачивать меньше времени на поиск информацию; 15 % студентов — что формат дистанционного обучения проходит интереснее; 22 % студентов отметили, что у них сократилось количество личного времени; 15 % студентов наоборот, что личного времени стало намного больше; 18 % обучающихся выделили, что появилось утомление во время дистанционного обучения; а 12 % студентов отметили, что стали тратить время бесполезно.
Четвёртый вопрос заключался в анализе мнений студентов, где большинство студентов смогло выделить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Таким образом, 70 % студентов предпочитают вернуться на традиционно очную форму обучения, а остальные 30 % попробовали бы продолжить обучение дистанционно. Положительными сторонами были выбраны: больше свободного времени, финансовая экономия на транспорт и жилье, самостоятельность в процессе обучения, экономия времени на передвижения до университета. Минусами дистанционного обучения считают: большая загруженность учебой, нагрузка на зрение и позвоночник, сложности в получение достоверной информации, плохое интернет-соединение.
Выводы
В результате проведенного исследования мнения студентов поделились на двое, все же кто-то желал продолжить обучение дистанционно, а кто-то посчитал, что обучение в традиционном формате проходит интереснее. Но один факт не остается неизменным, большинство студентов считают, что компьютерные технологии в связи с длительной работой приносят вред здоровью студентов.
Литература:
- Сагиндыкова А. С., Тугамбекова М. А.// Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый. — 2015. — № 20. — С. 495–498.
- Андреев А. А., Солдаткин В. И. //Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Издательство МЭСИ, 2010.
- Достоинства и недостатки дистанционного обучения // «Образование: путь к успеху». — Уфа., 2010. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. -- М., «Академия», 2004.
- Сычев А. А. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА // Старт в науке. — 2017. — № 4–4. — С. 587–591;
- Е. Н. Заборова, И. Г. Глазкова, Т. Л. Маркова// Дистанционное Обучение: Мнение Студентов//2017.