Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 10.02.2023

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Боле, М. Н. Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования / М. Н. Боле. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99886/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: логопедическая работа, общее недоразвитие речи (ОНР), профилактика, нарушения письма, инклюзивное образование, формирующий эксперимент.

Развитие речи имеет огромное значение в жизни ребенка. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализации ребенка [1]. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Л. С. Выготский, Н. С. Жукова, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. Б. Филичева, А. М. Шахнарович, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи [4].

В декабре 2012 года в силу вступил Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273– ФЗ от 29.12.12, который предусматривает создание условий для эффективной реализации и освоения образовательной программы для лиц с ОВЗ. [5] Согласно данному нормативному документу, родители имеют полное право выбирать организацию, в которой будет воспитываться ребенок с ОВЗ, обусловленными ТНР. Требования к АООП НОО для обучающихся с ТНР гласит о том, что «обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения» [2].

На сегодняшний день в ДОО для детей с ОНР формируются группы компенсирующей и комбинированной направленности. В группах компенсирующей направленности для детей с ОНР осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. В группах комбинированной направленности существуют две программы — адаптированная образовательная программа и основная образовательная программа дошкольного образования (инклюзивное образование). При необходимости дошкольнику может быть оказана логопедическая помощь без перевода в специальную группу в рамках психолого-педагогического сопровождения на базе логопедического пункта (инклюзивное образование).

В дошкольном возрасте среди детей с ОНР выделяются группы риска по возникновению нарушений письма и чтения, а так же основные направления логопедической работы по профилактике возникновения нарушений письма [3].

На этапе экспериментального исследования была разработана и апробирована программа кружковой работы «Профилактика возникновения нарушений письма у детей 6–7».

При разработке программы мы руководствовались результатами, полученными в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования, а также перечнем действующих нормативных документов федерального уровня, регулирующих кружковую деятельность в МБДОУ и Положением об организации кружка «Профилактика возникновения нарушений письма» МДОУ «Детский сад № 236», регулирующим кружковую деятельность в МБДОУ «Детский сад № 236».

Планирование занятий составлено на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, с учетом профиля группы комбинированной направленности и возраста детей. Также учитываются положения комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» Л. Г. Петерсона, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.

Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР 6–7 лет организовалась в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

В программу кружковой работы включены годовое планирование работы специалиста, примерный перечень игр, примерный план занятий, расписание занятий.

Содержание программы включает в себя целевой и содержательный раздел программы, организационный раздел, методические рекомендации, библиографический список и планируемые результаты.

Работа по программе осуществлялась следующим образом:

Объем программы составил 35 часов, период реализации — 9 месяцев (сентябрь — май).

Занятия проводились 1 раз в неделю в вечернее время.

Зачисление в кружок проходило на добровольной основе.

Контингент: дети 6–7 лет с ОНР и дети с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи.

Планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей 6–7 лет с ОНР представляет собой обозначение периода обучения (например, период автоматизации звука), направления работы (закрепление изолированного звука, закрепление звука в звукосочетании и т. д.) и содержание работы с подробным описанием заданий и упражнений для реализации поставленной цели.

Планирование логопедической работы по коррекции фонематических процессов у детей 6–7 лет с ОНР включило в себя информацию о времени реализации (например, третья неделя сентября), направления работы например, дифференциация природных и речевых звуков.), и содержание работы (игры по теме).

Занятия включали в себя такие этапы, как организационный момент, обозначение темы занятия, повторение пройденного материала обучающий этап и закрепление нового материала.

Важно отметить, что занятия в кружке проводились в игровой форме.

Для разработки конспектов занятий и их проведения использовались красочные наглядные материалы (картинки, игровые карточки, цветные распечатки упражнений), аудио и видео аппаратура.

Курс занятий был реализован за 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводились 1 раз в неделю по 20–30 минут во 2 половине дня. Общее количество детей в кружке — 20 человек, из них 10 детей с ОНР (зачисленные в группу комбинированной направленности) и 10 детей с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи (зачисленные в логопункт). Занятия в кружке проходили по группам по 10 человек, среди которых 5 детей с ОНР и 5 детей с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи. Дети, посещающие кружки, имели время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не привела к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.

Перед началом кружковой работы и в конце курса занятий логопедом проводилось обследование всех детей по направлениям коррекционной работы.

Логопедическая работа по профилактике возникновения нарушений письма велась по следующим направлениям:

  1. Коррекция звукопроизношения

— Автоматизация звука;

— Дифференциация звуков.

  1. Коррекция фонематических процессов

— Коррекция недоразвития фонематического слуха;

— Коррекция недоразвития фонематического восприятия (звуковой анализа и синтеза);

— Коррекция недоразвития фонематических представлений

Занятия включали в себя такие этапы, как организационный момент, обозначение темы занятия, повторение пройденного материала обучающий этап и закрепление нового материала.

Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружка являлись:

— фронтальные развивающие занятия с группой детей;

— занятия-инсценировки;

— занятия-путешествия;

— занятия-игры;

— соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;

— контрольно-диагностические: беседы, викторины;

— продуктивная деятельность.

Для проведения занятий использовались красочные наглядные материалы (картинки, игровые карточки, цветные распечатки упражнений), аудио и видео аппаратура.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служило одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата.

Похвала в присутствии других детей приносила каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях. Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогала в раскрытии творческого потенциала.

На протяжении всего периода экспериментального исследования всем испытуемым оказывалась коррекционная помощь на базе групп комбинированной направленности. Однако организованная нами дополнительная логопедическая работа с детьми 6–7 лет с ОНР в рамках кружковой деятельности позволила добиться большей эффективности при коррекции нарушений звукопроизношения и нарушений формирования фонематических процессов и способствовала понижению уровня предрасположенности этих детей к возникновению нарушений письма.

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведения / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. Москва: Academia, 2001. 246 c.
  2. Банк документов: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 URL: https://docs.edu.gov.ru/document/583865c660e1b8a4790c5d84125c5f79/ (дата обращения: 25.04.2022). Текст: электронный.
  3. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
  4. Логинова Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма // Специальное образование. 2016. Выпуск № XII. том II. С.90–95.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Омега — Л., 2014. 134 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая работа, ребенок, комбинированная направленность, инклюзивное образование, кружковая работа, тяжелое нарушение речи, детский сад, дошкольное образование, кружковая деятельность, общее недоразвитие речи.


Похожие статьи

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

Ключевые слова: воспитатели, группа комбинированной направленности, ФГОС ДО, дети с ОВЗ.

Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не

Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются

Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности

Особенности организации логопедической работы в условиях...

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ограниченная возможность...

Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного...

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Москва: Мозаика-Синтез, 2015.

Кириллова Е. А. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в

Актуальные вопросы интегрированного и инклюзивного образования детей с речевыми.

В работе с детьми с нарушениями речи используются упражнения на развитие различных...

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста...

В заключении хочется отметить, что в настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в корне меняет взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание.

Музыкальная деятельность как средство речевого развития...

 В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования. Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное...

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное...

Возможности организации развивающей...

...по возможности, все направления работы по коррекции речи детей с речевой патологией.

Для занятий с детьми по развитию связной речи используются предметные и сюжетные

Однако для детей с нарушением речи характерны общая недостаточность впечатлений об

Применительно к детям с нарушением речи включаются следующие задания: кормление...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности. Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений.

Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья, проблем

Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят

Похожие статьи

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

Ключевые слова: воспитатели, группа комбинированной направленности, ФГОС ДО, дети с ОВЗ.

Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не

Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются

Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности

Особенности организации логопедической работы в условиях...

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ограниченная возможность...

Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного...

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Москва: Мозаика-Синтез, 2015.

Кириллова Е. А. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в

Актуальные вопросы интегрированного и инклюзивного образования детей с речевыми.

В работе с детьми с нарушениями речи используются упражнения на развитие различных...

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста...

В заключении хочется отметить, что в настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в корне меняет взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание.

Музыкальная деятельность как средство речевого развития...

 В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования. Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное...

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное...

Возможности организации развивающей...

...по возможности, все направления работы по коррекции речи детей с речевой патологией.

Для занятий с детьми по развитию связной речи используются предметные и сюжетные

Однако для детей с нарушением речи характерны общая недостаточность впечатлений об

Применительно к детям с нарушением речи включаются следующие задания: кормление...

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности. Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений.

Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья, проблем

Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят

Задать вопрос