Проект по взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников «Диалог о важном» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Челтыгмашева, С. П. Проект по взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников «Диалог о важном» / С. П. Челтыгмашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99857/ (дата обращения: 16.12.2024).



Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Актуальность: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС НОО определяют «взаимодействие с семьёй» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Взаимодействие предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Успешная совместная деятельность учителя-логопеда и семьи ребёнка с нарушением речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Проект «Диалог о важном»рассчитан на взаимодействие учителя-логопедассемьями учащихся и направлен на саморазвитие родителей учащихся, повышение культуры владения русским языком.

Тип проекта: Информационно-практический.

Срок реализации : долгосрочный (1 год).Встречи учителя-логопеда с родителями учащихся в рамках проекта «Диалог о важном» проходят 1 раз в месяц.

Цель проекта : включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Участники проекта : родители учащихся начальной школы, учитель-логопед.

Форма проведения : коллективная.

Задачи проекта :

1) Установить партнёрские отношения с родителями младших школьников.

2) Повысить компетентность родителей в области речевого развития.

3) Пробудить интерес у родителей к процессу развития ребёнка.

Планируемые результаты:

1) Установление сотрудничества между учителем-логопедом и родителями учащихся.

2) Повышение степени вовлечённости родителей учащихся в процесс речевого развития детей.

3) Повышение родительской компетентности в области речевого развития детей.

Содержание проекта «Диалог о важном». Тематическое планирование.

Сентябрь

Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Практическое задание. Волшебный сундучок добрых слов и выражений. Обыгрывание ситуаций, когда уместно употребление данных слов и выражений.

Приветствие. Здравствуйте. Доброе утро. Добрый вечер. Добрый день. Добро пожаловать!Мы рады встрече. Приятно снова вас видеть. Прощание. До свидания. Всего доброго. Всего хорошего. До встречи. До скорого свидания. Прощайте. Счастливо! Счастливого пути! Извинение. Извините, пожалуйста. Примите мои извинения. Простите, пожалуйста. Прошу прощения. Я был не прав. Просьба. Будьте добры. Будьте любезны. Если вас не затруднит. Не откажите, пожалуйста. Разрешите, пожалуйста. Позвольте.

Благодарность. Спасибо. Большое спасибо. Очень признателен. Вы мне очень помогли. Я вас благодарю.

Октябрь

Относительные прилагательные. Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».

Практическое задание. Образуйте прилагательные от существительных.

кора у берёзы, горка изо льда, памятник из гранита, дом из дерева, кора у осины, спицы из стали, бокал из хрусталя, тарелка из стекла, листья у дуба, блюдо из фарфора, коробка из картона, стена из кирпича, листья у каштана, ведро из железа, плита из мрамора, кувшин из глины, ствол у ели, суп из грибов, сироп из вишни, ствол у сосны, сок из малины, компот из облепихи, джем из клубники, ветки у ольхи, варежки из шерсти, пальто из драпа, платье из ситца, ветки у тополя, блузка из шёлка, шуба из меха, варенье из слив, цепь из серебра, подливка из гороха, валенки из войлока.

Ноябрь

Синонимы это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Синонимы служат для повышения выразительности речи. Практическое задание. Подберите синонимы к словам. Жёлтый, белый, зелёный, коричневый, красный, голубой, чёрный, боязливый, важный, героический, красивый, неправильный, родной, сообразительный, чёткий.

Антонимы это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение. Практическое задание. Подберите антонимы к словам. Близкий, болезнь, быль, быстрый, вежливый, весёлый, вечерний, впереди, враг, вредный, высокий, героизм, глубокий, глухой, горький, густой, добро, жёсткий, завтра, интересный, короткий, крупный, лень, лёгкий, лёгкий, ложь, морозный, мужество, мягкий, нежный, острый, отечество, пасмурный, печаль, плюс, победа, полдень, приезд, прощание, прямой, ранний, раньше, редкий, родной, слабый, ссора, шумный, яркий.

Декабрь

Фразеологизм — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле. Если убрать или заменить какое-нибудь слово во фразеологизме, он уже не будет иметь присущего ему значения (сравните: повесил нос и повесил пальто). Практическое задание. Объясните значение данных фразеологизмов. Бабушкины сказки. Бить баклуши. Брать на буксир. В ежовых рукавицах. Висеть на телефоне. В один миг. Глаза на мокром месте. Гонять лодыря. Зарубить на носу. За тридевять земель. Идти на поводу. Как воды в рот набрал. Как с неба (с луны) свалился. Как собака на сене. Комар носа не подточит. Кот наплакал. Навострить уши. Надувать губы. Намылить шею. На скорую руку. Не ударить в грязь лицом. Ни свет ни заря. Обвести вокруг пальца. Пальчики оближешь. Под боком. Проще простого. Садиться не в свои сани. Сгорать от стыда. Семь пятниц на неделе. Сесть в калошу. Сказка про белого бычка. Смешинка в рот попала. Спустя рукава. Убить двух зайцев. Ушки на макушке. Хватать с неба звёзды. Чудеса в решете. Чуть свет.

Январь

Ди́кция чёткое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции — важная сторона мастерства актёра, певца, выступающего. Чёткая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи — губ, языка. Практическое задание. Скороговорки для развития дикции.

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозоранку. Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.Все скороговорки не перевыскороговоришь.Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Сидели свистели семь свиристелей. Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. У ежа ежата, у ужа ужата. У черепашьего черепашонка черепашья рубашонка.УФеофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Шапкой Саша шишки сшиб. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Февраль

Ударение — выделение акустическим средством (голосом) слога, слова.

Практическое задание. Ударение. Учимся правильно произносить слова.

Балов А ть, б А нты, включ И т, догов О р, жалюз И , зав И дно, звон И т, катал О г, кварт А л, крас И вее, облегч И ть, св Ё кла, сл И вовый, стол Я р, т О рты, т У фля, укра И нский, щав Е ль, ш А рфы.

Омографы это слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию и лексическому значению. Атл А с — шёлковая материя. А тлас — собрание географических карт. Б Е лки — лесные зверьки. Белк И — протеины, высокомолекулярные органические вещества. Бр О ня — Закрепление кого-нибудь (чего-нибудь) за кем-нибудь (чем-нибудь), а также документ, удостоверяющий такое закрепление. Брон Я — воинский доспех. З А мок — крепость. Зам О к — приспособление для запирания. И рис — растение. Ир И с — конфета. Кварт А л — в архитектуре и градостроительстве часть территории населённого пункта, ограниченная соседними улицами. Кв А ртал — единица измерения времени, равная трём месяцам.

Март

Существительные, которые не изменяются по падежам, называются несклоняемыми . Это, как правило, заимствованные слова на гласный (кимоно, метро, табло, атташе, айкидо и др.). Но даже к несклоняемым словам возможно поставить вопросы того или иного падежа: купить кимоно (Что?), зайти в метро (Во что?). Несклоняемые слова. Нарицательные всех родов, которые оканчиваются на гласные -у, -и, -е, -о и ударное -а:

А: Амплуа, бра, буржуа. Е: Атташе, драже, желе, кафе, кашне, клише, колье, конферансье, коммюнике, кофе, купе, пенсне, протеже, пюре, резюме, суфле, фойе, шимпанзе, шоссе. И: Алиби, жалюзи, жюри, иваси, киви, колибри, кольраби, конфетти, леди, пари, пенальти, регби, рефери, такси, шасси. О: Авокадо, бунгало, бюро, вето, депо, какао, кино, лото, манго, метро, пальто, пианино, радио, сабо, самбо, табло, танго, трюмо, фортепиано, эскимо. У: Какаду, кенгуру, рагу, рандеву, шоу. Э: Алоэ, каноэ. Ю: Авеню, барбекю, дежавю, интервью, меню.

Апрель

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Практическое задание. Как определить окончание.

Нулевое окончание : нет ботинок, валенок, погон, сапог, чулок, башкир, солдат, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган, барж, вафель, оглобель, оладий, кочерег, яблок, блюдец, полотенец, макарон, туфель, нет простынь и простыней. Окончание ОВ: много гектаров, носков, апельсинов, томатов, баклажанов, рельсов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов, килограммов. Окончание ЕВ: верховьев, низовьев, остриёв, коленей, долей, свечей, остриёв.

Май

Омонимы это слова, разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию. Практическое задание. Разбираем омонимы.

Боксёр — спортсмен, занимающийся боксом. Боксёр — порода собаки. Бор — хвойный лес. Бор — зубоврачебный инструмент. Брак — семейный союз. Брак — некачественное изделие. Гранат — плодовое растение. Гранат — драгоценный камень. Гусеница — личинка насекомого. Гусеница — деталь гусеничного транспорта. Дипломат — специалист по международным отношениям. Дипломат — небольшой чемодан. Дисциплина — подчинение правилам. Дисциплина — отрасль научных знаний. Каток — площадка для катания на коньках. Каток — машина для выравнивания дороги. Ключ — родник. Ключ — приспособление для открывания замка. Кол — заострённая толстая палка. Кол — низшая школьная оценка. Коса — причёска. Коса — инструмент для срезания травы. Коса — протяжённая речная отмель. Лама — копытное животное. Лама — учитель буддизма. Ласка — проявление нежности. Ласка — хищное животное. Лук — огородное растение. Лук — оружие для метания стрел. Мотив — мелодия. Мотив — повод для действия. Мышь — небольшой грызун. Мышь — компьютерное устройство. Норка — небольшая нора. Норка — хищный пушной зверёк. Роман — литературное повествование. Роман — любовные отношения. Ручка — для письма. Ручка дверная. Скат — ровная наклонная поверхность. Скат — рыба с плоским телом. Собачка — маленькая собака. Собачка — деталь замка или застёжки. Ушко — маленькое ухо. Ушко — отверстие в игле.

Литература:

  1. Гайбарян О. Е. Школьный словарь ударений.- Ростов-на Дону: Феникс, 2010. с.224.
  2. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. — М.: Аст, 2018. с.224.
Основные термины (генерируются автоматически): практическое задание, слово, родитель учащихся, речевое развитие детей, русский язык, часть речи.


Похожие статьи

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация диалогического общения дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для родителей «Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста»

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — врач» с использованием технологии «ситуация»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга»

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Похожие статьи

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДОУ «Организация диалогического общения дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для родителей «Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста»

План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Игра-викторина «Знатоки родного края»

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — врач» с использованием технологии «ситуация»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга»

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Задать вопрос