Методические приемы формирования навыка ритмической организации русского слова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 1410 раз

Библиографическое описание:

Чжао, Син. Методические приемы формирования навыка ритмической организации русского слова / Син Чжао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 834-837. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36421/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается один из трудных аспектов в процессе обучения русскому языку в китайской аудитории — формирование навыка ритмической организации русского слова; Причина возникновения таких трудностей для китайских студентов и методические приемы их преодоления.

Ключевые слова: ритмика, ударение, безударный слог, редукция.

Фонетика русского языка представляет значительные трудности для китаеговорящих учащихся и этой проблеме следует на занятиях по русскому языку уделять особое внимание. Ритмическая организация русского слова при обучении произношению китайских учащихся — одна из центральных тем корректировочного курса фонетики.

Русская ритмика слова имеет особое своеобразие и отличается от ритмики слова в других языках благодаря подвижности и разноместности ударения, а также многосложности структурной организации русских слов. [Артемова 1999, с.145]

О. А. Артемова в своей работе пишет: “... известно, что на основе свойств русского ударения быть подвижным и разноместным и в связи с многосложной структурой слов в русском языке, можно выделить большое количество ритмических моделей. Число этих моделей зависит от фонетической структуры слова: наличия энклитик, проклитик, ударности/безударности служебных слов, произношения различных групп слов, связанного с интонацией и синтагматическим членением речи. [Артемова 1999, с.145]

Например:

“часов в пять

3 1

[ч’исоф_nˈаm'] и часов / в пять; [чˈисоф/ф пˈатˈ]

3 3 2

(бpam_u_cecmpа) [брат_ы_с 'ucmpа)] брат / и / cecmpа; [брат/ и/ сˈистра]

облачность без_ осадков [облачˈнъстˈ б 'ьзʌсаткьф]

3 3 2

облачность / без / осадков [облачˈнъстˈ/ бˈэс/асаткъф] и. т.д..”

Нарушения ритмики слова в речи могут быть вызваны разными причинами:

1) Недостаточностью мускульного напряжения при произношении ударного слога (характерно для носителей языков фиксированным ударением).

2) Заменой напряженности ударного слога длительностью (характерно для носителей языков, где фонологически различаются долгие и краткие гласные).

3) Неправильной артикуляцией безударных гласных, более сильным выдохом при произношении безударных гласных.

4) Ритмическая организация родного языка на определенном участке фонетической системы — беднее изучаемого. В этом случае носители языка не будут слышать всех различий, имеющих место в изучаемом языке. Например, представители языков с фиксированным ударением будут нарушать ритмику русского слова, стремясь к постоянному месту ударения (поляки будут перетягивать ударение на предпоследний слог, французы на последний и т. д.). Таким образом, восприятие и произношение различных ритмических структур в русском языке представителями этих языков будет нарушено [Артемова, 1999] [Битехтина, Климова 2011].

Из выше перечисленных причин нарушения ритмики русского слова, не трудно понять и причины нарушений ритмики русского слова китайскими учащимися. Так как китайский и русский языки относятся к разным языковым семьям, у них разные фонологические системы, например: в русском языке допускается разная последовательность согласных звуков в слоге, а в китайском языке невозможно сочетание согласных в пределах одного китайского слога; русскому языку присуще ударение, а в китайском языке тон. Тоны в китайском языке фиксированые. В путунхуа(китайский литературный язык) имеется 5 разновидностей тона; первый (ровный), второй (восходящий), третий (нисходяще-восходящий), четвёртый (нисходящий), пятый (легкий тон). Тон выполняет смыслоразличительную функцию. В путунхуа один и тот же слог может быть прочитан минимум четырьмя способами. Тоны путунхуа имеют небольшие различия по долготе звука. Обычно третий тон является самым длительными, а четвёртый– самым коротким, первый и второй тон по долготе находятся между третьим и четвёртым. Слоги в китайском языке очень короткие, максимум 3 гласных вместе, но тон падает только на гласный, который первый по порядку в алфавите. Например, в китайском языке 6 гласных звуков: [а о ei u ü]. Если в одном слоге есть 2 гласных [a] и [o], то тон падает на звук [а], если рядом звуки [i] и [e], то тон падает на [е]. При этом слог без тонов, не меняет свое произношение, т. е. редукция гласных отсутствует в китайском языке.

Приведем пример: chuāng, chú, chόuСлог [u] (произносится как русское [у]) под тоном или без тона, слоги перед тоном или после тона, произносятся одинаково, и тон падает на звук слога строго по порядку в алфавите. как уже упомянулось выше.

Так как в китайском языке по сравнению с русским, все слоги короткие, необходимо в китайском языке правильно и четко прозизносить каждый слог.Приведем пример: в китайском языке у одного иероглифа максимум 2 слога: [chuang] (chu- ang). Здесь и слог [u]который без тона и слог[ang]под тоном нужно произносить полностью, не сокращая.

Таким образом, нарушения, которые возникают при обучении ритмике русского слова у китайсих учащихся, можно разделить на две группы.

Первая группа: произношение ударного гласного. Здесь наблюдаются следующие нарушения:

а) изменение места ударения, стремление к фиксированному ударению;

б) изменение ударного гласного по степени интенсивности, длительности и тону.

Вторая группа: изменение длительности русских редуцированных гласных в сторону их увеличения или уменьшения, изменение качества гласных в различных фонетических позициях слова.

Для исправления таких ошибок, мы можем предложить следующие упражнения, которые направленны на формирование навыка ритмической организации русского слова:

  1. Произношение ударных гласных полного образования в односложном слове. Модель [тáт].

1) Слушайте и повторяйте.

[а]- бак,дал,жар, лак, нас,пар, раб, там, цап, шаг;

[о]-бок, гол, дом,жён,зоб,кон, пол, фон;

[у]- бук,гул,дуб, кум,луж, пуд, рук, фут, худ, цуг;

[ы]- бык,дыр,лыж,пыж,рык,сын, тын, шип;

[е]- бег, дел, деть, медь, пел,,сер, сечь,тень,тем, хек,чек, щец;

[и]- бил, гид, кит, лик, пик, рис, чин, щит;

2) Читайте следующие предложения с правильным ударением.

а) Он мой сы́н. Вот наш са́д. Там мой сто́л. Тот стул мо́й. Твой друг ту́т. Тот дуб ста́р. Он нас зва́л.

б) Да́й мне тот шар. Мой брат взял но́ж. Наш дом был пу́ст. Здесь был мой сы́н. Ваш друг звал ва́с. Весь сыр ешь са́м.

  1. Ритмика 2–3-сложных слов; длительность ударных и безударных гласных; произношение безударных гласных [ʌ], [ъ]. Переключение органов речи с одних артикуляций на другие между слогами с гласными разного качества. Модель [тʌ-тá].

Слушайте и повторяйте.

а) Вода́,вола́;дома́,дала́;мала́,моя́;оса́,она́,Ока́;бока́,пажа́,паша́, пока́,,фата́;

б) Ага́т, база́р, бара́н, бога́т, зака́з,наза́д, сказа́л, шага́л;

в) Брала́, врага́, права,́стака́н,слаба́,страна́, строка́, трава́;

г) Ботва́, бахча́, война́, одна́, окна́,пошла́, парча́, тоска́, толпа́

д) Байка́л, вокза́л, карма́н, позва́л,трамва́й.

  1. Модель [ʌ-тʌ-тá] тренируются те же явления, что и в предыдущей модели, на материале трехсложных слов с неприкрытым начальным слогом.

Слушайте и повторяйте.

а) Абака́н, аппара́т, арома́т, Арара́т, ороша́л, окопа́л;

б) Адмира́л,адреса́т, аспира́нт, обвиня́л, обеща́л;

в) Адвока́т͜ отказа́л. Аспира́нт͜ ͜опозда́л. Отобра́л͜ автома́т. Освети́л͜ аппара́т. Основной͜ аргумент.

  1. Модель [тá-тʌ(ъ)] тренируются те же явления, что и в модели [тʌ-тá], но с иным соотношением долгого и краткого слогов.

Слушайте и повторяйте.

а) А́да, а́за, ба́ба, жа́ба, за́да;

б) Ма́йка, ма́рта, ма́сло,

в) Та́рсса, тра́вма, тря́ска.

г) Па́пка͜ бра́та. Ва́ша͜ ча́шка. На́ша͜ ма́ма. О́ба͜ дру́га. Па́чка͜ ма́сла.

Э́то бы́ло про́сто. А́ла мы́ла сы́на. Ма́ша вста́ла ра́но. Э́то ка́рта ми́ра. Э́то ва́ша ма́рка.

  1. Модель [тá-тът],постановка безударного гласного [ъ]. Противопоставление по длительности ударного и заударного слогов.

Слушайте и повторяйте.

а) Вы́бор, вы́вод, вы́воз, вы́пад, ды́рок, лы́жах, ры́нок;

б) Ве́дал, бе́лок, де́лал, ле́том, се́ктор,

в) Го́мон, до́мом, по́вод, ро́бот, ро́пот, шё́пот,

  1. Модель [тá-тъ-тът] [тá-ть-тʌ(ъ)], закрепление артикуляции безударного гласного [ъ] и противопоставления по длительности ударного и заударных слогов.

а) Вы́боров, вы́водок, вы́водов, вы́говор, вы́дохом;

б) Бе́дствовать,ве́домость,де́йствовать,ле́вого,не́водов,ре́ктором;

в) За́пад- за́пада, за́пах-за́паха, гра́мот- гра́мота

То́пот- то́пота, ко́смос- ко́смоса, хо́лод- хо́лода

  1. Модель [тʌ-тá-тът] сопоставление редуцированных гласных [ʌ]- [ъ].

Читайте и повторяйте.

а) Ары́ком, баты́ром, заплы́вом, засы́пан, копы́том, рассы́пан;

б) Блокно́тов, ваго́нов, гормо́нов, фасо́но;

в) Кварти́ра͜ с͜ парке́том, кварти́ра͜ с͜ балко́ном, авто́граф͜ напи́сан͜ арти́стом, програ́мма͜ с͜ портре́том.

  1. Модель [тъ-тʌ-тá(т)] сопоставление гласных двух степеней редукции в пределах слова. Три степени длительности слога в трехсложном слове.

Читайте и повторяйте.

Бараба́н, борона́, борода́, багажа́, полоса́, показа́л, покара́ть

Полотна́-плотна́, парово́з-прово́з, парохо́д- прохо́д

  1. Редукция гласного [э]после твердых согласных: произношение безударных гласных [ыᵊ], [ъ]; различение ударного и безударных слогов по длительности; повторение артикуляции твердых согласных [ж]- [ш]- [ц].

Читайте и повторяйте.

а) Шесты́, шесты́х, шепну́ть, шеде́вр; Шелко́вица, шелкови́чный, шелкови́стый,

б) Жены́, жела́нье, жесто́кий, жемчу́жный; Боже́ствоПожале́ть, пожела́й, пожева́ть; Доро́жек, мо́жет, помо́жет, расска́жет, ска́жет, све́жесть, сте́ржень, тя́жесть.

в) Це́на, це́нность, це́ль, цепо́чки, це́рковь, це́х;

Таким образом, все выше перечисленные типы моделей по ритмике отражаются главную особенность ритмических моделей русского слова. Надеемся, что наши предложенные упражнения помогут китаяговорящими студентами cформировать правильную ритмическую организацию русского слова.

Литература:

  1. Артемова О. А. К вопросу о ритмике русского слова в связи с обучением произношению нерусских -1999,С. 145–149.
  2. Битехтина Н. Б. Климова В.Н Русский язык как иностранный: Фонетика -2011, М, С. 75–85.
  3. Логинова И. М. Автоматизация навыков произношения русского слова. Учебное пособие. -1961, М, С. 50–69.
  4. Щукин А. Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному -2003, М, С.18–30.
Основные термины (генерируются автоматически): китайский язык, русский язык, русское слово, гласный, тон, Артемово, модель, ритмическая организация, слог, фиксированное ударение.


Задать вопрос