Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 1902 раза

Библиографическое описание:

Ветлугина, А. С. Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью / А. С. Ветлугина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15618/ (дата обращения: 18.12.2024).



Проблема развития и формирования фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет. Мы воспринимаем человеческую речь, а затем понимаем ее и овладеваем ею благодаря тому, что с самого раннего возраста у нас развивается сенсорная способность, к восприятию речи — фонематический слух [2].

Восприятие речи представляет для ребенка очень сложный процесс. В первые дни жизни малыш выделяет человеческую речь из других звуковых раздражителей. Постепенно он становится все более «сосредоточенным» на обращенной к нему речи взрослых, как бы «прислушивается» к ней, что выражается в изменении его поведения. Такое раннее внимание к речи очень важно для развития ее сенсорной стороны [4].

Фонематический слух формируется очень рано. Исследователи речевого развития детей объясняют это тем, что именно фонематический слух составляет основу, на которой строится жизненно необходимый процесс речевого общения [1].

Р. Е. Левина выделяет несколько периодов формирования фонематического развития:

  1. Дофонематическая стадия развития. (Отсутствует дифференциация звуков, ребенок просто реагирует на звуки).
  2. Начальная стадия дифференциации фонем.
  3. Завершающая стадия дифференциации фонем.
  4. Появляется готовность к элементарному звуковому анализу.
  5. Возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.

Первые три этапа в норме у ребенка реализуются в раннем возрасте. Последние два этапа, реализуются в старшем дошкольном возрасте, при активном содействии со стороны взрослого.

Отставание в формировании фонематических процессов создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Формирование правильного произношения происходит на основе фонематического слуха и фонематического восприятия. Именно фонематический слух и восприятие во многом обеспечивают четкое, ясное правильное произношение фраз, слов и звуков. Недоразвитие фонематического восприятия влияет на способность овладения навыками чтения и письма, является одним из ведущих факторов риска возникновения дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения [3].

Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева предложили последовательность работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Предлагается 6 этапов [5].

  1. Узнавание неречевых звуков.

(Мы предлагаем детям послушать не речевые звуки и сказать, что звучало: музыкальные инструменты, стук карандаша, переливание воды. Что шумит за окном? Что гудит? Кто кричит?

  1. Различение высоты, силы, тембра голоса.

– Детям предлагаем картинки животных, на одной изображен взрослый на другой детеныш. Меняя высоту голоса мы произносим звукоподражание этих животных. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит. Покажи нужную картину»

Кошка (мяукает — низко) — котенок (мяукает — высоко);

курица (кудахчет низко) — цыплята (пищат высоко);

собака (лает — низко) — щенок (лает — высоко);

– Ребенку предлагаем 2 картинки с изображением двух котов. Один кот черный-мяукает тихо, другой кот белый-мяукает громко. Прослушав, как мяукают, ребенок показывал соответствующую картинку.

– Для различения силы и тембра голоса было предложено узнать голоса героев сказки «Три медведя».

Инструкция: «Внимательно послушай и отгадай, какой из медведей говорит. Покажи на картинке»

  1. Различение слов, близких по звуковому составу.

– Просим ребенка хлопнуть, если слово сказано не правильно.

Шляпа-сляпа-фляпа. Баман- панан- банан- ваван- баван.

Витанин-митавин- фитамин-витамин.

– Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Пашня-башня, Катушка-кадушка, Крот-грот, Мышка-мошка.

– Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.

Собор-забор, Касса-каша, Лук-жук, Лук-люк.

– Покажи где?

Используем картинки со словами квазиамонимами.

П-Б, П'-Б': Почка-бочка, пашня-башня, порт-борт, пил-бил.

Т-Д, Т’-Д’: Тачка-дачка, тоска-доска, подушка-катушка, тина-Дина.

К-Г, К’-Г’: Класс-глаз, кора-гора, калька-галька, кит-гид, крот-грот.

Ф-В, Ф’-В’: Софа-сова, Фаня-Ваня

Л-В, Л’-В’: Лоск-воск, лодка-водка.

Л-Й, Л’-Й: Галка-гайка, стол-стой, галька-гайка.

Р-Л, Р’-Л’: Рожки-ложки, храм-хлам. Репка-лепка, малинка-Маринка.

С-З: Суп-зуб, росы-розы, коса-коза.

С-Ц: Лисица-лица, свет-цвет.

Ш-Ж: Шар-жар, Лужа-Луша.

Ч-Щ: Чашка-щелка, плач-плащ.

Ч-Ш: Чашка-шашка, кочка-кошка, чурка-шурка.

Ч-Т’: Челка-телка, речка-редька, печка-Петька.

С-Ш: Каска-кашка, мыс-мышь, ус-уж, усы-уши.

С-Ж: Сук-жук, сыр-жир, усы-ужи

С-Щ: Лес-лещ, плюс-плющ

С-Ч: Сойка-чайка, нос-ночь

З-Ж: Рожа-роза, луза-лужа

М-М’: Мишка-мышка

Л-Л’: Юля-юла, ел-ель.

Благодаря этим пробам, мы выявляем выраженные недостатки фонематического слуха. Слова, сложные по семантике использовались для обследования и формирования только после уточнения их значения в пассивной речи.

– Затем ребенку предлагается ответить одинаковые это слова или разные и объяснить их значение.

Тень-день, уточка-удочка, мышка-мишка, коса- коза, щенок-сынок, лак-рак.

– «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты картинки

показывай в том порядке, в котором я их буду называть»

Мак-рак-бак-лак. Дом-ком-лом-сом. Коза-коса-лужи-лыжи.

  1. Дифференциация слогов.

Предлагаем ребенку дифференцировать звуки по противопоставлениям.

– Предлагаем показать фишку, когда ребенок услышит новый слог

Па-па-па-Ба Са-ша-са-са;

Ка-ка-Га-ка За-за-зя-за.

Слоги произносятся ровным голосом.

– Затем ребенку предлагалось самому сказать, какой слог лишний.

«Послушай слоги и скажи, какой лишний»

На-на-на-па; Па-ба-па-па; Ка-ка-га-ка

Это позволит нам выяснить, есть ли в речи оглушения.

– «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно

точнее». Произносим слоги, закрывая рот экраном. Повторение слогов с оппозиционными звуками (по месту и способу образования, звонкости-глухости, твердости-мягкости)

Са-ша-са ша-са-ша Са-ца-са ца-са-ца Ча-тя-ча тя-ча-тя

Ща-ча-ща ча-ща-ча Ща-ся-ща ся-ща-ся Ла-ля-ла ля-ла-ля

– Предлагалось два одинаковых слога и 2 разных предлога.

Если ребенок слышал одинаковые слоги, то он хлопал, если разные предлоги — топал. Па-па, па-ба. То-до, То-то.

  1. Дифференциация фонем.

– Мы произносим звук, ребенок показывает нужную картинку.

Картинки заранее рассматриваются.

У- поезд, а- ребенок, з-комар, м-корова.

– Предлагаем ряд гласных звуков, ребенок показывает сигнал, если слышит звук [а].

А, э, а, у, а, о, и, а.

– «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «М»

Произносим группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].

– Предлагали ребенку повторить слоговые ряды

Из 2 гл- ао, уа, аи, ио. Из 3 гл- аиу, ауо, уао, иуа.

  1. Навыки элементарного звукового анализа. Предлагаемые задания

позволили обследовать фонематическое восприятие.

– Ребенку предлагаем показать столько кружков, сколько гласных было произнесено: А, ау, иоу.

– «Покажи кружок, когда услышишь в слове звук «а», квадрат, когда

услышишь звук «о», треугольник, когда услышишь звук «у».

Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица

– Предлагалось разложить картинки на две кучки.

В одну-заканчивающиеся на «Т»

В другую-на «К»

Рот, зонт, кот, паук, танк, мак.

– Ребенку предлагается придумать по 2 слова на звуки [а] [и] [у]

– Предлагалось выделить первый и последний звук в слове

Улица, избушка, банка, кот.

– «назови первый звук в слове»:

Малина, молоко, волны, вафли, капуста, кошка

– «Назови первый и последний звуки в слове»:

Иголка, лица, ослики, избушка, осы, антилопа.

– «Определи, сколько звуков в словах»

Лак, лом, шум, рыба, шуба, полка, забор, камыш.

Своевременное выявление недоразвития фонематических процессов и проведение направленного коррекционного обучения детей, позволяет не только исправить дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Литература:

  1. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» — Самара, СГПУ, 2003.
  2. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха детей — Москва, 1996.
  3. Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т 2 / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учеб. Пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, фонематический слух, звук, фонематическое восприятие, слово, тембр голоса, элементарный звуковой анализ, звуковой состав, последний звук, человеческая речь.

Похожие статьи

Формирование фонематических процессов у младших школьников

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Формирование речеязыковых и двигательных процессов у младших школьников с дизартрией

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Похожие статьи

Формирование фонематических процессов у младших школьников

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Формирование речеязыковых и двигательных процессов у младших школьников с дизартрией

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Методы формирования зрительного восприятия у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью