Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Ветлугина Алёна Сергеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 26.01.2020
Статья просмотрена: 1902 раза
Библиографическое описание:
Ветлугина, А. С. Формирование фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью / А. С. Ветлугина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15618/ (дата обращения: 18.12.2024).
Проблема развития и формирования фонематических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет. Мы воспринимаем человеческую речь, а затем понимаем ее и овладеваем ею благодаря тому, что с самого раннего возраста у нас развивается сенсорная способность, к восприятию речи — фонематический слух [2].
Восприятие речи представляет для ребенка очень сложный процесс. В первые дни жизни малыш выделяет человеческую речь из других звуковых раздражителей. Постепенно он становится все более «сосредоточенным» на обращенной к нему речи взрослых, как бы «прислушивается» к ней, что выражается в изменении его поведения. Такое раннее внимание к речи очень важно для развития ее сенсорной стороны [4].
Фонематический слух формируется очень рано. Исследователи речевого развития детей объясняют это тем, что именно фонематический слух составляет основу, на которой строится жизненно необходимый процесс речевого общения [1].
Р. Е. Левина выделяет несколько периодов формирования фонематического развития:
- Дофонематическая стадия развития. (Отсутствует дифференциация звуков, ребенок просто реагирует на звуки).
- Начальная стадия дифференциации фонем.
- Завершающая стадия дифференциации фонем.
- Появляется готовность к элементарному звуковому анализу.
- Возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.
Первые три этапа в норме у ребенка реализуются в раннем возрасте. Последние два этапа, реализуются в старшем дошкольном возрасте, при активном содействии со стороны взрослого.
Отставание в формировании фонематических процессов создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Формирование правильного произношения происходит на основе фонематического слуха и фонематического восприятия. Именно фонематический слух и восприятие во многом обеспечивают четкое, ясное правильное произношение фраз, слов и звуков. Недоразвитие фонематического восприятия влияет на способность овладения навыками чтения и письма, является одним из ведущих факторов риска возникновения дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения [3].
Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева предложили последовательность работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Предлагается 6 этапов [5].
- Узнавание неречевых звуков.
(Мы предлагаем детям послушать не речевые звуки и сказать, что звучало: музыкальные инструменты, стук карандаша, переливание воды. Что шумит за окном? Что гудит? Кто кричит?
- Различение высоты, силы, тембра голоса.
– Детям предлагаем картинки животных, на одной изображен взрослый на другой детеныш. Меняя высоту голоса мы произносим звукоподражание этих животных. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит. Покажи нужную картину»
Кошка (мяукает — низко) — котенок (мяукает — высоко);
курица (кудахчет низко) — цыплята (пищат высоко);
собака (лает — низко) — щенок (лает — высоко);
– Ребенку предлагаем 2 картинки с изображением двух котов. Один кот черный-мяукает тихо, другой кот белый-мяукает громко. Прослушав, как мяукают, ребенок показывал соответствующую картинку.
– Для различения силы и тембра голоса было предложено узнать голоса героев сказки «Три медведя».
Инструкция: «Внимательно послушай и отгадай, какой из медведей говорит. Покажи на картинке»
- Различение слов, близких по звуковому составу.
– Просим ребенка хлопнуть, если слово сказано не правильно.
Шляпа-сляпа-фляпа. Баман- панан- банан- ваван- баван.
Витанин-митавин- фитамин-витамин.
– Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Пашня-башня, Катушка-кадушка, Крот-грот, Мышка-мошка.
– Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.
Собор-забор, Касса-каша, Лук-жук, Лук-люк.
– Покажи где?
Используем картинки со словами квазиамонимами.
П-Б, П'-Б': Почка-бочка, пашня-башня, порт-борт, пил-бил.
Т-Д, Т’-Д’: Тачка-дачка, тоска-доска, подушка-катушка, тина-Дина.
К-Г, К’-Г’: Класс-глаз, кора-гора, калька-галька, кит-гид, крот-грот.
Ф-В, Ф’-В’: Софа-сова, Фаня-Ваня
Л-В, Л’-В’: Лоск-воск, лодка-водка.
Л-Й, Л’-Й: Галка-гайка, стол-стой, галька-гайка.
Р-Л, Р’-Л’: Рожки-ложки, храм-хлам. Репка-лепка, малинка-Маринка.
С-З: Суп-зуб, росы-розы, коса-коза.
С-Ц: Лисица-лица, свет-цвет.
Ш-Ж: Шар-жар, Лужа-Луша.
Ч-Щ: Чашка-щелка, плач-плащ.
Ч-Ш: Чашка-шашка, кочка-кошка, чурка-шурка.
Ч-Т’: Челка-телка, речка-редька, печка-Петька.
С-Ш: Каска-кашка, мыс-мышь, ус-уж, усы-уши.
С-Ж: Сук-жук, сыр-жир, усы-ужи
С-Щ: Лес-лещ, плюс-плющ
С-Ч: Сойка-чайка, нос-ночь
З-Ж: Рожа-роза, луза-лужа
М-М’: Мишка-мышка
Л-Л’: Юля-юла, ел-ель.
Благодаря этим пробам, мы выявляем выраженные недостатки фонематического слуха. Слова, сложные по семантике использовались для обследования и формирования только после уточнения их значения в пассивной речи.
– Затем ребенку предлагается ответить одинаковые это слова или разные и объяснить их значение.
Тень-день, уточка-удочка, мышка-мишка, коса- коза, щенок-сынок, лак-рак.
– «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты картинки
показывай в том порядке, в котором я их буду называть»
Мак-рак-бак-лак. Дом-ком-лом-сом. Коза-коса-лужи-лыжи.
- Дифференциация слогов.
Предлагаем ребенку дифференцировать звуки по противопоставлениям.
– Предлагаем показать фишку, когда ребенок услышит новый слог
Па-па-па-Ба Са-ша-са-са;
Ка-ка-Га-ка За-за-зя-за.
Слоги произносятся ровным голосом.
– Затем ребенку предлагалось самому сказать, какой слог лишний.
«Послушай слоги и скажи, какой лишний»
На-на-на-па; Па-ба-па-па; Ка-ка-га-ка
Это позволит нам выяснить, есть ли в речи оглушения.
– «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно
точнее». Произносим слоги, закрывая рот экраном. Повторение слогов с оппозиционными звуками (по месту и способу образования, звонкости-глухости, твердости-мягкости)
Са-ша-са ша-са-ша Са-ца-са ца-са-ца Ча-тя-ча тя-ча-тя
Ща-ча-ща ча-ща-ча Ща-ся-ща ся-ща-ся Ла-ля-ла ля-ла-ля
– Предлагалось два одинаковых слога и 2 разных предлога.
Если ребенок слышал одинаковые слоги, то он хлопал, если разные предлоги — топал. Па-па, па-ба. То-до, То-то.
- Дифференциация фонем.
– Мы произносим звук, ребенок показывает нужную картинку.
Картинки заранее рассматриваются.
У- поезд, а- ребенок, з-комар, м-корова.
– Предлагаем ряд гласных звуков, ребенок показывает сигнал, если слышит звук [а].
А, э, а, у, а, о, и, а.
– «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «М»
Произносим группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].
– Предлагали ребенку повторить слоговые ряды
Из 2 гл- ао, уа, аи, ио. Из 3 гл- аиу, ауо, уао, иуа.
- Навыки элементарного звукового анализа. Предлагаемые задания
позволили обследовать фонематическое восприятие.
– Ребенку предлагаем показать столько кружков, сколько гласных было произнесено: А, ау, иоу.
– «Покажи кружок, когда услышишь в слове звук «а», квадрат, когда
услышишь звук «о», треугольник, когда услышишь звук «у».
Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица
– Предлагалось разложить картинки на две кучки.
В одну-заканчивающиеся на «Т»
В другую-на «К»
Рот, зонт, кот, паук, танк, мак.
– Ребенку предлагается придумать по 2 слова на звуки [а] [и] [у]
– Предлагалось выделить первый и последний звук в слове
Улица, избушка, банка, кот.
– «назови первый звук в слове»:
Малина, молоко, волны, вафли, капуста, кошка
– «Назови первый и последний звуки в слове»:
Иголка, лица, ослики, избушка, осы, антилопа.
– «Определи, сколько звуков в словах»
Лак, лом, шум, рыба, шуба, полка, забор, камыш.
Своевременное выявление недоразвития фонематических процессов и проведение направленного коррекционного обучения детей, позволяет не только исправить дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
Литература:
- Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» — Самара, СГПУ, 2003.
- Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха детей — Москва, 1996.
- Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т 2 / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
- Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. Ин-тов
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учеб. Пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.: МГОПИ, 1993.