Цель исследования: обозначить основные принципы работы сухих портов и определить перспективность и важность данной технологии для транспортной инфраструктуры России.
Ключевые слова: сухой порт, транспортная связь, организация движения грузов, международные транспортные коридоры, мультимодальность.
С ростом экономики множества стран, в том числе и российской, повышается спрос на развитие транспортных связей. Логистические концепции «от двери до двери» и «just-in-time», на которые в последнее время делается особый упор, требуют новых решений и беспрецедентных темпов внедрения принципов взаимодействия транспорта между собой. Многие уже существующие транспортные узлы, обслуживающие только один вид перевозок, модернизируют с идеей мультимодальности, то есть, связи одного вида транспорта с другим. Это повышает эффективность перевозок и удовлетворяет требования цепочки поставок за счет объединения доступа к различным путям сбыта продукции. Грамотно отлаженная инфраструктура позволяет ускорить перевозочный процесс, что значительно влияет на общую удовлетворённость грузоотправителей, грузополучателей и конечного потребителя.
Особым потенциалом в развитии обладает концепция сухих портов — внутренних терминалов, непосредственно связанных автомобильным или железнодорожным сообщением с морским портом. Для российской сферы логистики она является принципиально важной, поскольку в новых реалиях всё больше будут укрепляться торговые связи с Азией через морские порты Дальнего Востока, где уже данная инфраструктурная технология активно внедряется. Так же для южного направления такая программа поможет преодолеть проблемы модернизации инфраструктуры на Черноморском побережье, так как из-за рельефа строительство сильно ограничено. [1]
Сухие порты — это, прежде всего, пункты обработки контейнеров. Межправительственное соглашение о «сухих портах» определяет его как место внутри территории страны с логистическим центром, соединенным с одним или более видами транспорта, предназначенное для обработки, временного хранения и предусматриваемого законом осмотра грузов, перевозимых в процессе международной торговли, и совершения применимых таможенных контрольных функций и формальностей. [2] То есть, оправдывая название, порт может и не находиться непосредственно на берегу акватории: термины «сухой порт», «внутренний контейнерный склад», «внутренний таможенный склад» и «грузовые контейнерные станции» можно назвать тождественными. Принципиально важно, чтобы связь между морским портом и товарным складом не должна быть нарушена, не говоря уже о соединении с железнодорожными путями или автодорогами [3].
Ключевой принцип, лежащий в основе разработки Соглашения, заключался в том, что оно приведет к согласованности между портами с точки зрения предоставляемых ими услуг, их местоположения по отношению к центрам торговли и их транспортных связей. Хотя соглашение содержит руководящие принципы в отношении всех этих факторов, объекты, определенные странами в качестве сухих портов в соответствии с соглашением, могут быть разнотипными и подпадают под широкий спектр инфраструктурных связей и сервисных функций. Некоторые из них не имеют полномочий или возможностей для осуществления таможенных и других функций пограничного контроля.
Базово, в сухих портах находятся склады временного хранения (СВХ), сооружения вспомогательного назначения (например, для ремонта и обслуживания стандартных контейнеров, а также установки для электрификации рефрижераторных контейнеров), автомобильные и железнодорожные подъездные пути, открытые площадки для хранения контейнеров. Все элементы данной системы объединены общим технологическим процессом и связаны единым электронным документооборотом. [4]
Сухие порты выполняют следующие функции:
— обработка и хранение контейнеров;
— упаковка и распаковка контейнеров;
— обработка и хранение навалочных грузов;
— таможенный и другой пограничный контроль, досмотр и оформление;
— мелкий ремонт контейнеров;
— транспортно-экспедиционные услуги и консолидация грузов;
— банковские / страховые / финансовые услуги;
— бронирование транспорта / брокерские услуги;
— дополнительные услуги (например, упаковка, маркировка, долгосрочное складирование).
Сухие порты можно классифицировать: спутниковые терминалы, грузовые центры, перегрузочные центры. Разделение терминалов не является жестким, подразумевая то, что некоторым сухим портам могут быть присущи одновременно несколько функций.
Грузы, находящиеся в сухом порту, должны быть готовы для погрузки на судно в морском порту без дополнительного прохождения (дублирования) процедур. Таким образом, сухой порт дает возможность для приемки в морском порту больших морских судов.
При существующей системе организации движения грузов, поезда прибывают на припортовую станцию, расформировываются на пути сортировочного парка и подобранными группами вагонов подаются на фронт погрузки — выгрузки порта, в соответствии с заявкой или разнарядкой порта. Далее происходит прием — сдача груженых и порожних вагонов, который осуществляют: со стороны порта — тальман, со стороны железной дороги — приемосдатчик станции. Затем производятся перегрузка груза из вагонов на площадку терминала, досмотры контролирующими органами, выпуск грузов в свободное обращение, проведение сертификации и отборов образцов грузов для лабораторных исследований, таможенное оформление и т. д. [5].
Важно ещё раз отметить, что сухой порт должен обеспечивать самый высокий уровень обработки грузов и высокую скорость их перевалки при тесной связи с морским портом или дорогами, а также предоставлять все услуги, включая специализированные услуги, которые предоставляет морской порт. Исходя из европейского опыта эксплуатации, управлением должен заниматься один орган, например, комитет.
Таким образом, при появлении сухих портов в регионе государство привлекает новые грузопотоки и увеличивает экономический эффект от увеличения объема перевозок транзитных грузов через российские участки международных транспортных коридоров, а перевозчик сокращает время простоя вагонов, ожидающих перегрузки, а также уменьшает время оборота порожнего контейнера. Так же для региона решается вопрос с предоставлением рабочих мест, увеличиваются налоговые поступления, а также приобретается надёжность товарного снабжения для населения.
Можно отметить некоторые недостатки. Для нашей страны в виду географических особенностей процесс строительства сухих портов требует больших капиталовложений, в том числе и на своевременную цифровизацию, перестройку маломощной инфраструктуры припортовых железнодорожных станций и д. р. Грузополучатель так же теряет деньги, забирая товар не из порта, а из терминала — вынужден покрывать стоимость перевозки.
Несмотря на некоторые особенности организации, технология сухих портов всё ещё является особо перспективной для страны. Актуальность данного вопроса очевидна — при росте уровня товарооборота правильным решением является разгрузка портов и перевозка грузов на территорию страны на время таможенного оформления. Сухие порты способствуют росту благосостояния региона и общую эффективности контейнерных перевозок, что ведёт к улучшению экономической обстановки, что в наше время было бы весьма кстати.
В настоящий момент Федеральной таможенной службой России предпринимаются конкретные шаги по реализации данной программы, а именно принятие процедуры по выполнению таможенных операций применительно к товарам, приходящим на территорию Российской Федерации контейнерами с перевалкой через российские порты и их дальнейшим размещением на складах временного хранения.
Литература:
- Вотинов, А. В. Сухие порты как инструмент модернизации транспортно-логистической инфраструктуры // Вестник Университета. — 2013. — № 9. — С. 166–171.
- Учебное пособие по сухим портам. —: UN «ESCAP», 2020. — 31 c. — Текст: непосредственный.
- Сухие порты — ключевые объекты инфраструктуры международного значения.—Текст: электронный // Логистика: [сайт].—URL: http://www.logistika-prim.ru/articles/suhie-porty-klyuchevye-obekty-infrastruktury-mezhdunarodnogo-znacheniya (дата обращения: 15.01.2023).
- Понятие «Сухой порт».—Текст: электронный // TKS.RU: [сайт].—URL: https://www.tks.ru/logistics/2012/09/21/0002 (дата обращения: 07.01.2023).
- Король Р. Г. Взаимодействие различных видов транспорта в транспортном узле при наличии терминала «сухой порт» (на примере Владивостокского транспортного узла): дис.... канд. техн. наук.- Хабаровск., 2015. — Режим доступа: https://miit.ru/content/ %D0 %94 %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F.pdf?id_wm=735128