Анализ контейнерного терминала НУТЭП Новороссийского морского порта и его роли в экспортно-импортных отношениях России и Турции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.09.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Приходько, Ф. Н. Анализ контейнерного терминала НУТЭП Новороссийского морского порта и его роли в экспортно-импортных отношениях России и Турции / Ф. Н. Приходько, С. П. Радчин, К. А. Тимошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117622/ (дата обращения: 27.09.2024).



В статье проанализированы текущие экспортно-импортные отношения между Россией и Турцией (по состоянию на 2024 год), определена роль Краснодарского края и Новороссийского морского порта в их функционировании, а также проведён анализ одного из крупнейших ключевых контейнерных терминалов Черноморского побережья — НУТЭП. Выявлены текущие и спрогнозированы потенциальные проблемы функционирования терминала, а также определён ограничивающий элемент и рассчитан показатель достижения целевого уровня работы.

Ключевые слова: контейнерные перевозки, контейнерный терминал, экспорт, импорт, портовая инфраструктура, Новороссийск, терминал НУТЭП, морское сообщение, транзитные перевозки.

1 Анализ экспортно-импортных отношений России и Турции

Россия и Турция — партнеры по торгово-экономическим взаимоотношениям с пятивековой историей. Несмотря на непростую в настоящий момент геополитическую ситуацию, Москва и Анкара продолжают взаимодействовать во многих областях и стараются расширять партнерство.

Турция входит в 20-ку самых крупных экономик мира. Несмотря на то, что внешняя политика республики направлена на сотрудничество с огромным количеством государств, торговые отношения с Россией являются одним из приоритетных направлений. Это доказывают данные с турецкого сайта статистики. Базовым документом современных российско-турецких отношений является Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики.

Товарооборот между нашими странами с января по ноябрь 2022 года составил 47 млрд долларов — это в два раза больше, чем в такой же период 2021 года. В 2022 году Турция вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров России. Сравнительные данные наглядно отражены на рисунках 1–2.

Динамика экспорта в Турцию

Рис. 1. Динамика экспорта в Турцию

Экспорт в Турцию за 11 месяцев в 2021 и 2022 гг.

Рис. 2. Экспорт в Турцию за 11 месяцев в 2021 и 2022 гг.

Экспорт из РФ в Турцию увеличился более чем в 2 раза: за Январь-Ноябрь 2022 г он составил 54,3 млрд долларов. В 2021 г. за аналогичный период — 25,3 млрд долларов.

2 Анализ объекта исследования

2.1 Анализ региона расположения исследуемого объекта

Краснодарский край — ведущий регион по производству сельскохозяйственной продукции в России. Регион занимает первое место по валовому объему производства сельскохозяйственной продукции, а также входит в топ крупнейших по производству зерновых и масличных культур, молока, поголовью свиней и птицы.

Помимо всего краснодарский край является одним из ключевых транспортных узлов России благодаря своему географическому положению и развитой транспортной инфраструктуре. Краснодарский край расположен на юге России и имеет выход к Черному морю. Это стратегически важное положение для международной торговли, особенно с учетом близости к странам Ближнего Востока и Европы. Порты Новороссийск и Туапсе являются крупными морскими портами Краснодарского края, обеспечивающими транспортные связи с различными регионами России и другими странами через Черное море.

Грузооборот портов Краснодарского края за 2022 составил 245 млн тонн (на 4 % больше, чем в 2021 году), в то время как у Балтийского бассейна этот показатель составил 129,8 млн тонн, а у Дальневосточного — 119,2 млн тонн. Это позволяет сделать вывод, что Краснодарский край — это первый по морскому грузообороту регион России.

Также наблюдается рост внешнеторгового оборота Краснодарского края. Динамика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика внешнеторгового оборота Краснодарского края

2020

2021

Январь 2022

Экспорт, млн долл. США

5 637,3

7 567,7

642,9

Импорт, млн долл. США

4 500,3

5 624,2

462,4

Основными торговыми партнёрами Краснодарского края является Турция, Китай и Египет. Данные по внешнеторговому обороту представлены в таблице 2.

Таблица 2

Внешнеторговый оборот Краснодарского края с основными странами

Процент оборота

млн долл. США

Турция

13,6

1 794,1

Китай

7,0

923,5

Египет

5,2

658,9

Согласно структуре прибыли фирм Краснодарского края за январь-июль 2023 года прибыль транспортных компаний составила 165 726 млн руб. (на 13,7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года) — это 40,4 % от суммарного значения Краснодарского края. Для фирм АПК этот показатель составляет 16,7 %. Это позволяет сделать вывод, что ключевая роль Краснодарского края в ВВП страны — крупный транспортный узел, через который проходит большой объём экспортно-импортных грузов.

2.2 Анализ порта расположения терминала

Порт Новороссийск является одним из ключевых морских портов России и играет важную роль в организации транспортных потоков. Вот несколько аспектов, которые подчеркивают его значение:

— Морское сообщение: Порт Новороссийск обеспечивает морское сообщение с различными регионами через Черное море и Средиземное море. Это позволяет организовывать транспортные потоки между Россией и странами Европы, Ближнего Востока и Африки.

— Экспорт и импорт: Порт является важным центром для экспорта и импорта товаров. Здесь осуществляется погрузка и разгрузка судов с различными видами грузов, включая нефть, уголь, зерно, металлы и другие товары.

— Транзитные перевозки: Новороссийский порт служит транзитным пунктом для грузов, перемещающихся между Азией и Европой. Это особенно важно в контексте реализации транспортных проектов, например, нового шелкового пути, который может усилить транзит через порт.

— Связь с железнодорожной сетью: Порт тесно связан с железнодорожной инфраструктурой, что обеспечивает удобные транспортные связи с различными регионами России. Это способствует эффективному перемещению грузов внутри страны.

— Энергетическая инфраструктура: Новороссийск является важным центром для экспорта энергоносителей, в частности нефти. Морской терминал в Новороссийске обеспечивает удобные условия для погрузки и транспортировки нефтепродуктов.

Общая роль порта Новороссийск в организации транспортных потоков России заключается в том, чтобы обеспечивать эффективные транспортные связи с различными регионами и странами, способствуя развитию международной торговли и обмену товарами.

В сравнении с другими портами Краснодарского края, Новороссийск занимает первое место по грузообороту. Данные по грузообороту представлены в таблице 3.

Таблица 3

Грузооборот основных портов Краснодарского края

Порт

Грузооборот, тыс. тонн

2020

2021

Новороссийск

129 935,6

132 750,8

Туапсе

26 898,1

24 698,3

Кавказ

41 316,5

33 592,0

Тамань

22 337,0

35 864,4

Порт Новороссийск обладает достаточным уровнем транспортной доступности. Порт имеет грузовую внеклассную станцию, которая соединена с Краснодаром двухпутной линией Северо-Кавказской железной дороги. Автомобильная транспортная доступность обеспечивается за счёт трассы М4 «Дон». Транспортные карты отражены на рисунке 3.

Транспортные линии, соединяющие Новороссийск с транспортными узлами Транспортные линии, соединяющие Новороссийск с транспортными узлами

Рис. 3. Транспортные линии, соединяющие Новороссийск с транспортными узлами

2.3 Анализ контейнерного терминала «НУТЭП»

Географическое расположение

Контейнерный терминал «НУТЭП» имеет удобное географическое расположение. Выход в Черное море обеспечивает близость к крупным транзитным портам и круглогодичную навигацию. Также обеспечен выход к 3 странам: Турции, Греции и Румынии. Географическое расположение отражено на рисунке 4.

Географическое расположение терминала «НУТЭП»

Рис. 4. Географическое расположение терминала «НУТЭП»

Инфраструктура

Объекты инфраструктуры контейнерного терминала «НУТЭП»

Рис. 5. Объекты инфраструктуры контейнерного терминала «НУТЭП»

Терминал имеет 4 причала и берегоукрепление. Общая площадь терминала составляет — 34 га. Общая длина причального фронта — 1268 м. Территория терминала отражена на рисунке 2.3. Терминал имеет высокотехнологичное современное оборудование. Состав парка погрузочно-разгрузочных механизмов представлен на рисунке 6.

Состав парка ПРМ контейнерного терминала «НУТЭП»

Рис. 6. Состав парка ПРМ контейнерного терминала «НУТЭП»

Терминал также имеет:

— Электронную систему управления;

— Электронную систему позиционирования контейнеров;

— Собственный 7-путный железнодорожный парк — 4 346 м полезной длины (2 маршрутных поезда)

Операционные показатели и мощности работы терминала

Терминал «НУТЭП» занимает 4 место среди стивидорных компаний порта Новороссийск по грузообороту (6 982 тыс. т за 2021 год). Показатели работы и мощности терминала отражены на рисунке 7.

Операционные показатели и мощности контейнерного терминала «НУТЭП» Операционные показатели и мощности контейнерного терминала «НУТЭП»

Рис. 7. Операционные показатели и мощности контейнерного терминала «НУТЭП»

3 Определение и постановка проблемы

3.1 Развитие отношений России и Турции

На основе анализа экономических отношений между Россией и Турцией, проведённого в первом разделе основной части научно-исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

— В текущей геополитической ситуации в мире Российская Федерация не имеет прямого доступа к европейским странам для развития экспортно-импортных отношений;

— Турция для России является одним из основных каналов для организации цепей поставок в европейские страны;

— На данный момент показатель прироста внешнеторгового оборота России и Турции высок. Товарооборот России и Турции в январе — октябре 2023 года увеличился в физическом объёме на 49,8 % по сравнению с данными прошлого года (по данным Правительства РФ). Отмечается, что Турция стала вторым внешнеторговым партнёром России в 2022 году, оборот между странами вырос на 85,8 %.

— Имеется тенденция увеличения внешнеторгового оборота между Россией и Турцией

В связи с этим возникает потребность увеличения перерабатывающей и пропускной способности инфраструктуры, через которую идёт основной грузопоток.

3.2 Анализ базы и результатов перевозок по железнодорожной станции Новороссийск

Для постановки проблемы необходимо проанализировать базу и результаты перевозок станции Новороссийск.

Грузовая база перевозок — это потребность физических и юридических лиц в транспортных услугах. Грузовая база перевозок обусловлена наличием грузов готовых к отправке. Грузовая база — это только намерения грузоотправителей и грузополучателей, но не гарантии осуществления перевозки. Для того чтобы грузовая база перевозок стала фактическим грузопотоком, грузовладелец и перевозчик должны заключить между собой договоры на перевозку и реализовать доставку грузов на практике.

Грузовая база перевозок формируется на основе отправленных (но не согласованных) заявок на перевозку грузов (форма ГУ-12).

Анализ перевозок приведён в таблице 3.1.

Результаты перевозок — фактически перевезённый грузопоток, который освоила инфраструктура.

Таблица 4

Анализ базы и результатов перевозок

Период

База перевозок

Результат перевозок

2022

776, 7 тыс. тонн

97,8 тыс. тонн

Я-М 2023

90,8 тыс. тонн

24,5 тыс. тонн

Для оценки объёмов исполненных потребностей в перевозке рассчитаем процент результатов от базы перевозок:

процент результатов перевозок от базы i-го периода, %;

результаты перевозок, тыс. тонн;

база перевозок, тыс. тонн.

Разница этого показателя между двумя периодами обусловлена учётом только трёх месяцев во втором периоде.

Согласно рассчитанным показателям потребности в перевозку грузов на станцию Новороссийск выполнены лишь на 12,6 % в 2022 и на 26,9 % в январе-марте 2023 года. Исходя из этого, можно сделать вывод, что потребности грузоотправителей не удовлетворены даже на половину. Это связанно с комплексом различных проблем.

3.3 Ожидание судов в акватории

Для анализа скорости обработки судов и поиска их задержек в пути следования от точки отправления до точки назначения потребовалось воспользоваться сервисом MarineTraffic.

MarineTraffic — проект, основанный на сообществе, который предоставляет информацию в реальном времени о движении судов и текущем местоположении судов в гаванях и портах. База данных информации о судах включает, например, данные о месте их постройки, а также размеры судов, валовую вместимость и номер ИМО. Пользователи могут отправлять фотографии судов, которые могут оценить другие пользователи.

Ожидание судна MedkonGemlik в акватории порта Новороссийск

Рис. 8. Ожидание судна MedkonGemlik в акватории порта Новороссийск

Ожидание судна DANIEL A в акватории порта Новороссийск

Рис. 9. Ожидание судна DANIEL A в акватории порта Новороссийск

Ожидание судна XIN HAI TONG 16 в акватории порта Новороссийск

Рис. 10 Ожидание судна XIN HAI TONG 16 в акватории порта Новороссийск

Согласно представленным иллюстрациям (рисунки 3.1, 3.2, 3.3) судам, имеющим назначение на терминал НУТЭП, приходится стоять в акватории порта Новороссийск. Проанализированы 5 судов. Три из пяти судов вынуждены стоять в акватории, ожидая освобождения причального места. Остальные два из пяти судов снижают скорость на подходе к порту.

Литература:

  1. Приходько, Ф. Н. Анализ работы транспортно-грузовых систем, примыкающих к железнодорожной станции «Батарейная» Иркутского железнодорожного узла / Ф. Н. Приходько, К. А. Тимошенко, С. П. Радчин, К. А. Чернышев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 31–35. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100084/ (дата обращения: 14.12.2023).
  2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nutep.ru/ (дата обращения: 12.09.2023).
  3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.marinetraffic.com/en/ais/home/centerx:37.812/centery:44.722/zoom:17 (дата обращения: 22.11.2023).
  4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openrailwaymap.org/ (дата обращения: 30.09.2023).
  5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pkk.rosreestr.ru/index.html#/search/44.776132796584896,37.76205356783933/12/@5w3tqw5ca (дата обращения: 12.12.2023).
  6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 12.11.2023).
  7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://npktrans.ru/ (дата обращения: 01.11.2023).
  8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cargo.rzd.ru/ (дата обращения: 09.12.2023).
  9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://23.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
  10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Новороссийск, Турция, Краснодарский край, Россия, контейнерный терминал, внешнеторговый оборот, порт, результат перевозок, акватория порта, грузовая база перевозок.


Похожие статьи

Задать вопрос