В статье проанализированы текущие экспортно-импортные отношения между Россией и Турцией (по состоянию на 2024 год), определена роль Краснодарского края и Новороссийского морского порта в их функционировании, а также проведён анализ одного из крупнейших ключевых контейнерных терминалов Черноморского побережья — НУТЭП. Выявлены текущие и спрогнозированы потенциальные проблемы функционирования терминала, а также определён ограничивающий элемент и рассчитан показатель достижения целевого уровня работы.
Ключевые слова: контейнерные перевозки, контейнерный терминал, экспорт, импорт, портовая инфраструктура, Новороссийск, терминал НУТЭП, морское сообщение, транзитные перевозки.
1 Анализ экспортно-импортных отношений России и Турции
Россия и Турция — партнеры по торгово-экономическим взаимоотношениям с пятивековой историей. Несмотря на непростую в настоящий момент геополитическую ситуацию, Москва и Анкара продолжают взаимодействовать во многих областях и стараются расширять партнерство.
Турция входит в 20-ку самых крупных экономик мира. Несмотря на то, что внешняя политика республики направлена на сотрудничество с огромным количеством государств, торговые отношения с Россией являются одним из приоритетных направлений. Это доказывают данные с турецкого сайта статистики. Базовым документом современных российско-турецких отношений является Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики.
Товарооборот между нашими странами с января по ноябрь 2022 года составил 47 млрд долларов — это в два раза больше, чем в такой же период 2021 года. В 2022 году Турция вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров России. Сравнительные данные наглядно отражены на рисунках 1–2.
Рис. 1. Динамика экспорта в Турцию
Рис. 2. Экспорт в Турцию за 11 месяцев в 2021 и 2022 гг.
Экспорт из РФ в Турцию увеличился более чем в 2 раза: за Январь-Ноябрь 2022 г он составил 54,3 млрд долларов. В 2021 г. за аналогичный период — 25,3 млрд долларов.
2 Анализ объекта исследования
2.1 Анализ региона расположения исследуемого объекта
Краснодарский край — ведущий регион по производству сельскохозяйственной продукции в России. Регион занимает первое место по валовому объему производства сельскохозяйственной продукции, а также входит в топ крупнейших по производству зерновых и масличных культур, молока, поголовью свиней и птицы.
Помимо всего краснодарский край является одним из ключевых транспортных узлов России благодаря своему географическому положению и развитой транспортной инфраструктуре. Краснодарский край расположен на юге России и имеет выход к Черному морю. Это стратегически важное положение для международной торговли, особенно с учетом близости к странам Ближнего Востока и Европы. Порты Новороссийск и Туапсе являются крупными морскими портами Краснодарского края, обеспечивающими транспортные связи с различными регионами России и другими странами через Черное море.
Грузооборот портов Краснодарского края за 2022 составил 245 млн тонн (на 4 % больше, чем в 2021 году), в то время как у Балтийского бассейна этот показатель составил 129,8 млн тонн, а у Дальневосточного — 119,2 млн тонн. Это позволяет сделать вывод, что Краснодарский край — это первый по морскому грузообороту регион России.
Также наблюдается рост внешнеторгового оборота Краснодарского края. Динамика представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота Краснодарского края
2020 |
2021 |
Январь 2022 |
|
Экспорт, млн долл. США |
5 637,3 |
7 567,7 |
642,9 |
Импорт, млн долл. США |
4 500,3 |
5 624,2 |
462,4 |
Основными торговыми партнёрами Краснодарского края является Турция, Китай и Египет. Данные по внешнеторговому обороту представлены в таблице 2.
Таблица 2
Внешнеторговый оборот Краснодарского края с основными странами
Процент оборота |
млн долл. США |
|
Турция |
13,6 |
1 794,1 |
Китай |
7,0 |
923,5 |
Египет |
5,2 |
658,9 |
Согласно структуре прибыли фирм Краснодарского края за январь-июль 2023 года прибыль транспортных компаний составила 165 726 млн руб. (на 13,7 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года) — это 40,4 % от суммарного значения Краснодарского края. Для фирм АПК этот показатель составляет 16,7 %. Это позволяет сделать вывод, что ключевая роль Краснодарского края в ВВП страны — крупный транспортный узел, через который проходит большой объём экспортно-импортных грузов.
2.2 Анализ порта расположения терминала
Порт Новороссийск является одним из ключевых морских портов России и играет важную роль в организации транспортных потоков. Вот несколько аспектов, которые подчеркивают его значение:
— Морское сообщение: Порт Новороссийск обеспечивает морское сообщение с различными регионами через Черное море и Средиземное море. Это позволяет организовывать транспортные потоки между Россией и странами Европы, Ближнего Востока и Африки.
— Экспорт и импорт: Порт является важным центром для экспорта и импорта товаров. Здесь осуществляется погрузка и разгрузка судов с различными видами грузов, включая нефть, уголь, зерно, металлы и другие товары.
— Транзитные перевозки: Новороссийский порт служит транзитным пунктом для грузов, перемещающихся между Азией и Европой. Это особенно важно в контексте реализации транспортных проектов, например, нового шелкового пути, который может усилить транзит через порт.
— Связь с железнодорожной сетью: Порт тесно связан с железнодорожной инфраструктурой, что обеспечивает удобные транспортные связи с различными регионами России. Это способствует эффективному перемещению грузов внутри страны.
— Энергетическая инфраструктура: Новороссийск является важным центром для экспорта энергоносителей, в частности нефти. Морской терминал в Новороссийске обеспечивает удобные условия для погрузки и транспортировки нефтепродуктов.
Общая роль порта Новороссийск в организации транспортных потоков России заключается в том, чтобы обеспечивать эффективные транспортные связи с различными регионами и странами, способствуя развитию международной торговли и обмену товарами.
В сравнении с другими портами Краснодарского края, Новороссийск занимает первое место по грузообороту. Данные по грузообороту представлены в таблице 3.
Таблица 3
Грузооборот основных портов Краснодарского края
Порт |
Грузооборот, тыс. тонн |
|
2020 |
2021 |
|
Новороссийск |
129 935,6 |
132 750,8 |
Туапсе |
26 898,1 |
24 698,3 |
Кавказ |
41 316,5 |
33 592,0 |
Тамань |
22 337,0 |
35 864,4 |
Порт Новороссийск обладает достаточным уровнем транспортной доступности. Порт имеет грузовую внеклассную станцию, которая соединена с Краснодаром двухпутной линией Северо-Кавказской железной дороги. Автомобильная транспортная доступность обеспечивается за счёт трассы М4 «Дон». Транспортные карты отражены на рисунке 3.
Рис. 3. Транспортные линии, соединяющие Новороссийск с транспортными узлами
2.3 Анализ контейнерного терминала «НУТЭП»
Географическое расположение
Контейнерный терминал «НУТЭП» имеет удобное географическое расположение. Выход в Черное море обеспечивает близость к крупным транзитным портам и круглогодичную навигацию. Также обеспечен выход к 3 странам: Турции, Греции и Румынии. Географическое расположение отражено на рисунке 4.
Рис. 4. Географическое расположение терминала «НУТЭП»
Инфраструктура
Рис. 5. Объекты инфраструктуры контейнерного терминала «НУТЭП»
Терминал имеет 4 причала и берегоукрепление. Общая площадь терминала составляет — 34 га. Общая длина причального фронта — 1268 м. Территория терминала отражена на рисунке 2.3. Терминал имеет высокотехнологичное современное оборудование. Состав парка погрузочно-разгрузочных механизмов представлен на рисунке 6.
Рис. 6. Состав парка ПРМ контейнерного терминала «НУТЭП»
Терминал также имеет:
— Электронную систему управления;
— Электронную систему позиционирования контейнеров;
— Собственный 7-путный железнодорожный парк — 4 346 м полезной длины (2 маршрутных поезда)
Операционные показатели и мощности работы терминала
Терминал «НУТЭП» занимает 4 место среди стивидорных компаний порта Новороссийск по грузообороту (6 982 тыс. т за 2021 год). Показатели работы и мощности терминала отражены на рисунке 7.
Рис. 7. Операционные показатели и мощности контейнерного терминала «НУТЭП»
3 Определение и постановка проблемы
3.1 Развитие отношений России и Турции
На основе анализа экономических отношений между Россией и Турцией, проведённого в первом разделе основной части научно-исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
— В текущей геополитической ситуации в мире Российская Федерация не имеет прямого доступа к европейским странам для развития экспортно-импортных отношений;
— Турция для России является одним из основных каналов для организации цепей поставок в европейские страны;
— На данный момент показатель прироста внешнеторгового оборота России и Турции высок. Товарооборот России и Турции в январе — октябре 2023 года увеличился в физическом объёме на 49,8 % по сравнению с данными прошлого года (по данным Правительства РФ). Отмечается, что Турция стала вторым внешнеторговым партнёром России в 2022 году, оборот между странами вырос на 85,8 %.
— Имеется тенденция увеличения внешнеторгового оборота между Россией и Турцией
В связи с этим возникает потребность увеличения перерабатывающей и пропускной способности инфраструктуры, через которую идёт основной грузопоток.
3.2 Анализ базы и результатов перевозок по железнодорожной станции Новороссийск
Для постановки проблемы необходимо проанализировать базу и результаты перевозок станции Новороссийск.
Грузовая база перевозок — это потребность физических и юридических лиц в транспортных услугах. Грузовая база перевозок обусловлена наличием грузов готовых к отправке. Грузовая база — это только намерения грузоотправителей и грузополучателей, но не гарантии осуществления перевозки. Для того чтобы грузовая база перевозок стала фактическим грузопотоком, грузовладелец и перевозчик должны заключить между собой договоры на перевозку и реализовать доставку грузов на практике.
Грузовая база перевозок формируется на основе отправленных (но не согласованных) заявок на перевозку грузов (форма ГУ-12).
Анализ перевозок приведён в таблице 3.1.
Результаты перевозок — фактически перевезённый грузопоток, который освоила инфраструктура.
Таблица 4
Анализ базы и результатов перевозок
Период |
База перевозок |
Результат перевозок |
2022 |
776, 7 тыс. тонн |
97,8 тыс. тонн |
Я-М 2023 |
90,8 тыс. тонн |
24,5 тыс. тонн |
Для оценки объёмов исполненных потребностей в перевозке рассчитаем процент результатов от базы перевозок:
— процент результатов перевозок от базы i-го периода, %;
— результаты перевозок, тыс. тонн;
— база перевозок, тыс. тонн.
Разница этого показателя между двумя периодами обусловлена учётом только трёх месяцев во втором периоде.
Согласно рассчитанным показателям потребности в перевозку грузов на станцию Новороссийск выполнены лишь на 12,6 % в 2022 и на 26,9 % в январе-марте 2023 года. Исходя из этого, можно сделать вывод, что потребности грузоотправителей не удовлетворены даже на половину. Это связанно с комплексом различных проблем.
3.3 Ожидание судов в акватории
Для анализа скорости обработки судов и поиска их задержек в пути следования от точки отправления до точки назначения потребовалось воспользоваться сервисом MarineTraffic.
MarineTraffic — проект, основанный на сообществе, который предоставляет информацию в реальном времени о движении судов и текущем местоположении судов в гаванях и портах. База данных информации о судах включает, например, данные о месте их постройки, а также размеры судов, валовую вместимость и номер ИМО. Пользователи могут отправлять фотографии судов, которые могут оценить другие пользователи.
Рис. 8. Ожидание судна MedkonGemlik в акватории порта Новороссийск
Рис. 9. Ожидание судна DANIEL A в акватории порта Новороссийск
Рис. 10 Ожидание судна XIN HAI TONG 16 в акватории порта Новороссийск
Согласно представленным иллюстрациям (рисунки 3.1, 3.2, 3.3) судам, имеющим назначение на терминал НУТЭП, приходится стоять в акватории порта Новороссийск. Проанализированы 5 судов. Три из пяти судов вынуждены стоять в акватории, ожидая освобождения причального места. Остальные два из пяти судов снижают скорость на подходе к порту.
Литература:
- Приходько, Ф. Н. Анализ работы транспортно-грузовых систем, примыкающих к железнодорожной станции «Батарейная» Иркутского железнодорожного узла / Ф. Н. Приходько, К. А. Тимошенко, С. П. Радчин, К. А. Чернышев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 31–35. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100084/ (дата обращения: 14.12.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nutep.ru/ (дата обращения: 12.09.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.marinetraffic.com/en/ais/home/centerx:37.812/centery:44.722/zoom:17 (дата обращения: 22.11.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openrailwaymap.org/ (дата обращения: 30.09.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pkk.rosreestr.ru/index.html#/search/44.776132796584896,37.76205356783933/12/@5w3tqw5ca (дата обращения: 12.12.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 12.11.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://npktrans.ru/ (дата обращения: 01.11.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cargo.rzd.ru/ (дата обращения: 09.12.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://23.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.09.2023).