Укрепление имиджа государственных служащих при помощи средств массовой коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 497 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Е. А. Укрепление имиджа государственных служащих при помощи средств массовой коммуникации / Е. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 432-436. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99497/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены особенности влияния деятельности СМИ на имидж государственных служащих, предложена условная классификация, подразделяющая формирование имиджа с помощью СМИ на непроизвольное и целенаправленное в зависимости от наличия и направленности конкретной цели предоставления информации, а также выделены некоторые способы непосредственного укрепления имиджа государственных служащих на основе использования СМИ.

Ключевые слова: имидж, государственный служащий, СМИ, государство, общество, государственное управление.

На сегодняшний день с учетом высокой степени развития государственных систем в существенной части стран современного мира крайне важна и актуальна профессия государственного служащего. При этом необходимо понимать, что возможность конкретных лиц занимать те или иные должности в государственном секторе, а, соответственно, и принимать определяющие управленческие решения, напрямую зависят от мнения общества.

Именно реальная готовность населения избрать и поддерживать конкретных политических лидеров, а также строгое соблюдение законности в данном вопросе, как ничто другое влияют на легитимность власти и ее преимущественное одобрение. Колоссальное и во многом решающее значение в этом случае имеет персональный имидж каждого государственного деятеля, который в зависимости от различных факторов может быть как позитивным, так и негативным.

Очевидно, что позитивный имидж, как некая совокупность положительных качеств, идентифицирующих образ человека, благоприятно сказывается на политической деятельности представителей государственной власти и уровне доверия к ним. В свою очередь негативный образ действует прямо противоположно.

Примечательно, что в современных условиях развитых информационных технологий приоритетное место в формировании имиджа государственных служащих занимают именно средства массовой информации (далее — СМИ), выступающие в роли наиболее распространенных источников сведений о происходящем.

Таким образом, вопрос укрепления имиджа профессии государственного служащего посредством профессиональной и целенаправленной деятельности СМИ актуален, как никогда.

Необходимо отметить, что указанная тема ранее неоднократно становилась предметом исследований ряда научных деятелей и специалистов в сфере политологи, государственного управления и социологии, в частности Е. В. Сорокиной [3], Д. О. Селентьевой [3], Е. А. Черкасовой [3], Ю. А. Тарасовой [4], А. Р. Ростомян [2], В. И. Шарина [5], А. Р. Алимгафаровой [1] и других.

Так, в работах вышеперечисленных авторов были рассмотрены такие аспекты данной проблемы, как сущность имиджа представителей власти и особенности его формирования; влияние позитивного имиджа конкретных политических деятелей на успешность реализации тех или иных государственных программ; факторы (в том числе и конкретные виды информации), наиболее негативно сказывающиеся на имидже государственного служащего.

При этом недостаточное внимание уделено непосредственной деятельности СМИ, которые неизбежно оказывают влияние на мнение общественности по отношению к действующим представителям государственной службы.

В частности, практически не затронуты приемы и способы укрепления имиджа государственных служащих посредством и на основе активного использования средств массовой информации, что, по своей сути, является одной из приоритетных задач для представителей данной профессии.

Стоит начать с того, что формирование имиджа любой медийной личности, в том числе и политика, на основе использования СМИ можно условно разделить на непроизвольное и целенаправленное. Данная классификация была сформулирована автором настоящей статьи в зависимости от наличия и направленности конкретной цели размещения сведений о персоне в публичный доступ различными информационными ресурсами.

Так, непроизвольное формирование имиджа государственного служащего источниками СМИ реализуется в большинстве возможных случаев, а именно в процессе упоминания политического деятеля при освещении того или иного события. Подобная деятельность характерна, как правило, для независимых информационных агентств и интернет-изданий, основной задачей которых выступает предоставление общей информации без субъективной авторской оценки. Представителем таких СМИ на территории, например, Камчатского края, как одного из регионов Российской Федерации, можно считать официальное издание «Кам 24».

В таком случае читатель (зритель) при ознакомлении с представленными сведениями самостоятельно на основе личного опыта и аналитического мышления имеет возможность сформировать личное отношение к описанному событию и, соответственно, к задействованным в нем политическим деятелям.

Большее, но все еще непроизвольное влияние на формирование как позитивного, так и негативного имиджа государственных служащих оказывает информация, поступающая от СМИ с выраженной идеологической позицией. В зависимости от главенствующих характерных черт таких платформ любые сведения, публикуемые на них в открытом доступе, очевидно, приобретают субъективную окраску.

Таким образом, предоставленная подобными ресурсами информация, даже косвенно затрагивающая того или иного государственного служащего, может прямо повлиять на представление общественности о его личности и имиджевой составляющей.

Примечательно, что в этом случае в качестве решающих и определяющих выступают, на первый взгляд, второстепенные, малозначительные факторы, такие как принадлежность служащего к той или иной политической партии, его участие в каком-либо мероприятии и другие.

Иначе говоря, в целом негативное или позитивное отношение информационной платформы (издания) к какому-либо конкретному фактору может отражаться на формировании у читателей (зрителей) конкретного мнения и о представителях действующей власти, что далеко не всегда в полной мере обоснованно и справедливо [2].

Что касается целенаправленного формирования имиджа государственных служащих на основе использования СМИ, в первую очередь оно осуществляется посредством деятельности именно описанных выше ресурсов различной направленности.

Например, информационный телеканал «Дождь», временно приостановивший работу на территории России начиная с 2022 года, имеет ярко выраженный оппозиционный характер, в связи с чем каждая новость в политической сфере на указанной платформе преподносилась через призму критики действующей государственной власти. В то же время очень часто акцент делался на поведении, словах и принятых решениях конкретных политиков, подвергающихся за это, в том числе, и индивидуальной критике.

Целенаправленность в таких случаях проявляется следующим образом. Например, в целях негативного влияния на имидж конкретного государственного служащего, имеющего отличные от информационной платформы политические взгляды, могут быть продемонстрированы его высказывания за различные годы активности, которые по тем или иным причинам противоречат друг другу.

Помимо этого, на сегодняшний день в медиапространстве распространено применение недобросовестных методов работы с информацией, направленных прямо на ее искажение. Так, посредством использования монтажа и иных технических средств некоторые слова конкретной личности могут быть представлены в публичный доступ без соответствующего контекста или же попросту изменены [5].

С учетом того, что значительная часть читателей (зрителей) самостоятельно не занимается проверкой полученной информации и, как следствие этого, невольно подвергается неблагоприятному воздействию, упомянутые выше и аналогичные им приемы не теряют актуальности.

Явно противоположную позицию занимает «Первый канал», который является общероссийским федеральным телеканалом и на сегодняшний день позиционируется как главный телеканал Российской Федерации. Необходимо отметить, что данная платформа неоднократно подвергалась критике со стороны иных СМИ за «предвзятую проправительственную точку зрения» [2].

Безусловно, значительная часть эфирного времени, в частности новостного вещания, на указанном телеканале посвящена именно информации о деятельности государственных служащих. При этом все освещаемые законодательные инициативы, высказывания конкретных политических лиц, принятые управленческие решения рассматриваются с точки зрения их необходимости и высокой социальной значимости.

Иными словами, деятельность «Первого канала» целенаправленно ориентирована как на поддержание и повышение авторитета государственной и муниципальной власти в целом, так и на укрепление имиджа профессии государственного служащего и отдельных ее представителей в частности.

Для наилучшего понимания данного процесса целесообразно рассмотреть некоторые способы непосредственного укрепления имиджа государственных служащих на основе использования средств массовой информации.

Во-первых, необходимо отметить, что ранее упомянутые способы усугубления имиджа могут активно применяться СМИ и для его укрепления.

К таким, например, следует относить демонстративный анализ профессионального политического опыта государственного служащего, проводимый с явным акцентом на успешности реализации тех или иных проектов и политических программ. При этом важно учитывать, что информационные источники подобной направленности также допускают некоторое искажение отдельных сведений или же их несоответствие действительности. Так, могут несколько завышаться (занижаться) статистические показатели, избирательно транслироваться фото- и видеоматериалы, посвященные определенным событиям, и так далее.

В свою очередь негативная или дискредитирующая информация о деятельности государственного служащего в подобных случаях также может предоставляться в измененном виде, либо же не освещаться вовсе, что, безусловно, следует считать недобросовестным способом подачи информации, но от того не менее эффективным приемом и способом укрепления имиджа политика [3].

Помимо этого, в рассматриваемых выше целях непосредственно информационными ресурсами, либо при их прямом участии, могут организовываться различные интерактивные мероприятия или же иные инициативы, направленные, например, на раскрытие личности государственного служащего. Это могут быть разного рода интервью, прямые линии с политиками, дебаты в рамках политических телепередач. В особых случаях могут сниматься полноценные документальные фильмы, посвященные известным представителям власти и их окружению.

Очевидно, что инициаторами осуществления перечисленной выше деятельности на основе использования СМИ в ряде случаев выступают сами непосредственно заинтересованные в этом государственные служащие [3].

Однако, в современных условиях и с учетом активного развития мировой сети интернет, многие политики предпочитают самостоятельно транслировать все необходимые сведения посредством использования социальных сетей и активных мессенджеров.

Указанный канал коммуникации справедливо можно считать крайне перспективным и наиболее привлекательным, поскольку именно такой способ прямого взаимодействия с общественностью создает впечатление приближенности политического деятеля к населению и своим избирателям. При этом закономерно повышается и уровень внимания аудитории к деятельности политика в целом, что так или иначе затрагивает и все возможные ошибки, допущенные с его стороны.

Стоит также отметить, что определенное число высокопоставленных отечественных и зарубежных чиновников активно используют и совмещают все перечисленные выше способы и приемы укрепления имиджа на основе использования СМИ. Колоссальную роль в этом случае играют специально созданные штаты PR-сотрудников, основной задачей которых является, как раз формирование и поддержание положительного имиджа конкретных политиков в медиапространстве [1].

Так, для каждого государственного служащего разрабатывается индивидуальная PR-компания, напрямую зависящая от ряда факторов (особенности его личности, занимаемая им должность, уровень доверия населения по отношению к нему, его политическая позиция, актуальная политическая ситуация в стране и так далее).

При этом в теории принято выделять пять основных целей, направленных непосредственно на укрепление имиджа политика:

– позиционирование (констатирование самого существования государственного служащего и его значимости);

– возвышение имиджа (повышение уровня медийности политика и создание стабильного положительного образа);

– снижение имиджа конкурентов (введение сомнений в верности информации, известной о конкуренте, а также выявление противоречий в его ранее сформированном имидже);

– отстройка от конкурентов (возвышение имиджа государственного служащего при параллельном снижении имиджа его прямых конкурентов);

– контрреклама (выявление и придание гласности недостатков в работе конкурентной стороны) [4].

Таким образом, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день средства массовой информации различных видов действительно оказывают серьезное влияние на формирование имиджа государственных служащих.

Указанное влияние, в зависимости от наличия конкретной установленной цели, может быть как непроизвольным, так и целенаправленным, а, в зависимости от непосредственной направленности этой цели, негативным или же позитивным.

Примечательно, что целенаправленное укрепление имиджа государственного служащего на основе использования СМИ включает в себя множество самых разных способов и приемов, ряд из которых носит неочевидный, а иногда недобросовестный характер по отношению к читателям (зрителям). Тем не менее, их грамотное и своевременное использование способно в относительно короткие сроки крайне положительно сказаться на формировании благоприятного отношения значительной части населения как к действующей власти в целом, так и к ее отдельным представителям.

В заключение также необходимо отметить, что определяющую роль в формировании и укреплении имиджа любого государственного служащего все же играет его реальное поведение, поступки и принятые решения.

Следование высоким моральным принципам, непрерывная работа на благо общества, честность и порядочность — именно эти аспекты имеют первостепенное влияние на имидж представителя государственной власти.

При этом абсолютно все сознательные действия политического деятеля должны быть строго обдуманными, так как, даже несмотря на активную работу ряда СМИ по созданию его положительного имиджа, информационные ресурсы противоположной направленности способны среагировать на каждый проступок практически мгновенно, что может необратимо его дискредитировать.

Литература:

  1. Алимгафарова, А. Р. Повышение престижа и социальной привлекательности государственной гражданской службы в российском обществе / А. Р. Алимгафарова // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 785.
  2. Ростомян, А. Р. Роль СМИ в процессе формирования положительного имиджа государственного служащего / А. Р. Ростомян // Коммуникология: электронный научный журнал. — 2017. — № 4 (2). — С. 59.
  3. Сорокина, Е. В. Роль СМИ в формировании положительного имиджа государственного служащего / Е. В. Сорокина, Д. О. Селентьева, А. В. Сурина, Е. А. Черкасова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 3 (14). — С. 142–145.
  4. Тарасова, Ю. А. Технологии связей с общественностью в формировании имиджа государственной службы / Ю. А. Тарасова // Управленческое консультирование. — 2015. — № 5 (5). — С. 29–37.
  5. Шарин, В. И. Престижность профессии государственного служащего / В. И. Шарин, М. В. Моисеева // e-FORUM. — 2019. — № 1 (2). — С. 1–9.
Основные термины (генерируются автоматически): служащий, основа использования СМИ, массовая информация, формирование имиджа, государственная власть, государственное управление, информационная платформа, основная задача, позитивный имидж, Российская Федерация.


Похожие статьи

Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве

В статье рассматривается понятие имиджа должностных лиц, а именно имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые инф...

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

Инструменты коммуникационного продвижения территории: реклама, PR и GR

В статье авторы исследуют инструменты коммуникационного продвижения территорий, а именно территориального бренда. Целью данной научной статьи является обзор и анализ различных инструментов коммуникационного продвижения территории, а также их эффектив...

Особенности взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в сферу туризма

В статье рассмотрены проблемы эффективности инвестирования в сферу туризма с позиций взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов, формирующих устойчивое развитие. Представлены основные группы факторов, влияющие на эффективность ...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Похожие статьи

Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве

В статье рассматривается понятие имиджа должностных лиц, а именно имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые инф...

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

Инструменты коммуникационного продвижения территории: реклама, PR и GR

В статье авторы исследуют инструменты коммуникационного продвижения территорий, а именно территориального бренда. Целью данной научной статьи является обзор и анализ различных инструментов коммуникационного продвижения территории, а также их эффектив...

Особенности взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов инвестирования в сферу туризма

В статье рассмотрены проблемы эффективности инвестирования в сферу туризма с позиций взаимосвязи экономического, экологического и социального эффектов, формирующих устойчивое развитие. Представлены основные группы факторов, влияющие на эффективность ...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Задать вопрос