В работе рассмотрена проблема имиджа государственных служащих в глазах граждан. Для этого определен термин «имидж», учитывая мнение разных авторов. Также проанализирована роль имиджа государственных служащих для самой государственной политики и органов государственной власти. Произведено исследование законодательных актов РФ о служебном поведении. Сделаны выводы о необходимости введения новых требований к государственным служащим.
Эффективность государственного управления во многом зависит от отношения к нему населения [1]. Поскольку прямые властные связи с обществом имеют именно государственные служащие (далее — госслужащие), то их имидж в глазах общественности играет определяющую роль государственной власти. Другими словами, с одной стороны, это есть отражение персонального имиджа, с другой — имиджа государства в целом.
Определим понятие «имидж». В. Г. Зазыкина, И. П. Кузьмина и В. М. Шепеля характеризуют его, как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо» [2]. По мнению Е. В. Егорова-Гантмана, имидж представляет собой «образ, постоянно воспроизводимый самим субъектом и средствами коммуникации: определенные черты, качества лидера, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях электората» [3]. Именно последние черты играют ведущую роль в имидже. Также отметим, что те стереотипы, которые накладывает определенное лицо на принадлежащую ему профессию, отражаются на всей совокупности лиц представленной профессии. Например, если государственный служащий недобросовестно относится к выполняемым функциям, что видит гражданин, то в будущем такой образ будет формироваться и в представлении других государственных и муниципальных служащих. Именно поэтому так важно сознательно подходить к вопросу образа имиджа.
Существуют разные подходы, концепции такого феномена, как имидж, но мы рассмотрим лишь два его аспекта. Положительный имидж — это образ госслужащего, который принимается обществом; негативный — образ, который объективно подвержен негативной эмоциональной окраске граждан. Представленный феномен является совокупностью множества элементов: одежда, речь, поведение, манеры, выражение лица и т. д.
Положительный имидж государственного служащего способствует автоматическому решению нескольких задач:
– внушение уверенности в рациональности проводимой политики государством в любой сфере;
– средством/методом убеждения;
– укрепление государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
– моментальная поддержка государства общественным мнением позитивно настроенного населения при возникновении каких-либо столкновений.
Негативный же всегда препятствует не только восприятию самой личности, но и той информации, что она предоставляет. В последнем случае, резко изменяет положительный эффект государственного управления. Так, создается механизм такой обработки информации, поступающей от органов управления, который подразумевает моментальный поиск отрицательных последствий в ущерб поиску положительных. Также отметим, что возрастает уровень скептицизма, недоверия, созданию ложных образов, противостояния. Как правило, такими процессами управляет оппозиция настоящей государственной власти, что порождает столкновения.
Исходя из всего, образ государственного служащего необходимо формировать с предназначением государственной службы, с ее миссией. С философской точки зрения она состоит в служении народу, ее Отечеству. Такой подход в науке получил название — институциональный. Он характеризуется тем, что государственная служба воспринимается как социальный институт, который нацелен на повышение уровня и качества жизни населения.
Другой подход — деятельностный — нацелен на обеспечение исполнение полномочий органов власти, в частности, Российской Федерации. Он закреплен в федеральном закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако при рассмотрении имиджа рациональнее рассмотреть государственную гражданскую службу с позиции институционального подхода, поскольку именно он отражен в общественном сознании.
Человек, поступающий на государственную службу, должен иметь профессионализм, нравственную составляющую, учитывать этику, соответствующую должности, а также знать ожидания разных социальных групп. Последнее подтверждает Указ Президента РФ № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [4]. Однако в связи с последними событиями, связанными с абсурдными публичными выступлениями госслужащих, их имидж оказывается подорванным, следовательно, его необходимо восстановить [5].
Существует несколько каналов формирования имиджа, самым быстрым и целенаправленным являются средства массовой информации: газеты, телеканалы, социальные сети. В них играет важную роль такая острая проблема, как ответственность за высказанные слова. Госслужащий, который обладает всеми моральными принципами, нравственными установками, соответствующими должности, должен преследовать цель — убедить общественность в своих словах, поскольку именно они сопровождают действия государства. Следовательно, когда смысловая нагрузка слов идет вразрез с миссией государства, в обществе происходит диссонанс. Население начинает переносить негативное отношение с личности на весь государственный орган. Для разрешения представленной проблемы автор предлагает утвердить дисциплинарную ответственность за умаление чести и достоинства профессиональной деятельности.
Таким образом, автор считает, что имидж госслужащих играет важную роль в государственном управлении. Для урегулирования выявленной проблемы автор предлагает ввести дополнительные требования к выступающим перед гражданами. В противном случае предлагается узаконить новую меру наказания за «подрыв имиджа государственных служащих». Так, общественность будет уверена в рациональности действий государства, и сами госслужащие будут более осторожны в своих высказываниях. Другими словами, граждане будут уверены в проводимой государственной политике, поскольку государственные служащие будут иметь образ сильных, образованных, ответственных и любящих свою страну людей.
Литература:
- Акимова Е. Ю. Проблема имиджа государственных служащих в современном обществе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. С. 235.
- Зазыкин, В. Г., Белоусова, И. Э. Психологические характеристики эффективного политического имиджа / РАГС. М. 1999. С. 15.
- Гордеева, О. И. Политический имидж в избирательных кампаниях // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М. 1993. С. 161.
- Указ Президента РФ от 12 августа 2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 33. Ст.3196.
- Королева С. В. Правовые основы повышения престижа государственной гражданской службы // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 256.