Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Диде, А. А. Развитие художественного творчества старших школьников посредством интеграции / А. А. Диде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99408/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развитияхудожественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу условий дошкольной образовательной организации для развития художественно-творческих способностей детей, описана программа, направленная на развитие творчества старших дошкольников посредством интеграции.

Ключевые слова: развитие художественное творчество, средство, интеграция, развитие, старший дошкольный возраст.

Развитие художественного творчества дошкольников — одна из ведущих педагогических задач, поскольку творчество выражает глубинные потребности личности в самореализации и самовыражении и является насущной необходимостью в жизни каждого человека и общества в целом.

На современном этапе решения задачи развития художественного творчества детей дошкольного возраста раскрыты теоретические вопросы определения сущности художественного творчества, его компонентов, этапов, условий, методов развития в дошкольном возрасте, раскрыта взаимосвязь творчества с обучением. Однако практический аспект развития художественного творчества детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования творческих способностей детей, происходит смена детских поколений с выделением характерных особенностей и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

Для развития художественного творчества современных дошкольников применяются как традиционные, так нетрадиционные средства. Среди нетрадиционных средств высокую эффективность показывает интеграция разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных видов деятельности позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явления жизни, а педагогу углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства.

В этом мы убедились в ходе практического исследования, проведенного на базе одного из детских садов города Архангельска, при участии 15 воспитанников возрасте 5–6 лет, педагогов старшей группы и родителей. Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующей и контрольный.

На первом констатирующем этапе исследования нами были определены уровни развития художественного творчества старших дошкольников, а также проведен анализ педагогических условия развития творчества у детей в дошкольной образовательной организации.

На основе исследований Н. В. Шайдуровой была осуществлена диагностика эмоционально-эстетического отношения детей к пейзажной живописи, которая показала, что в экспериментальной группе дошкольников 53 % имеют средний уровень эмоционально-эстетического отношения к пейзажной живописи, 40 % — низкий уровень, 7 % — высокий уровень.

Кроме того, мы применили методику диагностики развития основ художественно-творческих способностей Т. С. Комаровой, которая показала, что изобразительные навыки развиты на среднем уровне у 60 % старших дошкольников, 40 % имеют низкий уровень развития указанных умений, а высокий уровень не продемонстрировал ни один воспитанник.

Такие результаты подтверждаются недостаточностью проведенной педагогической работы по развитию художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и дома. Несмотря на широкую наполненность предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации у детей, занятия приводятся в традиционной форме, согласно сетке ведения непосредственно-образовательной деятельности, а интегрированные средства обучения не применяются. В домашних условиях родители отмечают необходимость развития творческих способностей детей, но при этом считают, что для этого необходимы только предметы для творчества: альбомы, краски, карандаши и др. Они забывают, что важнейшим фактором формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда, в которой он живет, занимается, отдыхает.

На формирующем этапе исследования нами был разработан проект, направленный на развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством интеграции изобразительного искусства и изобразительной деятельности. Он включал в себя проведение различных мероприятий для педагогов, дошкольников и их родителей. В ходе реализации проекта была отмечена тенденция повышения интереса дошкольников и их родителей к изобразительной деятельности, его связи с яркими эмоциями и нацеленностью на результат. Педагоги получили возможность получить новые методические рекомендации по эффективной организации своей работы, направленной на развитие изобразительных навыков детей.

На контрольном этапе была вновь осуществлена диагностика развития творчества детей старших дошкольников с применением методик, представленных на констатирующем этапе. Диагностика эмоционально-эстетического отношения детей к пейзажной живописи, которая показала, что в экспериментальной группе дошкольников 67 % имеют средний уровень эмоционально-эстетического отношения к пейзажной живописи, 0 % — низкий уровень, 33 % — высокий уровень. Методика Т. С. Комаровой показала, что изобразительные навыки развиты на среднем уровне у 87 % старших дошкольников, 0 % имеют низкий уровень развития указанных умений, а высокий уровень продемонстрировал 13 % воспитанников.

Таким образом, мы видим, что проведение формирующей работы с применением интеграции оказало влияние на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста. Мы наблюдаем положительную динамику в освоении знаний основ художественной культуры, формировании изобразительных навыков и умений детей, а также повышение показателей оценки развития художественно-творческих способностей детей. Полученные данные убеждают нас в том, что использование интегрированных занятий является эффективным средством формирования художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. — М.: Кафедра-М, 2000.
  2. Дыбина, О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе / О. В. Дыбина. — М.: Мозаика-синтез, 2012.
  3. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-синтез, 2006.
  4. Погодина, С. В. Теория и методика развития изобразительного творчества / С. В. Погодина. — М.: Академия, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, высокий уровень, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, пейзажная живопись, художественное творчество, художественное творчество детей, развитие, уровень развития, изобразительная деятельность.


Ключевые слова

развитие, средство, интеграция, старший дошкольный возраст, развитие художественное творчество

Похожие статьи

Формирование творчества дошкольников средствами...

Изобразительное искусство является особенной отраслью дошкольного образования, где

Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с

Ребенок пытается понять суть произведений искусства, что красота — понятие человеческое. Достижение такого творческого уровня развития личности можно считать наивысшим...

Особенности художественно-творческого развития детей...

- развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности детей (Н. А

Она считает, что их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас

6. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.

К вопросу о развитии художественно-эстетического восприятия...

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии

В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

– беседа с целью выявления уровня художественно-эстетического восприятия и знаний о пейзаже

Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. /

Анализ современной дошкольной образовательной...

Считается, что наиболее благоприятным для этого является старший дошкольный возраст [1]. [2]. [3]. Цель исследования — провести анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

 В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для

Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка.

Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности...

В дошкольном возрасте, как правило, у детей проявляются задатки и интерес к деятельности, а именно сначала

Позднее, (в 4–5 лет) у детей проявляется двигательно-пространственный ритм.

От ритмичной организации пространства листа дети переходят к более сложной композиции.

В силу возраста у детей ещё плохо развито аналитико-синтетическое мышление.

«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах...

О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО / Л. Ю. Кошелева.

В пункте 2.6. ФГОС ДО отмечается: «Художественно-эстетическое развитие предполагает

В опросе приняли участие 52 педагога дошкольных образовательных учреждений рес.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Изображение природы как средство развития творческих...

Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируются основные

Детское творчество — это такой вид деятельности ребёнка, в процессе которого он отступает от

Развитие творческих способностей у детей — сложный и длительный процесс, дети получают

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Наблюдение педагогической практики показали, что дети очень любят рисовать. Изобразительная деятельность, которая включает в себя рисование, лепку, и аппликацию, имеет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей посредством...

Работая с детьми дошкольного возраста, я убедилась, что они видят живопись несколько иначе, чем мы, взрослые, видят и понимают на

Театрализованная деятельность детей также одна из форм интеграции.

Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею.

Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Формирование творчества дошкольников средствами...

Изобразительное искусство является особенной отраслью дошкольного образования, где

Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с

Ребенок пытается понять суть произведений искусства, что красота — понятие человеческое. Достижение такого творческого уровня развития личности можно считать наивысшим...

Особенности художественно-творческого развития детей...

- развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности детей (Н. А

Она считает, что их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас

6. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.

К вопросу о развитии художественно-эстетического восприятия...

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии

В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

– беседа с целью выявления уровня художественно-эстетического восприятия и знаний о пейзаже

Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. /

Анализ современной дошкольной образовательной...

Считается, что наиболее благоприятным для этого является старший дошкольный возраст [1]. [2]. [3]. Цель исследования — провести анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

 В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для

Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка.

Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?

Этапы развития способностей к изобразительной деятельности...

В дошкольном возрасте, как правило, у детей проявляются задатки и интерес к деятельности, а именно сначала

Позднее, (в 4–5 лет) у детей проявляется двигательно-пространственный ритм.

От ритмичной организации пространства листа дети переходят к более сложной композиции.

В силу возраста у детей ещё плохо развито аналитико-синтетическое мышление.

«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах...

О проблемах организации изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО / Л. Ю. Кошелева.

В пункте 2.6. ФГОС ДО отмечается: «Художественно-эстетическое развитие предполагает

В опросе приняли участие 52 педагога дошкольных образовательных учреждений рес.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Изображение природы как средство развития творческих...

Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируются основные

Детское творчество — это такой вид деятельности ребёнка, в процессе которого он отступает от

Развитие творческих способностей у детей — сложный и длительный процесс, дети получают

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Наблюдение педагогической практики показали, что дети очень любят рисовать. Изобразительная деятельность, которая включает в себя рисование, лепку, и аппликацию, имеет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей посредством...

Работая с детьми дошкольного возраста, я убедилась, что они видят живопись несколько иначе, чем мы, взрослые, видят и понимают на

Театрализованная деятельность детей также одна из форм интеграции.

Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею.

Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

Задать вопрос