К вопросу о развитии художественно-эстетического восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу о развитии художественно-эстетического восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста / Н. Г. Распутина, Е. А. Магас, А. В. Зенова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 28-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17137/ (дата обращения: 24.04.2024).



В современном мире открываются залы искусства, которое понятно лишь единицам. Здесь не только ребенок, взрослый затрудняется в его понимании. Искусство, в том числе современное, нельзя понять без первоначальных ступеней, на которых проявляется любовь к природе, к окружающему. Начальным звеном восприятия можно считать чувственное познание ближайшего окружения и только потом переходить к символической манере передачи.

Известно, что эстетическое отношение к действительности является основополагающим началом во всестороннем развитии личности. Оно воспитывает в ребенке умение видеть красивое в окружающей действительности, умение сочувствовать и сопереживать — вот что будет способствовать культурному развитию ребенка.

Отечественные ученые (Л. С. Выготский, В. И. Волынкин, П. М. Якобсон и др.) определяют художественное восприятие как способность, лежащую в основе любого художественного творчества, предоставляющая возможность входить в художественный мир культуры, позволяющего порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Особое место в развитии художественно — эстетического восприятия занимает искусство, которое учит видеть прекрасное в окружающем мире [7, 41].

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии художественно — эстетического восприятия, так как для этого имеются все необходимые предпосылки: творческое воображение и образная память, любознательность, потребность во впечатлениях; интерес к окружающему миру и повышенная эмоциональная отзывчивость по отношению к чувственному облику мира (А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина, А. А. Мелик — Пашаев, и др.) [19, 23]; появление элементов логического мышления, овладение смысловой стороной речи, эмоционально-оценочной лексикой (С. Л. Рубинштейн, В. И. Логинова, Б. М. Неменский, О. И. Никифорова и др.) [20, 26, 31]; использование старшими дошкольниками художественно-отобразительных средств и эталонов; появление «эмоциональной мысли» и «умных эмоций» (Л. С. Выготский).

Цель исследования: апробация педагогических условий развития художественно-эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художников — пейзажистов.

Объект исследования: процесс развития художественно-эстетического восприятия старших дошкольников.

Программа исследования

Исследование проведено на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 82 с января по май 2013 года. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

В основу определения уровня развития художественно-эстетического восприятия произведений художников-пейзажистов были положены следующие критерии:

– «эмоциональная напряженность» как проявление предметности восприятия;

– ассоциативность восприятия как проявление «эмоциональной целостности» восприятия;

– «ритмическая напряженность» как проявление свойства структурности восприятия;

– аконстантность или способность воспринимать мир в материале искусства как трансформация свойства константности восприятия;

– осмысленность восприятия как способность осознавать бессознательные процессы на уровне сознания.

Исходя из задач и выделенных критериев, были определены методы исследования:

– тестовые задания (тест «Пейзаж» Е. М. Торошилова, Т. В. Морозова, творческие задания Т. Г. Казакова), направленные на выявление особенностей художественно — эстетического восприятия детей с целью определения уровня развития эмоциональной напряженности, ассоциативности, ритмической напряженности, аконстантности и осмысленности восприятия;

– наблюдение за процессом восприятия предлагаемых картин и созданием собственного художественного образа, с целью выявления уровня восприятия пейзажа, умения создавать художественный образ;

– беседа с целью выявления уровня художественно-эстетического восприятия и знаний о пейзаже;

– анализ продуктов изобразительного творчества с целью выявления уровня умений создавать художественный образ;

– качественная и количественная обработка полученных результатов.

Для реализации поставленных задач, детям старшего дошкольного возраста было предложено 6 заданий.

Первое, второе и третье задания направлены на выявление эмоциональной напряженности, ассоциативности и ритмической напряженности восприятия произведений художников-пейзажистов.

Задание 1. Цель: Выявить степень эмоциональной отзывчивости на пейзаж, способности к пониманию значения и содержания пейзажа, отличие пейзажа от других жанров живописи.

Материал: репродукции картин в разном жанровом содержании (В. Е. Курчинский «Элина», П. П. Лазурков «Весна на Иркуте», В. М. Дюжева «Весенний букет»)

Инструкции: Ребенку предлагается выбрать среди картин пейзаж и ответить на вопросы:

Почему ты думаешь, что это пейзаж?

Чем отличается пейзаж от портрета, натюрморта?

Для чего художник пишет пейзажи?

Какое настроение хотел передать художник с помощью этой картины? Как ты думаешь?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на эту картину?

Задание 2. Цель: Выявить умение соотносить средства художественной выразительности (колорит, рисунок, композицию) на основе ассоциации с настроением картины, личным опытом общения с природой.

Материал: репродукции пейзажей Г. В. Шихалева «Байкал. Светлый шторм», В. М. Дюжевой «Малое море»

Инструкции: ребенку предлагается рассмотреть репродукции, ответить на вопросы:

Покажи, какая картина тебе больше всех нравится?

Что ты чувствуешь, глядя на нее?

Где ты видел подобное?

Что напоминает тебе картина?

Как передал художник свое настроение?

Задание 3. Цель: выявить умение выделять и сопоставлять отдельные элементы и объекты, изображенные на картине?

Материал: пейзаж «Тишина» Л. В. Кузьменко

Инструкции: ребенку предлагается ответить на вопросы:

Что изобразил художник в своей картине?

Что в первую очередь художник хотел нам показать в своей картине?

Почему ты так думаешь?

Какими средствами художник достиг такого изображения?

Задание 4. Цель: выявить уровень аконстантности восприятия как способности воспринимать мир в материале искусства.

Материал: пейзажи, написанные разными художниками-пейзажистами «Ранняя весна» О. П. Олифир, «Весна на Иркуте» П. П. Лазуркова.

Инструкция: ребенку предлагается ответить на вопросы:

Посмотри на картины. Эти картины созданы одним художником или разными?

Почему так думаешь?

В чем сходство этих картин?

Чем они отличаются?

Сравни, как художники изображают один и тот же объект природы.

Задание 5. Цель: выявить уровень осмысленности восприятия пейзажа, понимание характера образа, наличие эстетической оценки.

Материал: картины художников-пейзажистов разных по своему содержанию, настроению («Багульник в кедровой тайге», «Байкал на закате» Г. В. Шихалева, «Байкал» П. П. Лазуркова, «Весеннее утро» М. В. Алфёровой)

Инструкция: ребенку предлагается ответить на вопросы.

Посмотри внимательно на картины. Какая из них тебе понравилась больше?

Почему?

Какое настроение было у художника, когда он создавал картину? Как ты узнаешь об этом?

Какое название этой картине ты дашь?

Ребенку предлагается рассказать о картине.

Задание 6. Цель: выявить особенности восприятия детьми художественного материала как компонента художественного образа пейзажа; наличие установки на создание художественного образа.

Материал: краски гуашь, акварель, кисти, карандаши, пастельные мелки, фломастеры, бумага.

Инструкция: Детям предлагается представить себя в роли художника и изобразить пейзаж на любую тему.

Какой пейзаж ты хочешь нарисовать?

Какие изобразительные материалы потребуются для создания пейзажа?

После выполнения задания:

Какой пейзаж изображен?

Какие материалы использованы при создании?

Какое настроение ты хотел передать в своей картине?

Как бы ты назвал свою картину?

Выполнение заданий оценивалось в соответствии с критериями и показателями, выделенными в настоящем исследовании.

Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальной группе показали положительную динамику уровня развития художественно-эстетического восприятия: детей с высоким уровнем (художественно-эстетическое восприятие) возросло на 27 %, количество детей с низким уровнем (нецелостное восприятие) снизилось на 40 %. В контрольной группе — динамика незначительная.

Данные контрольного этапа исследования в экспериментальной группе позволили отследить значительный рост высокого уровня показателей художественно-эстетического восприятия.

Проиллюстрируем динамику в проявлении показателей художественно-эстетического восприятия примерами. Большинство детей делились своими впечатлениями от просмотренных картин. Дети почувствовали, что надвигается перемена погоды. Так, Влад Г. сказал: «Мне очень понравилась картина. Небо темное, будто дождь будет, а песок чистый, светлый» (картина «Малое море» — художник В. М. Дюжева).

Дети обращали внимание на объекты природы и на то, как художник их изобразил. При рассмотрении репродукции картины «Байкал. Светлый шторм» художника Г. В. Шихалева, дети выражали свое отношение к картине в позе. Оля А. рассматривая репродукцию картины, заметила: «Волны мазками сделаны. Их специально много, и они разные, это чтобы увидеть, что вода неспокойная», а Артем К. сказал: «Я чувствую, что там шторм. Потому что кисточкой мазки нарисованы неровно, есть немножко серого цвета и вообще вся картина будто серая».

Более внимательны стали дети и к умению художника передавать объем, размер, перспективу объектов природы. Это выражалось в способности использовать цвет в изобразительной деятельности. Например, Артем К. комментировал свою работу: «Впереди я нарисую елочки ярко, у них хорошо видны иголочки. А вдалеке елочки — маленькие, нарисую другим цветом (добавляет в зеленную краску немного синей)… Так все художники делают». Ульяна М., изображая дерево, заметила: «Если ствол в середине сделать посветлее, то он будет как круглый».

Высказывания детей также подтверждают проявление способности понимать художественный образ, давать эстетические оценки. Художник изобразил даль, спокойствие. Когда смотришь на картину, сразу чувствуешь умиротворение. Дети так описывали картину П. П. Лазуркова «Байкал на закате»: «Мне радостно, когда я смотрю на эту картину. Мне нравится, как художник показал воду. Она гладкая и чистая» (Марк А.); «Мне нравится картина. Особенно голубое море и чистые горы» (Ростик Б.). Эти высказывания также демонстрируют умение видеть средства выразительности (цвет, рисунок, композицию), умение чувствовать настроение, выделять главное в картине.

Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, подтвердили эффективность педагогических условий развития у детей старшего дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия произведений художников-пейзажистов.

Проведенное исследование подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу и позволяет сделать ряд основополагающих выводов по проблеме развития художественно — эстетического восприятия пейзажной живописи детьми старшего дошкольного возраста.

Восприятие — это сложный процесс синтеза ощущений, формирующийся в результате активного отражения существующего целостного предметного мира, основными свойствами которого являются целостность, предметность, избирательность, категориальность и константность.

В свою очередь, художественное восприятие — это сложный процесс сотворчества и соучастия воспринимающего субъекта, который движется от идеи произведения в целом к идее, заложенной автором, и продуктом которого обязательно становится «вторичный образ».

В художественном восприятии дошкольника особенно можно выделить проявление эмоций и чувств ребенка, его эмоциональный отклик на произведение художника.

Отличительными особенностями художественного восприятия являются познавательный, эмоциональный и нравственный (сопереживание) аспекты.

Формирование художественного восприятия завершается в подростковом возрасте, однако начинать его развивать следует с самых ранних лет жизни, т. к. дошкольный возраст является сензитивным периодом для его развития.

Критериями оценки художественного восприятия выступают эмоциональная напряженность; ассоциативность восприятия; ритмическая напряженность; аконстантность восприятия; осмысленность художественного восприятия.

Дети старшего дошкольного возраста осознают при восприятии художественные образы, вычленяют его сенсорные особенности и отдельные художественные средства. Это создает предпосылки формирования художественного восприятия.

В качестве предпосылок к художественной деятельности можно рассматривать эмоциональную насыщенность восприятия, его целостность и возможность самостоятельного осмысления своих переживаний.

В ходе эксперимента выявлены разные уровни осознания детьми художественного образа.

Выявленные особенности художественно-эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста произведений художников-пейзажистов актуализировали необходимость поиска педагогических условий, способствующих развитию художественно-эстетического восприятия.

Исследование показало, что эффективными возможностями формирования художественного восприятия у старших дошкольников пейзажных картин будут соблюдение принципов доступности, целесообразности и природосообразности в организации процесса изобразительной деятельности ребенка и поэтапное формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста от объектов природы — к восприятию художественных произведений — к собственно-творческому отображению. Также выявлено, что использование в работе с дошкольниками приемов ассоциаций, сопоставления, сравнения, включения ребенка в процесс создания художественно-эстетической среды образовательного учреждения.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость на пейзаж (чувство радости, восхищения, удивления), дети находят отличие пейзажа от других жанров, выделяя его преимущества, соотносят средства художественной выразительности (колорит, рисунок, композицию) с настроением картины. Ассоциативное поле — яркое, оригинальное. У детей проявляется способность к выделению и сопоставлению отдельных элементов и объектов пейзажа. Также проявляется способность воспринимать мир в материале искусства как трансформацию свойств (умеют замечать изменения во внешнем облике объектов природы в зависимости от освещения, ракурса, состояния). При восприятии художественного образа переживают эстетические эмоции, появляются эстетические оценки, суждения, способны вербализовать свои переживания.

Дети старшего дошкольного возраста способны эмоционально откликаться на яркие художественные образы пейзажа. При сравнении картин не замечают разную манеру исполнения художниками своих произведений. Дети выделяют цвет. Наблюдение за процессом восприятия показало, что дети могут целостно воспринимать художественный образ. Однако, не зная языка живописи, часто обращают внимание на второстепенные признаки, не имеющие

эстетической значимости.

Полученные данные являются теоретико-прикладным аспектом доказательства сензитивности возраста в развитии художественно — эстетического восприятия.

Проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что произведения художников узнаваемы детьми. Они передают уже знакомое многообразие пейзажей, которые дети могли созерцать в повседневной жизни. Знакомые слова («багульник», «море», «тайга», кедр», «чайка») лишь усиливали восприятие и способствовали более глубокому пониманию картин.

Высоко развитое чувство патриотизма у художников помогало развивать в детях любовь к природе и родному краю.

Таким образом, в экспериментальной проверке педагогических условий формирования художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности доказана их эффективность. Разработанная модель формирования художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности может быть использована в практике деятельности специалистов на первой ступени образования, в дошкольном образовательном учреждении.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей./ Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 1964.
  2. Библер, В. С. Культура. Диалог культур.: Опыт определения // Вопросы философии. 2006 год. № 6.
  3. Бузко, И. А. Хрестоматия для дошкольников. / И. А. Бузко. — М.: Детская литература, 2000.
  4. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок/ Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1972.
  5. Волков, Н. Н. Восприятие картины/ Н. Н. Волков.- М., 2007.
  6. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. / под ред. Е. А. Флёрина.- — М.: Учпедгиз,1960.
  7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. — СПб.: ''Союз'', 1997.
  8. Выготский, Л. С. Психология искусства. / Л. С. Выготский. — М., 1968
  9. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
  10. Дружинин, В. Н. Психология творчества. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал.- 2005.- Т. 26.- № 5.
  11. Жуков, Н. Н. В мире искусства. / Н. Н. Жуков // Творчество.- 1981. — № 9.
  12. Каган, М. С. Человеческая деятельность. / М. С. Каган М., 2004.
  13. Казакова, Т. Г. Рисование в детском саду. / Т. Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1994.
  14. Карпова, Н. В. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности. / Н. В. Карпова — Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2008.
  15. Кибрик, Е. Искусство и дети. / Е. Кибрик // Юный художник, 1995. — № 2
  16. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. / Т. С. Комарова. — М.: Столетие, 1994.
  17. Кубышкиной, Э. И Загадки для дошкольников. / Э.И Кубышкиной — М.: Детская литература, 2000.
  18. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. [Текст] / Г. Н. Кудина.- М.,2006.
  19. Лепская, Н.А. 5 рисунков. / Н. А. Лепская.– М., 2008.
  20. Логинова, В. И. Возможности эстетического развития детей и задачи эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова — М.: Просвещение, 1983
  21. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5–9 лет. / М. В. Межиева, А. А. Селиванов.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.
  22. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. / под ред. С. А. Минюрова — М., 2001 год.
  23. Мелик-Пашаев, А. А. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. Методическое пособие. / А. А. Мелик- Пашаев– Дубна.: Феникс+., 2006.
  24. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь. / Б. Мещеряков, В. Зинченко.-М.: Олма-пресс. 2006.
  25. Минюрова, С. А. Развитие восприятия у ребенка. / С. А. Минюрова.–М., Психологический центр, 2007.
  26. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы М.: Книга, 1972. — 152 с.
  27. Орлов, А. Б. Психология детства: новый взгляд. Творчество и Педагогика. / А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1988.
  28. Полунина, В. Н. Искусство и дети. / В. Н. Полунина. — М.: Просвещение, 1982.
  29. Прусс, И. Е. Западное европейское искусство XVII века. [Текст] / И. Е. Прусс. — М., 2001.
  30. Пустоветова, О. В. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / О. В. Пустоветова. — М., 2001.
  31. Рогинский, Я. Я. Об истоках возникновения искусства. / Я. Я. Рогинский.-М., 2002 год.
  32. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. — М., 1976.
  33. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве. / Н. П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1975.
  34. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. — М.: Просвещение, 1973.
  35. Соколов, А. В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. / А. В. Соколов. М., 2001.
  36. Ткемаладзе, А.В. «Вопросы эстетического воспитания». / А.В Ткемаладзе — М., 2001.
  37. Торшилова, Е. М. Эстетическое развитие дошкольников. / Е. М. Торшилова, Т. Морозова. — М., 2004.
  38. Угарова, В. С. Школа изобразительного искусства. / В. С. Угарова. — М.: Изобразительное искусство, 2006.
  39. Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. / Е. А. Флёрина.- М.: Учпедгиз, 1956.
  40. Чумичёва, Р. М. Дошкольникам о живописи. / Р. М. Чумичёва. — М.: Просвещение, 1993.
  41. Шалина, Л. С. Уроки для самых маленьких. [Текст] / Л. С. Шалин // Юный художник. — 2001. — № 6. — с. 45.
  42. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия. [Текст] / П. М. Якобсон.-М.,1964.