Определение границ прилегающих территорий как барьер для легальной деятельности в сфере розничной продажи алкоголя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Кубаева, А. В. Определение границ прилегающих территорий как барьер для легальной деятельности в сфере розничной продажи алкоголя / А. В. Кубаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 351-354. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99237/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматриваются возникающие в зоне государственного регулирования, в частности административно-правового управления оборотом спиртной продукции, общественные отношения, коммуникация органов исполнительной власти, уполномоченных в исследуемом направлении с организациями. В частности, исследуется комплекс правовых норм, определяющих взаимосвязь в области деятельности — оборот алкоголя, а именно правовые нормы действующих правовых норм в сфере розничной реализации алкоголя. Целью работы является определение проблемных аспектов и приведение инициативы по улучшению и оптимизации процесса лицензирования исследуемой сферы деятельности. Методы и методология исследования — функциональный, сравнительный и метод факторного анализа. В результате разработана оптимальная модель взаимодействия между органами власти и представителями бизнеса Российской Федерации, путем внесения коррективов и нововведений в соответствии со стремительно меняющимися и развивающимися новыми тенденциями.

Ключевые слова: воздействие государства, алкоголь, розничная продажа, лицензирование, запреты, ограничения, условия, оценка соответствия, барьеры, инициативы.

Сегодня розничная реализация алкоголя стремительно набирает все большие обороты посредством реализации указанной продукции в объектах хозяйственной деятельности, которые за последние пять лет получили свое развитие и новые форматы, что и является обоснованием актуальности темы исследования. А также за последние пять лет большие обороты набирает реализация винной продукции через объекты розничной торговли и через объекты общественного питания, что является следствием развития направления выращивания виноградников на территории Российской Федерации и создания Российских частных виноделен. А также в настоящее время семимильными шагами развивается направление ведения бизнеса такое как — крафтовые пивоварни, частные пивоварни или пивные точки, которые открываются регулярно на территории Российских городов, в особенности в спальных районах на коммерческих этажах жилых домов, а также в торговых центрах. В связи с чем актуальна тема административно-правового регулирования розничного оборота алкоголя, в особенности — проблематика в сфере лицензирования розничной розничного оборота алкоголя, что является своего рода допуском к реализации указанной продукции для населения, в частности исследование проблематики по определению границ прилегающих территорий к объектам, на территории которых розничная продажа алкоголя запрещена.

Документом, в котором зафиксированы ключевые принципы управления алкогольным рынком, в том числе часть особых лицензионных требований являющихся в настоящее время уже не актуальными, практически не уместными и создающими препятствия для ведения деятельности в сфере продажи в розницу спиртной продукции, представляется закон федерального уровня, устанавливающий принципы госрегулирования производства и оборота спиртной продукции, в том числе ограничении потребления алкоголя спиртной продукции (далее — закон федерального уровня) [2].

Центральные задачи лицензирования — профилактика, установление и прекращение преступлений представителями бизнеса требований, которые установлены действующим законодательством.

Основным нормативным правовым актом в сфере производства и оборота спиртной продукции является закон федерального уровня, раскрывающий специальные правила, сдерживания и запреты для целей ведения деятельности по обороту в розницу спиртной продукции, в частности он определяет особые лицензионные требования к продаже алкоголя в розницу и к продаже алкоголя в розницу при осуществлении услуг общественного питания, а также приведены обстоятельства, при которых однозначно запрещена продажа розницу спиртной продукции, а именно статьи 16, 19 посвящены разъяснению данных условий. Розничный оборот спиртной продукции невозможен на прилегающих территориях к:

– объектам образовательных организаций, включая организации, осуществляющих обучение несовершеннолетних;

– объектам организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих в качестве основного (уставного) вида и дополнительно вида хозяйственной деятельности, медицинскую деятельность на основании лицензии.

В свою очередь, законом федерального уровня, органы местного самоуправления (далее — ОМСУ) наделены полномочиями по определению границ вышеупомянутых прилегающих территорий, с учетом результатов общественных обсуждений. Во исполнение данного полномочия ОМСУ обязаны следовать специальным Правилам определения ОМСУ границ прилегающих территорий, на которых однозначно не возможна как продажа спиртной продукции в розницу, так и продажа спиртной продукции в розницу при осуществлении услуг общественного питания, которые введены в действие нормативным актом на уровне Правительства страны, об установлении Правил определения ОМСУ границ прилегающих территорий, на которых не возможна продажа спиртной продукции в розницу и продажа спиртной продукции в розницу при осуществлении услуг общественного питания (далее — Правила) [5].

Данные Правила определяют действия по определения ОМСУ внутригородских муниципальных образований и городских округов, ОМСУ внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя границ прилегающих территорий, приведенных в законе федерального уровня, на которых возможна продажа в розницу спиртной продукции и продажа в розницу спиртной продукции при осуществлении услуг общественного питания (далее — границы прилегающих территорий), которые утверждаются в муниципальном акте (постановление, решение) с учетом условий Правил и результатов обсуждения общественностью [4].

Например, территория Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга», разделяется на городские районы, их насчитывается в настоящее время 18, одновременно внутри территорий районов города располагаются внутригородские муниципальные образования, их на сегодняшний день насчитывается 111. Таким образом, в соответствии с Правилами, на территории Санкт-Петербурга действуют 111 муниципальных правовых актов о границах прилегающих территорий [7].

Тем временем, на территории Ленинградской области деление происходит на муниципальные образования со статусом муниципального района, и насчитывает 18 муниципальных районов, то есть в работе лицензирующему органу необходимо использовать 18 муниципальных правовых актов. В Москве деление территории города происходит на административные округа, их насчитывается 12, следовательно лицензирующему органу Москвы, а именно Департаменту торговли и услуг, в своей работе необходимо учитывать 12 муниципальных правовых актов.

Рассматривая данные примеры по количеству муниципальных актов, которых необходимо придерживаться в работе лицензирующим органам Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Москвы, представляется возможным сформулировать вывод о том, что затруднительнее всего приходится в своей работе уполномоченному органу власти Санкт-Петербурга в сфере лицензирования, которому необходимо использовать в своей работе 111 муниципальных актов, одновременно с этим, данный факт является барьером и раздражителем для организаций, желающих пройти процедуру лицензирования с целью осуществления данного вида деятельности в правовом поле.

Во исполнение закона федерального уровня, в Санкт-Петербурге действует закон на уровне городского значения об обороте спиртной продукции в Санкт-Петербурге (далее — Закон Санкт-Петербурга), делегирующий полномочия органам власти Санкт-Петербурга в исследуемой сфере, вместе с этим устанавливает дополнительные ограничения и условия розничной продажи алкоголя на территории города [6].

В Законе Санкт-Петербурга отражены запреты на продажу алкоголя в розницу на территории города, в частности:

– продажа в розницу спиртной продукции, кроме продажи слабоалкогольных напитков, невозможна в объектах, ограниченных окружностью с радиусом 15 метров с центром на оси входа для гостей в объект, в котором находится медицинская организация, детская, образовательная или объект спорта, а при наличии выделенной территории у указанных объектов — на оси входа для гостей на выделенную территорию;

– продажа в розницу спиртной продукции при осуществлении услуг общественного питания в объектах общественного питания, располагающихся в жилых домах многоквартирного типа на коммерческих этажах, возможна в объектах общественного питания по типу ресторанов, баров, кафе, буфетов, имеющих зал общей площадью не менее 20 квадратных метров для обслуживания гостей и иные запреты.

Следуя Конституции Российской Федерации, ОМСУ в государстве обеспечивают объективное решение вопросов местного значения жителями [1]. Таким образом, следуя закону федерального значения об основных правилах организации местного самоуправления в Российской Федерации, к компетенциям ОМСУ относится создание предпосылок к развитию как малого, так и среднего предпринимательства [3]. В это же время, следуя закону федерального значения об основах госрегулирования коммерческой деятельности в виде торговли в Российской Федерации, в направлении регулирования данной деятельности ОМСУ обеспечивают благоприятную среду для снабжения местных жителей торговыми услугами. Предоставленное ОМСУ полномочие реализуется через внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Соответственно первому упомянутому ограничению, определенному Законом Санкт-Петербурга, ОМСУ имеют право устанавливать границы прилегающих территорий не менее 15 метров. Следовательно, все 111 ОМСУ, расположенных на территории Санкт-Петербурга, могут устанавливать границы прилегающих территорий на свое усмотрение с учетом общественных обсуждений и процедуры, предусмотренной Правилами. Независимо от того, что на территории одного района Санкт-Петербурга могут располагаться несколько ОМСУ, как например на территории Курортного района располагаются 11 ОМСУ, но действовать при этом могут разные муниципальные акты (количество актов соответствующее количеству располагающихся ОМСУ внутри городского района), устанавливающие разные величины границ прилегающих территорий, то есть на территории Курортного района действуют 11 муниципальных актов на рассматриваемую тематику и границы прилегающих территорий варьируются от 15 до 90 метров. На территории Санкт-Петербурга установленные ОМСУ границы прилегающих территорий варьируются от 15 до 250 метров.

Таким образом в целях лицензирования необходимо ориентироваться и опираться на указанные муниципальные акты не только уполномоченным органам власти в исследуемой сфере, но и представителям бизнеса, желающим легально осуществлять деятельность по розничному обороту алкоголя, в связи с чем у организаций данный факт вызывает заблуждение и дезориентацию в массовом количестве правовых документов на территории одного субъекта, а именно Санкт-Петербурга, так как у бизнес-представителей есть устойчивое представление, что на территории одного городского района установлено одно значение границ прилегающих территорий.

Следовательно для получения оптимально эффективной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов необходимо прийти к тому, чтобы устанавливать границы прилегающих территорий одного значения внутри городского района, например посредством проведения совещаний или создания постоянных совещательных органов по рассматриваемому вопросу в рамках каждого района с представителями ОМСУ, представителями районной администрации и последующим общественным обсуждением, итоги которого будут закреплены решением или постановлением по обсуждаемому направлению в конкретном районе города, всего по городу будут приняты 18 нормативных правовых актов вместо имеющихся 111.

Данное изменение приведет к значительному упрощению подготовки соискателей лицензии к процедуре подачи документов на получение государственной услуги в данной сфере, а для уполномоченных органов власти в сфере лицензирования на территории Санкт-Петербурга значительно упростится процедура рассмотрения заявлений, а также процедура консультирования по границам прилегающих территорий представителей бизнеса, желающих разобраться в лицензионных требованиях перед подачей заявлений или перед принятием решения о начале работы предполагаемого объекта лицензирования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (ред. от 01.07.2020) / [Электронный ресурс] — КонсультантПлюс. Режим доступа: https :// student 2. consultant . ru , Ст.-130.
  2. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ред. от 26.03.2022) / [Электронный ресурс] — КонсультантПлюс. Режим доступа: https :// student 2. consultant . ru — Ст.-1, 2, 7,16, 19, 26.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) / [Электронный ресурс] — КонсультантПлюс. Режим доступа: https://student2.consultant.ru — Ст. — 14.
  4. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38- ФЗ «О рекламе» (ред. от 05.12.2022) / [Электронный ресурс] — КонсультантПлюс. Режим доступа: https :// student 2. consultant . ru — Ст. — 5.
  5. Максимов А. А. Теоретико-правовые основы государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции // Административное право и процесс. — 2019. — № 1. — 31–34 с.
  6. Пьянов Н. А. Государственное регулирование как самостоятельная научная проблема / Н. А. Пьянов // «Журнал российского права». — 2012. — № 5. — 60–62 с.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 года № 2220 «Об утверждении Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания» / [Электронный ресурс] — Официальный интернет-портал правовой информации — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru
  8. Закон Санкт-Петербурга от 05.02.2014 № 50–5 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге» (ред. от 23.12.2021) / [Электронный ресурс] — Официальный интернет-сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Режим доступа: https :// www . assembly . spb . ru
  9. Закон Санкт-Петербурга от 25.07.2005 № 411–68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» (ред. от 06.06.2022) / [Электронный ресурс] — Официальный интернет-сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Режим доступа: https :// www . assembly . spb . ru
Основные термины (генерируются автоматически): спиртная продукция, Санкт-Петербург, территория, общественное питание, Российская Федерация, территория Санкт-Петербурга, федеральный уровень, городской район, продажа алкоголя, розничный оборот алкоголя.


Похожие статьи

Правовое регулирование розничной продажи алкогольной...

Ключевые слова: предприятие общественного питания, алкогольная продукция, лицензия

Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171- ФЗ розничная продажа

розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Продажа алкоголя в таких питейных заведениях осуществляется на основании выданной...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

...от отравления некачественным спиртным и других причин, связанных с алкоголем, выросло с 30 тыс. до 40 тыс. человек в год. В Российской Федерации этот показатель составляет более 72 тыс. человек.

То есть треть потребляемого алкоголя в стране продается нелегально.

Высокий уровень связанных с алкоголем проблем в странах СНГ свидетельствует о...

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

14) порядок учета производства и оборота алкоголя (формы деклараций)

Контрольные полномочия в сфере производства и оборота алкогольной продукции на

1. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально — экономические последствия и меры противодействия. Доклад Общественной Палаты Российской Федерации. — М., 2009.

Особенности квалификации розничной продажи...

Алкоголь можно заказать через Интернет. Думается, что такая продажа алкоголя

Приговор мирового судьи судебного участка № 1 Центрального судебного района г.Кемерово от 11 мая

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт

алкоголь, напиток, алкогольная продукция, процесс торможения, продажа алкоголя...

Некоторые аспекты предупреждения региональной преступности...

Указ запрещает в Якутии розничную продажу алкогольной продукции с 20 часов текущих

- в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, озерами

продукции, лица, употребляющие спиртные напитки, начали закупать алкоголь впрок и с запасом.

Минус в том, что, как мы знаем, из-за переизбытка алкоголя люди начинают вести себя неадекватно.

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 50030–7 «О внесении изменений в

Чиновники пришли к мнению, что ограничение времени продажи алкоголя в определенные...

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Рынок алкогольной продукции России: современное состояние...

Российский рынок алкогольной продукции является одним из традиционных, экономически значимых для

В 2018 г. продажи алкогольной продукции в России показали рост на 4,6 % в денежном

Рынок алкоголя и табачной продукции. [Электронный ресурс].

9. Федеральная Антимонопольная служба. Экспресс-анализ алкогольного рынка по итогам 2018 года.

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного...

На рисунке 1 приведена структура российского рынка общественного питания.

Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации, 2005-2015 гг. [1]. Особенно это важно для заведений, которые.

До кризиса продажи в общепите увеличивались на 10–15 % ежегодно.

Российская Федерация, общественное питание, ресторанный бизнес, влияние...

Особенности расположения организаций промышленного...

...организаций промышленного назначения на территории Санкт-Петербурга / О. С. Гоборова.

Основная функция СЗЗ — это препятствие, защищающее и выступающее гарантом уровня

Производственные зоны Санкт-Петербурга занимают приблизительно 14 % от всей городской площади.

Рис. 1. Схема предприятий Санкт-Петербурга I и V классов опасности.

Похожие статьи

Правовое регулирование розничной продажи алкогольной...

Ключевые слова: предприятие общественного питания, алкогольная продукция, лицензия

Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171- ФЗ розничная продажа

розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Продажа алкоголя в таких питейных заведениях осуществляется на основании выданной...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

...от отравления некачественным спиртным и других причин, связанных с алкоголем, выросло с 30 тыс. до 40 тыс. человек в год. В Российской Федерации этот показатель составляет более 72 тыс. человек.

То есть треть потребляемого алкоголя в стране продается нелегально.

Высокий уровень связанных с алкоголем проблем в странах СНГ свидетельствует о...

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

14) порядок учета производства и оборота алкоголя (формы деклараций)

Контрольные полномочия в сфере производства и оборота алкогольной продукции на

1. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально — экономические последствия и меры противодействия. Доклад Общественной Палаты Российской Федерации. — М., 2009.

Особенности квалификации розничной продажи...

Алкоголь можно заказать через Интернет. Думается, что такая продажа алкоголя

Приговор мирового судьи судебного участка № 1 Центрального судебного района г.Кемерово от 11 мая

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт

алкоголь, напиток, алкогольная продукция, процесс торможения, продажа алкоголя...

Некоторые аспекты предупреждения региональной преступности...

Указ запрещает в Якутии розничную продажу алкогольной продукции с 20 часов текущих

- в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, озерами

продукции, лица, употребляющие спиртные напитки, начали закупать алкоголь впрок и с запасом.

Минус в том, что, как мы знаем, из-за переизбытка алкоголя люди начинают вести себя неадекватно.

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 50030–7 «О внесении изменений в

Чиновники пришли к мнению, что ограничение времени продажи алкоголя в определенные...

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Рынок алкогольной продукции России: современное состояние...

Российский рынок алкогольной продукции является одним из традиционных, экономически значимых для

В 2018 г. продажи алкогольной продукции в России показали рост на 4,6 % в денежном

Рынок алкоголя и табачной продукции. [Электронный ресурс].

9. Федеральная Антимонопольная служба. Экспресс-анализ алкогольного рынка по итогам 2018 года.

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного...

На рисунке 1 приведена структура российского рынка общественного питания.

Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации, 2005-2015 гг. [1]. Особенно это важно для заведений, которые.

До кризиса продажи в общепите увеличивались на 10–15 % ежегодно.

Российская Федерация, общественное питание, ресторанный бизнес, влияние...

Особенности расположения организаций промышленного...

...организаций промышленного назначения на территории Санкт-Петербурга / О. С. Гоборова.

Основная функция СЗЗ — это препятствие, защищающее и выступающее гарантом уровня

Производственные зоны Санкт-Петербурга занимают приблизительно 14 % от всей городской площади.

Рис. 1. Схема предприятий Санкт-Петербурга I и V классов опасности.

Задать вопрос