Полимодальные игры с использованием морской соли и светового стола в коррекционной работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 20.01.2023

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Андрианова, К. В. Полимодальные игры с использованием морской соли и светового стола в коррекционной работе с детьми с ОВЗ / К. В. Андрианова, Д. В. Пригожева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 226-229. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99153/ (дата обращения: 02.05.2024).



Работая в группе для детей с задержкой психического развития, зная всю специфику нарушений, нам всегда приходится придумывать что-то новое, экспериментировать, чтобы поддерживать интерес к занятиям. Наряду с традиционными методами работы, мы используем и нетрадиционные материалы и оборудование. К ним можно отнести морскую соль и световой стол. Используя морскую соль на коррекционных занятиях, мы не только вносим разнообразие в виды детской деятельности, но и внедряем здоровьесберегающий компонент.

Морская соль — природный минерал, который обладает полезными антисептическими свойствами за счет содержания в ней различных минеральных веществ. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны дыхательной системы, успокаивают нервную систему, а контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.

Перенос традиционных педагогических занятий на световой стол дает больший воспитательный и образовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обучения:

– усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

– гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь и моторика.

– совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

– световой стол, соль и игровые атрибуты, способны «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

– снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Творческие занятия на световом столе решают много задач, обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, внимания, образного и логического мышления и воображения.

Цель:

Речевое и психомоторное развитие детей, через использование игр и упражнений с применением морской соли и светового стола.

Задачи по образовательным областям:

Образовательная область «Познавательное развитие»

– Развивать сенсорные представления

– Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность

– Формировать элементарные математические представления

– Развивать пространственную ориентировку

– Развивать психические процессы (память, внимание, мышление)

Образовательная область «Речевое развитие»

– Обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь

– Развивать грамматический строй речи

– Развивать фонематические процессы

– Формировать звуко-слоговую структуру

– Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки

– Подготовка к обучению грамоте

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

– Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками

– Формировать бережное отношение к вещам и игрушкам

Образовательная область «Физическое развитие»

– Развивать мелкую моторику

– Развивать тактильные ощущения

– Укреплять мышечный тонус пальцев рук

– Способствовать профилактике органов дыхания

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

– Реализация творческой изобразительной деятельности

Оборудование и материалы:

– Сухая морская соль без ароматических добавок

– Пластиковые контейнеры с крышкой

– Световой стол

– Бумажные салфетки или полотенца

– Различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, камушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т. д.)

– Дидактический материал

Правила безопасности:

– Информирование и письменное согласие родителей или законных представителей на проведение занятий

– Консультация с медработником по вопросам противопоказаний

– Разъяснение правил безопасности детям при играх с солью

– Проверка целостности кожных покровов рук непосредственно перед занятием

Предварительная работа:

Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т. е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.

Примеры игр по различным направлениям коррекционной работы

  1. Игры на световом столе, направленные на развитие мелкой моторики.

В первую очередь используем соль для самомассажа. Кристаллы соли массируют, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.

Игра «Дорожки»

Задачи:

– Развитие мелкой моторики

– Развитие межполушарного взаимодействия

– Развитие переключения внимания

Ход игры: карточка — дорожка кладется на световой стол под контейнер с солью. Ребенку предлагается пальцем одной руки (или одновременно двумя руками) нарисовать дорожку.

Игра «Следопыт»

Задачи:

– Развитие мелкой моторики

– Развитие зрительного и слухового внимания

– Развитие произвольного внимания, переключения

Ход игры: ребенку предлагается выполнить движения, в зависимости от цвета светового стола и картинки.

  1. Игры, направленные на развитие сенсорных представлений

Игра «Цветные колючки»

Задачи:

– Обогащение сенсорного опыта

– Закреплять представления о цвете и оттенках цветов.

Ход игры: ребенку предлагается рассортировать предметы в зависимости от цвета, загоревшегося на световом столе.

Игра «Найди такую же фигуру»

Задачи:

– Развитие представлений о форме и цвете

– Развитие переключения внимания

Ход игры: для закрепления величины геометрических фигур предлагаем ребенку сначала обвести, а затем подобрать фигуры по размеру в соответствии с цветом на световом столе.

Таким же образом, закрепляются представления о различных геометрических фигурах. Ребенок сначала обводит и называет увиденные геометрические фигуры, а затем дифференцирует их по цвету.

  1. Игры на световом столе, направленные на развитие пространственной ориентировки.

Игра «Археолог»

Задачи:

– Развитие пространственной ориентировки

– Развитие мыслительных операций

– Развитие лексико-грамматического строя

Ход игры: предлагаем ребенку «откапать» с помощью кисточки предмет в заданном месте, назвать его местоположение, используя пространственные понятия, обобщить все предметы или выделить лишний предмет и объяснить свой выбор. С целью развития грамматического строя можно предложить детям поиграть с этими словами в «Большой-маленький», «1-много», «1–3–5» и др.

Игра «Слуховой диктант»

– Развитие мелкой моторики рук

– Развитие пространственной ориентировки

– Развитие внимания

Ход игры: ребенок по словесной инструкции педагога или по графическому образцу ходит пальцем по клеточкам в заданном направлении.

  1. Игры на световом столе, направленные на развитие фонематического слуха

Игра «Археолог»

Вариант 1

Задачи:

– Развитие фонематического слуха,

– Дифференциация звуков,

– Развитие звукопроизношения

Ход игры: ребенок «откапывает» предмет, называет его, определяет место звука в слове и ставит символ этого звука в соответствующее окошко.

Вариант 2

Задачи:

– Автоматизация поставленных звуков

Ход игры: даем ребенку задание «откапать» предметы, назвать их и, таким образом, автоматизируем нужный звук.

Вариант 3

Задачи:

– Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: ребенку предлагается «откапать» предмет с помощью кисточки, назвать его, выделить 1-й звук в этом слове и рассортировать в стаканчик, обозначенный символом этого звука.

Во всех заданиях логопед контролирует правильность ответа ребенка с помощью цвета стола. Правильный ответ — зеленый свет, неправильный — красный.

  1. Игры на световом столе, направленные на формирование образа букв и цифр

Игра «Допиши элемент»

Задачи:

– Развитие зрительного внимания и памяти

– Развитие целостности восприятия

– Развитие умения соотносить зрительный образ буквы со звуком (зрительный образ цифры с количеством предметов)

Ход игры: ребенок обводит увиденный элемент цифры, дописывает недостающий элемент, называет получившуюся цифру, затем откапывает изображенные предметы и пересчитывает их, соотнося цифру с количеством предметов. Аналогично проводятся игры с буквами. После того, как ребенок дописал нужный элемент, откапывает картинку и называет слово, начинающееся на эту букву.

Правильность ответа проверяется с помощью света стола.

Игра «Телеграф»

– Развитие кинестетических ощущений

– Развитие умения самостоятельно писать буквы и цифры

– Профилактика оптической дисграфии

Ход игры: взрослый рисует на спине ребенка букву, ребенок воспроизводит ее на световом столе, определяет какой звук, гласный или согласный, обозначает эта буква, что подкрепляется цветом. Точно так же играем с цифрами и соотносим их с количеством пальцев или хлопков. Правильность выполнения проверяется с помощью цвета светового стола.

Вывод:

Использование необычного сочетания упражнений с солью и игр на световом столе — это несложный и доступный вид деятельности для ребенка. Одновременно, это очень интересный, увлекательный, несущий как оздоровительный эффект, так и различные возможности ее применения во всех областях образовательной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): световой стол, ход игры, Развитие, ребенок, игра, мелкая моторика, образовательная область, задача, пространственная ориентировка, морская соль.


Похожие статьи

Рисование песком на световых столах в деятельности...

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей

Существует две основные техники рисования песком на световых столах

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.

В статье представлены игры с песком по развитию мелкой моторики.

Организация познавательных игр на песке для детей младшего...

Игры с песком можно разделить на группы в зависимости от вида проводимого занятия

В процессе путешествия в зону арктических пустынь ребенок может использовать соль, вату

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

песок, ребенок, игра, совместная деятельность, окружающий мир, детский сад, мелкая...

Формирование пространственной ориентировки у дошкольников...

С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления

[‎27] В детской подвижной игре выполняемые движения, хорошо могут усваиваться, при условии, если

– Формирование пространственной ориентировки у детей в подвижных играх будет

– Выделяя главную пространственную задачу, педагог развивает у детей различные...

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми...

Ключевые слова: песочная терапия, игры с песком, световой стол.

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое время препровождение.

Световой стол является маленькой моделью окружающего мира, местом, где ребенок

В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой...

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Цель работы — развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения

Основной задачей обучения пространственному ориентированию детей с нарушением

Это и дидактические игры, и упражнения на определение формы и величины предметов, их

3. Развитие ориентировки в микро- и макро- пространвстве «от себя», выделяя различные...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

Эту же мысль развивает в своем исследовании и А. С. Сиротюк [7], указывая, что развитие

С детьми проводился эксперимент в форме игры. Результаты эксперимента показали, что

‒ Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем. ‒ «Ориентировка в пространстве» является одной из задач познавательного развития...

Использование песочной игротерапии в проектной деятельности...

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.

Игры на песке — это одна из форм естественной детской деятельности.

Стол для игр с песком имеет подсветку, что еще больше привлекает внимание детей.

I Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Поглаживание песка, похлопывание.

Использование в работе учителя-дефектолога... | Ход игры

Дидактическая игра выделена в отдельное направление образовательной области

В ходе игры дети получают возможность проявить себя в общении и развитии.

Четвертый вариант игры: предусматривает коллективную игру, до четырех человек.

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму.

В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному

Основой подготовки ребенка к письму является развитие мелкой моторики рук.

пространственная ориентация (глазомер, ориентировка в тетради и на листе бумаги)

Похожие статьи

Рисование песком на световых столах в деятельности...

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей

Существует две основные техники рисования песком на световых столах

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.

В статье представлены игры с песком по развитию мелкой моторики.

Организация познавательных игр на песке для детей младшего...

Игры с песком можно разделить на группы в зависимости от вида проводимого занятия

В процессе путешествия в зону арктических пустынь ребенок может использовать соль, вату

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

песок, ребенок, игра, совместная деятельность, окружающий мир, детский сад, мелкая...

Формирование пространственной ориентировки у дошкольников...

С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления

[‎27] В детской подвижной игре выполняемые движения, хорошо могут усваиваться, при условии, если

– Формирование пространственной ориентировки у детей в подвижных играх будет

– Выделяя главную пространственную задачу, педагог развивает у детей различные...

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми...

Ключевые слова: песочная терапия, игры с песком, световой стол.

Игра с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое время препровождение.

Световой стол является маленькой моделью окружающего мира, местом, где ребенок

В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой...

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Цель работы — развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения

Основной задачей обучения пространственному ориентированию детей с нарушением

Это и дидактические игры, и упражнения на определение формы и величины предметов, их

3. Развитие ориентировки в микро- и макро- пространвстве «от себя», выделяя различные...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

Эту же мысль развивает в своем исследовании и А. С. Сиротюк [7], указывая, что развитие

С детьми проводился эксперимент в форме игры. Результаты эксперимента показали, что

‒ Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем. ‒ «Ориентировка в пространстве» является одной из задач познавательного развития...

Использование песочной игротерапии в проектной деятельности...

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.

Игры на песке — это одна из форм естественной детской деятельности.

Стол для игр с песком имеет подсветку, что еще больше привлекает внимание детей.

I Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Поглаживание песка, похлопывание.

Использование в работе учителя-дефектолога... | Ход игры

Дидактическая игра выделена в отдельное направление образовательной области

В ходе игры дети получают возможность проявить себя в общении и развитии.

Четвертый вариант игры: предусматривает коллективную игру, до четырех человек.

игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Ключевые слова: мелкая моторика рук, письмо как навык, подготовка руки к письму.

В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному

Основой подготовки ребенка к письму является развитие мелкой моторики рук.

пространственная ориентация (глазомер, ориентировка в тетради и на листе бумаги)

Задать вопрос