Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 09.04.2019

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Осипова С. Я. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 282-285. — URL https://moluch.ru/archive/253/57947/ (дата обращения: 20.05.2019).



В дошкольной педагогике на всех этапах ее развития проблема формирования пространственных представлений занимает одно из центральных мест. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. [7, c.16] Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.

Поэтому развитие у дошкольников адекватных способов пространственного восприятия, полноценных пространственных представлений и прочих навыков ориентировки в пространстве: эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся в свою очередь одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода. [7, c.17]

Если у детей не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками, к такому мнению пришли ученые педагоги исследователи, изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве детей дошкольного возраста. [‎6, c. 56]

Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.

С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления, воображения, развитие речи и т. д. С появлением у ребёнка в словаре пространственных слов: вперёд, назад, вправо, близко, влево, далеко, наблюдаются существенные изменения в восприятии пространства у дошкольников, обозначающих место, расположение. Ребенок легче ориентируется в направлении и полнее включает пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем лучше, чем точнее слова определяют направление.

В играх, дети обычно стремятся удовлетворить огромную потребность в движении. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются психофизические качества. [‎7, c.5]

Подвижная игра — сознательная деятельность детей, характеризующаяся четким и правильным выполнением заданий, являющихся сутью этой игры. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». [‎27] В детской подвижной игре выполняемые движения, хорошо могут усваиваться, при условии, если выполняются систематически упражнения. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры имеют благотворное воздействие на оздоровление организма детей и в тоже время являются важным средством физического воспитания и развития. Незаменимым средством совершенствования движений, являются игры подвижные; их развитие хорошо способствуют: формированию выносливости, координации движения, быстрой реакции. Активизации кровообращения, обменных процессов, дыхательных органов происходит благодаря большому количеству движений. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность ребёнка — дошкольника. [‎22, c.20]

Подвижная игра имеет большую роль в умственном воспитании детей: они учатся действовать в соответствии с правилами, владеть пространственными формулировками, осознанно действовать в игре и познавать мир вокруг себя. Память, представления, мышление, воображение развиваются в процессе игры.

В своих трудах «Основа закономерностей» авторитетный учёный Александр Владимирович Кинеман писал:

«Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста» [‎11, c.9]

«Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами» [11, c.10]

Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами (А. А. Столяр) ‎.

Классифицировать подвижные игры можно по следующим характеристикам: динамические — это игры малой, средней и большей подвижности. И по образному coдержанию –сюжетные и не сюжетные.

Как обнаружено в исследованиях психологов: «главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностям к замещению и пространственному моделированию. Все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер». [6, c.33‎]

Пространственное моделирование включает в себя использование заместителей, но предполагает также установление между заместителями отношений, соответствующих отношениям тех предметов и явлений, которые эти заместители обозначают.

Применять пространственные модели, умение строить — дает человеку возможность выделять в наглядной форме скрытые отношения вещей, планировать решения разнообразных задач и возможно даже творческих, учитывать их в своей деятельности. В реальной жизни, можно ли представить себе, например, шофера, не способного составить и прочесть схему маршрута; конструктора, архитектора или, инженера который не способен изобразить чертежный рисунок. [‎10, c.25]

Но главное для ребенка — это вовсе не овладение внешними формами замещения и пространственного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и пространственные модели в уме, представить себе при их помощи, то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание мышления, воображения. [‎11, c.28]

Ознакомление ребенка с пространством стоит на первых порах продолжать в играх с планом кукольной комнатки. Но сами задания надо усложнить. Предложить ребенку найти предмет, спрятанный в кукольной комнатке, пользуясь отметкой на плане. Но план положите рядом с комнаткой «вверх ногами» и введите в качестве игры условие — запрещение его переворачивать. Теперь ребенку, чтобы решить задачку, придется «переворачивать» план в уме, и это придаст его пространственным представлениям, новое ценное качество — гибкость. [‎11, c.29]

Еще одно новое задание может состоять в перестановке мебели. Педагог показывает ребенку кукольную комнатку, план, на котором каждый предмет обозначен соответствующей ему геометрической фигуркой, вырезанной из цветной бумаги. Сложность состоит в том, что кукла Катя решила купить диван и не знает, где его разместить, для этого необходимо переставить другие предметы мебели. Педагог просит ребенка помочь Кате. Для этого дает ему прямоугольник, обозначающий диван и предлагает перенести мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. А это нелегко, т. к. диван должен стоять обязательно у стенки и перед ним необходимо оставить достаточно места для журнального столика. [‎16, c.11]

То, каким образом ребенок переустановит мебель в кукольной комнатке, показывает уровень формирования его пространственной ориентировки. Подобная игра может касаться не только дивана, но и любого другого предмета.

Наряду с развитием ориентировки в окружающем пространстве у ребенка развивается и возможность ориентироваться в своем собственном теле: постепенно усваивается взаиморасположение отдельных частей тела и появляется возможность различения правой и левой его сторон. После разграничения правой и левой руки ребенок постепенно переносит это понимание «правого» — «левого» и на окружающее пространство, на расположение предметов по отношению друг к другу (например: стул стоит слева от стола, фломастер лежит справа от листа и т. п.).

Подвижная игра имеет большую роль в умственном воспитании детей: они учатся действовать в соответствии с правилами, владеть пространственными формулировками, осознанно действовать в игре и познавать мир вокруг себя. [‎26] Память, представления, мышление, воображение развиваются в процессе игры. Запоминая правила, дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. [26]

Выводы налицо:

– Формирование пространственной ориентировки у детей в подвижных играх будет эффективным, если подобрать подвижные игры, оптимально способствующие развитию пространственной ориентировки у детей; так как правильно подобраны подвижные игры и упражнения, формируют умения ориентировки в пространстве, решают разнообразные ориентировочные задачи, определяющие направление движений, расположение различных окружающих их предметов, например, в играх «Перебежки», «Чье звено быстрее соберется», «Караси и щуки», «Карусель» и т. д. Главным является направление движения детей, но в этих играх решаются и сопутствующие задачи: уточняется местоположение играющих, отношения между ними, уделяется внимание развитию глазомерных оценок пространства, умению различать близость и удаленность предметов, определять, как они расположены. [20, c.19]

– Выделяя главную пространственную задачу, педагог развивает у детей различные пространственные ориентировки.

Не однократное повторение игр способствуют закреплению навыков, знаний, умений. На этом этапе работы при неоднократном проведении игр детям необходимо предлагать вспомнить и ответить на вопросы по содержанию правил игры: «где стоят дети?», «где находится водящий?», «в какую сторону можно бежать?», «каково расположение играющих и игровых атрибутов?». Отвечая на вопросы: «вдоль стены надо расположить шнур, за которым становимся мы», «на небольшом расстоянии от шнура надо поставить гимнастическую скамейку, напротив скамейки — стульчики…», «справа от двери…», «слева от окна…» и т. д. у детей закрепляются знания пространственной ориентировки. Такая методика способствует пополнению словарного запаса детей, запоминанию пространственной терминологии, помогает лучше понять и усвоить знания о направлениях, положении предметов относительно друг друга в пространстве.

– Необходимо использовать пространственную терминологию при объяснении физических упражнений и правил подвижных игр. Грамотно объясняя игру, педагог указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя при этом пространственную терминологию, раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. [‎27] Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. [18, c.8] Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. С помощью вопросов педагог проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно. Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение [3, c.38]. Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Для закрепления педагоги должны предлагать ребятам вспомнить и рассказать, как выполняется упражнение. [20] При помощи вопросов детям легче рассказать правила игры и расположение атрибутов. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно. Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Литература:

1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства. Изд-во Ленингр. ун-та, 1968, 339 с.

2. Абранян, Л. А. Игра дошкольника М.: Просвещение, ил. / Под ред. С. Л. Новоселовой. 1989, 286с.

3. Бауэр, О. П. Подвижные игры. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О. П. Бауэр; под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2013.

4. Белякова О. Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М.: МГППУ, 2012, 320с.

5. Богуславская Е. О., Смирнова Н. П. Развивающие игры. — М: Просвещение, 2014, 158 с.

6. Волков Б. С, Волкова Н. В. Детская психология. М.:Сфера 2002, 256с.

7. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста М. А. Доронина Дошкольная педагогика. — 2012. — № 4.

8. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 2006, 140 с.

9. Каменский Я. А., Учитель учителей. Избранное — ЛитРес.2008, 278c.

10. Кильпино Н. Н. 80 игр для детского сада.-М.: Просвещение,1973, 54.с

11. Кенеман А. В.,ХухловаД. В. Теория иметодика физического воспитания детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1985

12. КуцаковаЛ. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.-М.:Мозаика –синтез. 2012, 48с.

13. Лесгафт П. Ф. Педагогические идеи. Санкт- Петербург 2012

14. Мусейибова Т. А. Ориентировка в пространстве. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1998г.

15. Семенова Т. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2007.

16. Семенова Т. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 12. — С. 105–111.

17. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика -Синтез, 2014.-96с.

18. СтолярА. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Издательство: Просвещение, 1999, с.165.

19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений -- 5-е изд., Издательский центр «Академия», 2001–336с.

20. http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/metodika-fizicheskogo-vospitanija-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-napravlennostju-na.html (07.12.2016)

21. http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/formirovanie-orientirovki-v-prostranstve-u-doshkolnikov-3-h-i-4-h-let-s.html (31.03.2017)

22. http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/metodika-ispolzovanija-podvizhnyh-igr-v-fizicheskom-vospitanii-starshih-doshkolnikov.html(17.11.2016)

23. www.scienceforum.ru/2018/3174/5693

24. nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-tr...ve-u-detey-starshego

25. http://EduContest.net/ru/311298/формирование-оптико-пространственны/

26. /www.maam.ru/detskijsad/programa-po-formirovaniyu-p...-u-doshkolnikov.html?

27. http://belibra.ru/Buki/Myetodika-provyedyeniya-podvizhnyk...uchryezhdyeniyi.html?

Основные термины (генерируются автоматически): пространственная ориентировка, игра, ребенок, кукольная комнатка, подвижная игра, пространственная терминология, дошкольный возраст, пространственное моделирование, местоположение играющих, педагог.


Похожие статьи

Формирование пространственных представлений у детей...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования.

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная...

Формирование пространственных отношений у старших...

Игры для развития ориентировки на плоскости. В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться свободно

Анализ нашей работы показал, что формирование пространственных представлений является важной частью математического развития...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада.

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

Развитие пространственных представлений в логопедических группах для детей с ОНР

Формирование пространственных представлений осуществляется поэтапно, каждый этап

Сначала на занятиях мы работаем с подвижными картинками: — Автобус едет по дороге.

Формирование пространственных представлений у младших...

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре.

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная...

Формирование ориентировки в пространстве у слепых...

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, слепые дошкольники. Пространственная ориентировка в психологии и педагогике подразумевает особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста...

формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских народных сказок

Также дети в речи почти не используют пространственную терминологию, а пользуются ситуативной речью (там, здесь и т.д.)

Квест-игра как способ формирования пространственных...

Онтогенетически пространственные отношения «дебютируют» одними из первых.

Для дошкольников игра является зоной ближайшего развития, так как является на данном этапе

«Фоторобот» (определение направления движения от себя) — Педагог предлагает по...

Похожие статьи

Формирование пространственных представлений у детей...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования.

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная...

Формирование пространственных отношений у старших...

Игры для развития ориентировки на плоскости. В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться свободно

Анализ нашей работы показал, что формирование пространственных представлений является важной частью математического развития...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада.

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по...

Развитие пространственных представлений в логопедических группах для детей с ОНР

Формирование пространственных представлений осуществляется поэтапно, каждый этап

Сначала на занятиях мы работаем с подвижными картинками: — Автобус едет по дороге.

Формирование пространственных представлений у младших...

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре.

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная...

Формирование ориентировки в пространстве у слепых...

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, слепые дошкольники. Пространственная ориентировка в психологии и педагогике подразумевает особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста...

формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских народных сказок

Также дети в речи почти не используют пространственную терминологию, а пользуются ситуативной речью (там, здесь и т.д.)

Квест-игра как способ формирования пространственных...

Онтогенетически пространственные отношения «дебютируют» одними из первых.

Для дошкольников игра является зоной ближайшего развития, так как является на данном этапе

«Фоторобот» (определение направления движения от себя) — Педагог предлагает по...

Задать вопрос