Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бутырина, Н. А. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре / Н. А. Бутырина, Т. А. Карчемкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14286/ (дата обращения: 19.04.2024).



Одной из важнейших составляющих психического развития ребенка является формирование системы пространственных представлений. Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни ребенка и оказывает влияние на умственное развитие ребенка. В процессе взаимодействия с окружающим миром и получении опыта у ребенка формируются представления о закономерностях окружающего пространства.

Проблема пространственных представлений неоднократно выступала предметом исследований многих ученых — Б. Г. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, М. М. Семаго, А. А. Столяр и ряда других авторов [1,3,4].

Пространственные представления — это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, таких, как величина, форма, относительное расположение объектов.

Формирование пространственных представлений является сложным механизмом, который складывается постепенно. Базовой и самой ранней системой ориентаций в пространстве, которая формируется в онтогенезе, является схема тела. Освоение пространственных характеристик окружающей среды осуществляется ребенком на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном жизненном заданном пространстве.

На самом первом этапе формирования пространственных представлений у ребенка в ходе восприятия его собственного тела на основе ощущений, исходящих от тела от взаимодействия тела с окружающим миром, от взаимодействия со взрослым, формируется схема тела т. е. совокупность представлений о частях своего тела и их взаимном расположении.

Сначала, в процессе развития ребенка формируются представления о собственном теле и расположении внешних предметов и объектов по отношению к нему. Постепенно, ребенок учится ориентироваться в пространстве окружающих его предметов и переходит на этап ориентировки «от себя». Следующим этапом является формирование представлений о расположении того или иного предмета или объекта по отношению к другому. Завершающим этапом является этап вербализации пространственных представлений.

Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций, праксиса, гнозиса, устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления. Именно поэтому формирование пространственных представлений является одной из актуальных задач уже на этапе младшего дошкольного возраста, поскольку благоприятные условия для формирования пространственных представлений, созданные в младшем дошкольном возрасте, послужат основой для дальнейшего развития, расширения и углубления данных представлений.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что одним из средств формирования пространственных представлений в младшем дошкольном возрасте выступает дидактическая игра. Дидактическая игра позволяет развивать пространственные представления детей младшего дошкольного возраста в соответствии с этапами их формирования в онтогенезе, постепенно переходя от уровня схемы своего тела к определению пространственного положения предметов в окружающем мире.

Как указывает М. М. Семаго, уровень вербализации пространственных представлений формируется в большей степени к старшему дошкольному возрасту, поэтому в младшем школьном возрасте мы создаем предпосылки для развития данного уровня, вводя в словарь детей простые слова, обозначающие части своего тела, стороны предмета, их расположение. Знание этапов формирования пространственных представлений в онтогенезе является одним из основополагающих принципов, который важно учитывать при разработке и планировании дидактических игр, поскольку правильная последовательность формирования пространственных представлений является одним из факторов, определяющих эффективность педагогической деятельности [3].

Эффективность формирования пространственных представлений детей зависит от того в каком возрасте начинается работа с детьми. В младшем дошкольном возрасте формируются основы пространственных представлений, при этом важнейшим направлением работы выступает формирование представлений в пространстве своего тела. Также осуществляется работа по направлениям: формирование представлений о пространственном расположении предметов по отношению к себе, между собой, формирование начальных языковых представлений.

В младшем дошкольном возрасте использование дидактических игр для формирования пространственных представлений обуславливает необходимость учета ряда условий. Прежде всего, содержание игр должно быть доступно детям младшего дошкольного возраста и соответствовать порядку формирования пространственных представлений в онтогенезе.

При проведении дидактических игр важно использовать наглядность, что обусловлено особенностями мышления детей младшего дошкольного возраста, которое носит наглядно-действенный характер.

При организации дидактических игр, направленных на формирование пространственных представлений, целесообразно наряду с соблюдением последовательности в формировании пространственных представлений также предлагать детям дидактические игры по принципу постепенного усложнения.

Включение в словарь детей слов, отображающих пространственные отношения, также составляет важнейшую часть работы по формированию пространственных представлений в целом. Необходимо учить детей обозначать словами части тела, так и отношения «выше», «ниже», «перед», «за», «рядом» и т. д.

Еще одним значимым принципом организации работы по развитию пространственных представлений является принцип системности. Выстроенная в целостную систему работа предполагает регулярное проведение дидактических игр, структурированных по этапам формирования пространственных представлений, а также предусматривающая разный уровень сложности игр. Последовательная реализация системы дидактических игр позволит достичь наиболее высоких результатов в процессе организации работы по развитию пространственных представлений у младших дошкольников.

Таким образом, формирование пространственных представлений выступает как длительный процесс, который начинается с самого раннего возраста. В условиях дошкольного учреждения формирование пространственных представлений осуществляется целенаправленно. Уже с младшего дошкольного возраста осуществляется работа по формированию пространственных представлений. Одним из средств, которое используется в работе с детьми этого возраста, является дидактическая игра. Дидактическая игра позволяет эффективно формировать пространственные представления детей младшего дошкольного возраста особенно при условии: доступности и отбора содержания дидактических игр, позволяющего формировать пространственные представления в соответствии с этапами их формирования в онтогенезе; наглядной основы дидактических игр; реализации принципов систематичности, последовательности при построении работы.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 142 с
  2. Поддъяков Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве. М.: Академия, 2003. 107 с.
  3. Семаго М. М. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. М., 2005. 126 с.
  4. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — Москва: Просвещение, 2000. 142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, представление, формирование, дидактическая игра, игра, окружающий мир, пространственное представление детей, ребенок, формирование представлений, собственное тело.

Похожие статьи

Формирование представлений об окружающем мире...

Дидактическая игра как средство формирования... дидактическая игра, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, сверстник, умение, навык, совместная деятельность, дошкольный возраст, возрастной период.

Формирование пространственных представлений у детей...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» и освоение «схемы...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Формирование математических представлений у детей...

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

игра, ребенок, дидактическая игра, день недели, дошкольный возраст, логическое мышление, свободное время, день, детский сад, способ моделирования.

Пространственно-временные представления и особенности их...

Ключевые слова:дети старшего дошкольного возраста, пространственно-временные представления, формирование, развитие, занимательный материал. Постановка проблемы.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия... Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, т. е...

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути, средства.

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Формирование временных представлений у детей старшего...

время, ребенок, модель, представление, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, развивающая предметно-пространственная среда, различный вид деятельности, день недели.

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

Похожие статьи

Формирование представлений об окружающем мире...

Дидактическая игра как средство формирования... дидактическая игра, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, сверстник, умение, навык, совместная деятельность, дошкольный возраст, возрастной период.

Формирование пространственных представлений у детей...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» и освоение «схемы...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Формирование математических представлений у детей...

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

игра, ребенок, дидактическая игра, день недели, дошкольный возраст, логическое мышление, свободное время, день, детский сад, способ моделирования.

Пространственно-временные представления и особенности их...

Ключевые слова:дети старшего дошкольного возраста, пространственно-временные представления, формирование, развитие, занимательный материал. Постановка проблемы.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия... Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, т. е...

Формирование временных представлений детей дошкольного...

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути, средства.

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Формирование временных представлений у детей старшего...

время, ребенок, модель, представление, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, развивающая предметно-пространственная среда, различный вид деятельности, день недели.

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.