Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 20.10.2017

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Фатеева Г. И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13128/ (дата обращения: 17.08.2018).



Пространственные представления — это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.

При передвижении человека пространственная ориентация происходит постоянно, включая решение следующих задач:

  1. постановку цели и выбор маршрута движения (выбор направления);
  2. сохранение направления движения и достижение цели.

Только при этом условии можно успешно перейти из одного пункта в другой.

Как отмечают авторы Р. Говорова и О. Дьяченко [2], пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

По авторитетному мнению В. Каразану [3], пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении, по мнению Р. Л. Непомнящей [5], выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве понимается:

а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.;

б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

М. М. Семаго [6] считает, что полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Эту же мысль развивает в своем исследовании и А. С. Сиротюк [7], указывая, что развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Таким образом, дошкольный возраст — период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень расширяются и углубляются пространственные представления.

Пространственные отношения начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах.

Психолого-педагогические исследования убеждают в том, что у дошкольников можно сформировать обобщенные представления о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научить пользоваться этими знаниями в различных жизненных ситуациях. В работах Р. И. Говоровой, В. И. Каразану и других авторов показано, что дети старшего дошкольного возраста могут ориентироваться в ограниченном пространстве с помощью координатной сетки, «читать» простейшие схемы и планы, отражающие реальное пространство знакомой местности, пользоваться условными географическими знаками и др.

В работе В. И. Каразану [3] определена цель: подвести детей к пониманию масштаба. Наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста достаточно отчетливо различают протяженность расстояния комнаты и улицы или дороги в детский сад. Участники эксперимента научились учитывать протяженность пространства, в которое был включен предмет, изображенный на плане.

Исследование Р. Говоровой [2] было посвящено изучению пространственных представлений у детей в возрасте от 3 до 4 лет в ходе выполнения задания, требующего ориентировки в пространстве при помощи плана. С детьми проводился эксперимент в форме игры. Результаты эксперимента показали, что ориентировка в пространстве на основе плана в той или иной мере доступна детям дошкольного возраста начиная с четырех лет.

Одним из эффективных методов усвоения пространственных отношений является моделирование. В работах Л. А. Венгера [1], О. М. Дьяченко [2], Т. М. Лаврентьевой изучались способности детей к пространственному моделированию.

Л. В. Венгер [1] отмечал, что способность к наглядному пространственному моделированию развивается у всех детей дошкольного возраста в условиях специального обучения. Но в обычных условиях дошкольного воспитания это развитие происходит стихийно, в силу чего является неравномерным, приводит к резким индивидуальным различиям, сказывающимся на общем уровне умственного развития. Совсем другой характер носит процесс развития этой способности в условиях целенаправленного руководства. Суть руководства заключается в специальной отработке действий пространственного моделирования в их внешней, материальной форме (форме построения реальных предметных и графических моделей) с последующим созданием условий для перехода к выполнению подобных действий «в уме», построению и использованию модельных представлений.

При помощи специального обучения, может быть достигнут высокий уровень способности к наглядному пространственному моделированию, обнаруживающийся при решении широкого круга умственных задач. Прежде всего, тех, которые относятся к планированию и регуляции тех видов деятельности, в которых усваиваются задачи на моделирование. Дети начинают лучше, чем их сверстники, строить замыслы игры, конструкции, пересказывать и сочинять рассказы и сказки.

Экспериментальная работа Л. А. Венгера [1] позволила наметить основные направления, в которых целесообразно проводить отработку действий, лежащих в основе пространственного моделирования. Во-первых, это отработка действий замещения, во-вторых, действия построения и применения моделей.

Т. А. Мусейибова [4] выделила четыре этапа развития пространственных отношений: на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах — 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

3 этап — ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

4 этап — применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

Таким образом, пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

‒ конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;

‒ самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

‒ относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

‒ дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

‒ легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

‒ Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства.

‒ Ориентировка в пространстве — характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.

‒ Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

‒ «Ориентировка в пространстве» является одной из задач познавательного развития дошкольников и актуальной задачей при подготовке ребёнка к школьному обучению.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1989. — 258 с.
  2. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 9. — С. 21–25.
  3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. — 6-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 416 с.
  4. Непомнящая Р. Л., Смоленцева А. А., Михайлова З. А. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 191 с.
  5. Петерсон Л. Г. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Баласс, 2003. — 176 с.
  6. Сиротюк А. С. Закономерности развития пространственных представлений в детском возрасте // Кафедра. — 2008. — № 4. — С. 4–8.
  7. Столяр А. А. Педагогика математики: учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических вузов. — Минск: Вышэйшая школа, 1986. — 414 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело, наглядное пространственное моделирование.

Похожие статьи

Характеристика метода моделирования в формировании...

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Автор: Жуйкова Тамара Павловна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Формирование пространственных представлений у детей...

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики...

К вопросу формирования пространственных представлений...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Пространственные и пространственно-временные...

Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка.

Приведены нейропсихологические модели формирования пространственных и пространственно-временных представлений.

Загадочный пространственный мир | Статья в журнале...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Развитие оптико-пространственных представлений...

ребенок, представление, развитие, пространство, дошкольный возраст, отношение, мелкая моторика, повседневная жизнь, пространственное различение, пространственная ориентировка.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста...

ребенок, сюжет сказки, пространственная ориентация, дошкольный возраст, детский сад, отношение, ориентировка, Ориентировка детей, задание, пространство.

Моделирование как одно из средств развития временных...

время, ребенок, модель, представление, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, развивающая предметно-пространственная среда, различный вид деятельности...

Освоение пространственных представлений детьми с общим...

свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ребенок, ориентировка, развитие ориентировки, пространственная ориентировка, навык ориентировки, игра, детский сад.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Характеристика метода моделирования в формировании...

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Автор: Жуйкова Тамара Павловна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Формирование пространственных представлений у детей...

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики...

К вопросу формирования пространственных представлений...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Пространственные и пространственно-временные...

Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка.

Приведены нейропсихологические модели формирования пространственных и пространственно-временных представлений.

Загадочный пространственный мир | Статья в журнале...

ребенок, пространство, дошкольный возраст, отношение, представление, пространственное моделирование, пространственная ориентировка, пространственная ориентация, собственное тело...

Развитие оптико-пространственных представлений...

ребенок, представление, развитие, пространство, дошкольный возраст, отношение, мелкая моторика, повседневная жизнь, пространственное различение, пространственная ориентировка.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста...

ребенок, сюжет сказки, пространственная ориентация, дошкольный возраст, детский сад, отношение, ориентировка, Ориентировка детей, задание, пространство.

Моделирование как одно из средств развития временных...

время, ребенок, модель, представление, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, развивающая предметно-пространственная среда, различный вид деятельности...

Освоение пространственных представлений детьми с общим...

свободное пространство, нарушение зрения, пространство, ребенок, ориентировка, развитие ориентировки, пространственная ориентировка, навык ориентировки, игра, детский сад.

Задать вопрос