О прокурорском надзоре за исполнением законодательства в сфере здравоохранения: вопросы теории и практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 700 раз

Библиографическое описание:

Рогачева, В. Н. О прокурорском надзоре за исполнением законодательства в сфере здравоохранения: вопросы теории и практики / В. Н. Рогачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99112/ (дата обращения: 02.05.2024).



Здоровье и охрана граждан являются одной из главных задач государства. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается, в первую очередь, на ст. 41 Конституции РФ, которая гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]. Поэтому деятельность прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения имеет огромное значение, поскольку медицинская сфера приобретает ряд изменений, которые требуют особого контроля.

Так как система здравоохранения имеет значение для дальнейшего развития общества и государства, то необходимо уделить ей особое внимание. Медицинская сфера согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» ставит перед собой задачу — это улучшение качества и продолжительности жизни человека, но справляется ли она с этим на данном этапе развития общества и как регулируется её деятельность, и является актуальной темой [4]. Особую роль здесь играют органы прокуратуры, главной целью которых является выявление нарушения законодательства во всех сферах общества. Данная деятельность ведётся непрерывно и с каждым годом всё активнее осуществляется надзор за системой здравоохранения. Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в п. 7.1 которого указано, что необходимо всем прокурорам акцентировать внимание на защите прав, которые закреплены в Конституции РФ (на охрану здоровья и медицинскую помощь) [5]. Таким образом можно утверждать, что надзор за исполнением законодательства в данной области является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры. Акцент на данной деятельности сделан давно, поэтому органы прокуратуры активно производят проверки в данной сфере. Обращаясь к статистическим данным, в сфере здравоохранения прокурорами пресечено более 800 фактов нарушения законов, связанных с несоблюдением сроков обеспечения отдельных категорий граждан лекарствами и изделиями медицинского назначения, и это только в Кировской области [6]. Подобное количество нарушений говорит как о качестве прокурорских проверок, так и свидетельствует о проблемах в сфере здравоохранения. Особое значение имеет планирование надзорных мероприятий, поскольку это является неотъемлемой частью организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения. Качественное планирование проверок позволит упорядочить работу органов прокуратуры, а также поспособствует достижению необходимого уровня законности в сфере здравоохранения.

Так, в условиях пандемии участилось количество нарушений и в качестве примера можно обратиться к проверке, проведённой прокуратурой по соблюдению законодательства при оказании медицинской помощи пациентам с COVID-19 в деятельности ГБУЗ АО «Красноярская районная больница». В ходе проверки было выявлено нарушение, что пациенту, находящемуся на амбулаторном лечении с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, пульсоксиметрию с измерением SpO2 для выявления дыхательной недостаточности и оценки выраженности гипоксемии, не проводилась. Прокурором было вынесено представление с требованиями устранения нарушений и недопущения их впредь [7]. Данными полномочиями прокурор наделён согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 05.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» [2].

В последнее время появляется всё больше новых проектов и программ по улучшению качества жизни и повышению здоровья населения. Так, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ № 204) скорректированы цели Государственной программы. Одной из глобальных целей данного проекта является снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения [3]. Смотря на появление такого количества реформ в медицинской сфере, увеличивается количество нарушений законов, направленных на охрану жизни и здоровья. Так, за декабрь 2021 года увеличилось число жалоб граждан в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе ОМС. Согласно данным с января по октябрь 2021 г. страховые медицинские организации провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений [8]. Большая часть жалоб связана с неоказанием медицинской помощи. Принятые меры по улучшению сферы здравоохранения не приносят должных результатов. В связи с этим целесообразно принимать во внимание деятельность органов прокуратуры, которая должна оставаться на высоком уровне, так как с появлением новых проектов по охране и улучшению здоровья населения, требуется ещё больше надзора и бдительности за исполнением данных законов.

Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения должна повышаться и дальше, так как акты реагирования на нарушения поспособствуют повышению качества обслуживания населения. Прокурорские проверки должны носить систематический характер, в том числе обязательно реагировать на жалобы граждан. При проведении проверок должны привлекаться эксперты для наиболее качественного изучения и выявления нарушения. Сами прокурорские работники должны ознакомиться с документальной базой и объектом проверки, чтобы наиболее полно разобраться в данной сфере, а также больше взаимодействовать с другими органами исполнительной власти [9]. Также есть официальный сайт обращений для граждан, где прокуроры могут разъяснить о новых программах в сфере здравоохранения и разъяснить, куда обратиться для решения возникших проблем. Всё это поможет установить контакт между органами исполнительной власти и гражданами, что в дальнейшем сможет улучшить качество медицинской помощи.

Подводя итоги, следует отметить, что прокурорский надзор за сферой здравоохранения на данном этапе находится на высоком уровне, проводятся проверки и выявляются нарушения, что способствует дальнейшему их устранению. Поэтому деятельность прокуратуры в области охраны и здоровья населения можно по праву считать значимой и полезной работой.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» //Ведомость Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20 февраля 1992 г. N 8. С. 366.
  3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2018. N 97.
  4. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1 января 2018 г. N 1. Часть II. С. 373.
  5. Приказ Генерального прокурора России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ http://genproc.gov.ru Дата обращения (24.12.2022)
  6. В прокуратуре Кировской области подведены итоги работы за 2021 // https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_43/mass-media/news?item=69990609 (дата обращения: 14.04.2022).
  7. Прокуратурой района проведена проверка // https://komsomolskiy.astrobl.ru/site-page/prokuraturoy-rayona-provedena-proverka-soblyudeniya-zakonodatelstva-pri-okazanii (дата обращения: 10.11.2022).
  8. Савенкова Дарья. В России зафиксирован всплеск жалоб на государственную медицину .14 декабря 2021. [Электронный ресурс] // https://www.vedomosti.ru/society/articles/2021/12/14/900494-v-rossii-zafiksirovan-vsplesk-zhalob-na-gosudarstvennuyu-meditsinu (дата обращения: 14.04.2022).
  9. Сунгатуллина А.И. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения. Некоторые особенности надзора в период пандемии // Молодой исследователь. 2021. N 10. С. 110-114
Основные термины (генерируются автоматически): сфера здравоохранения, медицинская помощь, прокурорский надзор, Российская Федерация, исполнение законодательства, медицинская сфера, высокий уровень, Государственная программа, исполнительная власть, орган прокуратуры.


Похожие статьи

Порядок защиты органами прокуратуры прав граждан на охрану...

Деятельность прокуратуры в сфере здравоохранения регламентирована указаниями и.

1. Прокурорский надзор в Российской Федерации.Учебник / Под ред. А. А. Чувилева.

Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи.

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган...

Теоретические и правовые основы института государственной...

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, который направлен на

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных.

Это тот орган власти, который отвечает за решение проблем здравоохранения начиная от...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере

Так же Министерство здравоохранения Российской Федерации взаимодействует с Министерство

А с другой стороны они являются тем средством, которое влияет на орган исполнительной власти сферы

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь...

Нарушения в сфере здравоохранения и пути их решения мерами...

здравоохранение, соблюдение прав и законных интересов граждан РФ, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, прокурорский надзор в сфере здравоохранения, меры прокурорского реагирования для устранения нарушений в сфере здравоохранения.

Принципы и проблемы разграничения предметов ведения...

Ни в полномочия органов государственной власти субъектов РФ, ни в полномочия органов местного

Доступность и качество медицинской помощи — один из основополагающих принципов. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

Прокуратура Российской Федерации, пожалуй, единственный орган государственной власти с уникальной

Так, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в статье 1

Прокурорский надзор в широком смысле (за исполнением законов федеральными

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная...

Правовое регулирование государственного управления...

Публичная власть в Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный

В таких сферах как медицинская деятельность, обращение лекарственных средств, обращение

Именно поэтому, такие сферы как здравоохранение, требуют постоянного пересмотра и

В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5].

Понятие и содержание государственного управления в области...

Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления

система здравоохранения, государственное управление системой здравоохранения.

В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5].

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных.

К вопросу об эффективности государственного управления...

Основной Закон Российской Федерации в соответствии с нормами международного права

Российской Федерации за счет повышения доступности и качества медицинской помощи.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об информации...

Это тот орган власти... Формы развития системы государственного регулирования...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам не обеспечена в

Дефицит средств согласно программе составляет 30–40 % от потребностей и покрывается

Эффективность системы здравоохранения определяется состоянием кадрового потенциала.

[2]. А также с высокой долей врачей пенсионного возраста (около 40 %).

Похожие статьи

Порядок защиты органами прокуратуры прав граждан на охрану...

Деятельность прокуратуры в сфере здравоохранения регламентирована указаниями и.

1. Прокурорский надзор в Российской Федерации.Учебник / Под ред. А. А. Чувилева.

Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи.

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган...

Теоретические и правовые основы института государственной...

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, который направлен на

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных.

Это тот орган власти, который отвечает за решение проблем здравоохранения начиная от...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере

Так же Министерство здравоохранения Российской Федерации взаимодействует с Министерство

А с другой стороны они являются тем средством, которое влияет на орган исполнительной власти сферы

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь...

Нарушения в сфере здравоохранения и пути их решения мерами...

здравоохранение, соблюдение прав и законных интересов граждан РФ, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, прокурорский надзор в сфере здравоохранения, меры прокурорского реагирования для устранения нарушений в сфере здравоохранения.

Принципы и проблемы разграничения предметов ведения...

Ни в полномочия органов государственной власти субъектов РФ, ни в полномочия органов местного

Доступность и качество медицинской помощи — один из основополагающих принципов. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

Прокуратура Российской Федерации, пожалуй, единственный орган государственной власти с уникальной

Так, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в статье 1

Прокурорский надзор в широком смысле (за исполнением законов федеральными

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная...

Правовое регулирование государственного управления...

Публичная власть в Российской Федерации состоит из трех уровней: федеральный

В таких сферах как медицинская деятельность, обращение лекарственных средств, обращение

Именно поэтому, такие сферы как здравоохранение, требуют постоянного пересмотра и

В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5].

Понятие и содержание государственного управления в области...

Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления

система здравоохранения, государственное управление системой здравоохранения.

В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5].

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных.

К вопросу об эффективности государственного управления...

Основной Закон Российской Федерации в соответствии с нормами международного права

Российской Федерации за счет повышения доступности и качества медицинской помощи.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об информации...

Это тот орган власти... Формы развития системы государственного регулирования...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам не обеспечена в

Дефицит средств согласно программе составляет 30–40 % от потребностей и покрывается

Эффективность системы здравоохранения определяется состоянием кадрового потенциала.

[2]. А также с высокой долей врачей пенсионного возраста (около 40 %).

Задать вопрос