Теоретические и правовые основы института государственной власти в сфере здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Бахчёва, П. В. Теоретические и правовые основы института государственной власти в сфере здравоохранения / П. В. Бахчёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90869/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор изучает и анализирует нормативно-правовые акты деятельности Министерства здравоохранения.

Ключевые слова: Российская Федерация, нормативно-правовой акт, внутреннее законодательство, правовая система, Конституция РФ, защита прав.

Нормы права встречаются в российском законодательстве, широко используются во всех сферах деятельности, а главное в сфере здравоохранения.

Законодательство включает в себя спектр федеральных законов, указов Президента РФ, нормативно-правовые акты, Федеральные Министерства и ведомства, законы и иные НПА субъектов Российской Федерации, которые непосредственно содержат в себе систему права об охране труда.

Правовое регулирование деятельности здравоохранения подразумевает собой направление целостности государства на социальные отношения в области защищенности труда и приспособления этих норм, также направлено на установленные стандарты безопасного условия труда.

Установленные стандарты о безопасном условии труда относятся к защите здоровья граждан, реализация общественных стратегий по его защите и совершенствованию. В статье 41 Конституции Российской Федерации закрепляется право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения [1]. Государство предоставляет гражданам защиту от любой формы дискриминации, вызванной наличием заболеваний. Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ определяет основные принципы охраны здоровья, полномочия федеральных органов власти, права и обязанности граждан, и т. д. [3]

В статье 72 Конституции Российской Федерации («г»), координация вопросов здравоохранения возлагается на совместное руководство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодательство о здравоохранении также включает законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы регулирования отношений в рассматриваемой сфере.

Обязанности государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека реализовывается в следующих нормативно-правовых актов:

– Федеральный закон (далее ФЗ) от 21.11.2011 г. № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;

– ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

– ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

– ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обращении лекарственных средств»;

– ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (с поел. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

– ФЗ от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»;

– ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

– ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

– Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142–1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и ее компонентов»;

– Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979–1 (с посл. изм. и доп.) «О ветеринарии»;

– Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180–1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

– Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185–1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказаний»;

– ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-Ф3 (с посл. изм. и доп.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

– ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»;

– ФЗ от 10.01.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

Анализ приведенного выше списка основных законов, регулирующих отношения с общественностью в здравоохранении, показывает, насколько эти законы различны с точки зрения характера регулируемых отношений.

Законодательство о здравоохранении в настоящее время крайне неоднородно по своему составу, это характеризуется посредством общественных отношений, регулируемых этим законодательством, а также, уровнем законодательного развития в этой области.

Тем не менее указанные нормативные документы, имеющие свои цели, выполняют очень важную роль в достижении общей социальной задачи — правовой основы оздоровительной деятельности граждан.

Если говорить о теории органов государственной власти, прежде всего нужно обратиться на место роли в ветви власти. Сделать анализ, охарактеризовать структуру.

Исполнительная власть — является относительно независимой ветвью единой государственной власти в системе разделения властей государства на законодательные, исполнительные и судебные органы. Относительная независимость исполнительной власти имеет организационное и функциональное выражение. Организационная система исполнительной власти состоит из государственных органов, которые в соответствии с действующим законодательством называются исполнительными органами. Эти органы особенно выделяются, с одной стороны, в системе государственных органов, с другой — в системе исполнительных государственных органов. Функциональное назначение исполнительной власти — исполнение законов, как известно, невозможно без организации, то есть управленческой деятельности ее органов. Следовательно, государственное управление является формой осуществления этой власти. Исполнительная власть не представляет собой самостоятельный вид государственной деятельности.

Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, который направлен на государственную политику и осуществляющим управление здравоохранением, заключает в себе состояние общественного здоровья населения Российской Федерации и курортного бизнеса, а также координирует дела, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Российская Федерация определяет деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Министерство здравоохранения вправе реагировать и делать все возможное для устранения вредного влияния внешних факторов на организм человека.

Из анализа следующей информации можно сделать вывод: Правительство Российской Федерации регулирует основные требования к деятельности государственных и муниципальных органов по созданию условий, необходимых для поддержания физического и психического здоровья граждан; компетенции федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; основные положения об организации медицинских учреждений и их отношениях с гражданами; организации, оказывающие медицинскую помощь гражданам и решающие важные вопросы обучения для системы здравоохранения. А в то же время полномочия по прямому государственному руководству отраслью здравоохранения находятся в руках отраслевых органов.

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных

областей связей с общественностью, которая требует правового регулирования. Такое регулирование медицинских и социальных отношений осуществляется соответствующими государственными органами путем принятия соответствующих правовых актов. В настоящее время система законов и других правовых актов, касающихся здравоохранения и медицинской деятельности, все больше расширяется и совершенствуется.

Правовое регулирование в области связей с общественностью содержит такие нормы как:

  1. Установление общей гарантии права на охрану здоровья и медицинское обслуживание;
  2. Обеспечение системы и правового статуса медицинских организаций;
  3. Установление признаков охраны здоровья;
  4. Правовые понятия, определяющие и регулирующие медицинскую деятельность (сам процесс оказания медицинской помощи) в рамках организации пациент- врач- медицинское обслуживание (с учетом особенностей и особенностей оказания определенных видов медицинской помощи).

Все это необходимо для того, чтобы правовое регулирование каждой сферы медико-социальных отношений обладало абсолютной информацией.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 20.11.2020) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
  3. Федеральный закон (далее ФЗ) от 21.11.2011 г. № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  4. ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;
  5. ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  6. ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  7. ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обращении лекарственных средств»;
  8. ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (с поел. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  9. ФЗ от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»;
  10. ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  11. ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  12. Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142–1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и ее компонентов»;
  13. Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979–1 (с посл. изм. и доп.) «О ветеринарии»;
  14. Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180–1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  15. Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185–1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказаний»;
  16. ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-Ф3 (с посл. изм. и доп.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  17. ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»;
  18. ФЗ от 10.01.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, орган, медицинская помощь, отношение, охрана здоровья, правовое регулирование, сфера здравоохранения, медицинская деятельность, медицинское обслуживание.


Похожие статьи

Административно-правовое регулирование здравоохранения

 Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

 Приоритетным действующим органом исполнительной власти в системе здравоохранения и социального развития Российской Федерации выступает Министерство здравоохранения. Это тот орган власти, который отвечает за решение проблем здравоохранения начиная от...

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь...

В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Здравоохранение как объект правового регулирования

 Общественные отношения в сфере здравоохранения регламентированы различными отраслями права.

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания здравоохранение в сфере правового регулирования и отрасль гражданского права.

Понятие и содержание государственного управления в области...

Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и учреждениями и организациями по практической деятельности в сфере здравоохранения, которые в совокупности...

Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества, бесплатная медицинская...

История развития законодательства, регулирующего сферу...

медицинская деятельность, медицинская помощь, Российская Федерация, обязательное медицинское страхование, охрана здоровья, добровольное медицинское страхование, Медицинская коллегия...

Правовое регулирование государственного управления...

Скодило, В. К. Правовое регулирование государственного управления в области здравоохранения / В. К. Скодило.

В Конституции указаны законодательные акты о федеральных органах исполнительной власти, которые в меру своей компетенции...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Согласно действующему законодательству право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из приоритетных конституционных прав жителей Российской Федерации (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) [1]. Это означает, что государство признает...

Похожие статьи

Административно-правовое регулирование здравоохранения

 Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

 Приоритетным действующим органом исполнительной власти в системе здравоохранения и социального развития Российской Федерации выступает Министерство здравоохранения. Это тот орган власти, который отвечает за решение проблем здравоохранения начиная от...

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь...

В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Здравоохранение как объект правового регулирования

 Общественные отношения в сфере здравоохранения регламентированы различными отраслями права.

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания здравоохранение в сфере правового регулирования и отрасль гражданского права.

Понятие и содержание государственного управления в области...

Под системой здравоохранения РФ следует понимать совокупность органов управления здравоохранением, организаций здравоохранения и учреждениями и организациями по практической деятельности в сфере здравоохранения, которые в совокупности...

Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества, бесплатная медицинская...

История развития законодательства, регулирующего сферу...

медицинская деятельность, медицинская помощь, Российская Федерация, обязательное медицинское страхование, охрана здоровья, добровольное медицинское страхование, Медицинская коллегия...

Правовое регулирование государственного управления...

Скодило, В. К. Правовое регулирование государственного управления в области здравоохранения / В. К. Скодило.

В Конституции указаны законодательные акты о федеральных органах исполнительной власти, которые в меру своей компетенции...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Согласно действующему законодательству право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из приоритетных конституционных прав жителей Российской Федерации (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) [1]. Это означает, что государство признает...

Задать вопрос