Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.06.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Шелегова, Д. А. Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ / Д. А. Шелегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71969/ (дата обращения: 08.08.2020).



В статье автор определяет некоторые проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ. По мнению автора, в ближайшее время предстоит обеспечить эффективное правовое регулирование электронной торговли лекарствами, решить проблемы дефицита медицинских кадров и повысить уровень заработной платы медицинских работников в масштабах страны.

Ключевые слова: здравоохранение, реализация права, охрана здоровья, проблемы.

Несмотря на то, что законодательная база в сфере охраны здоровья граждан в России довольно хорошо развита: права граждан в сфере охраны здоровья регулируются 20 Федеральными законами, 37 Постановлениями Правительства, 156 ведомственными нормативными актами федеральных органов государственной власти РФ, существует ряд пробелов в законодательстве, а также ряд серьезных проблем при реализации установленных норм. На мой взгляд, важно подчеркнуть проблему явного несоответствия правового баланса между декларируемыми законом правами и реальной экономической ситуацией.

В первую очередь, очевиден пробел в точности толкования понятия «доступность» в статье 10 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [3]. В частности, говорится о доступности медицинской помощи и раскрывается данное понятие, однако, существует ряд недоработок данной статьи. Было бы целесообразным внести поправки в статью 10, основываясь на Замечании общего порядка № 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам [5], в котором более точно и полно расшифровывается термин «доступность». Помимо физической досягаемости и наличности медицинских учреждений в стране Комитет, во-первых, толкует «доступность» в соответствии с принципом недискриминации. Он означает равный доступ всех слоев населения (включая наиболее уязвимых групп лиц) de jura и de facto, без дискриминации по какому-либо из запрещенных оснований. Поэтому в целях недопущения дискриминации необходимо внести данный пункт в статью 10. Во-вторых, необходимо также внесение следующего толкования, как экономическая доступность, которая с точки зрения расходов означает, что помимо физической доступности для всех, медицинские учреждения, товары и услуги должны базироваться на принципе справедливости, гарантирующем нормальную стоимость услуг и товаров. В-третьих, в российском законе отсутствует доступность информации, согласно Замечанию Комитета, включает в себя право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросов здравоохранения. Однако данный элемент должен исключать ущемление права на конфиденциальность персональных медицинских данных.

Еще одна из наиболее важных проблем на сегодняшний день — всестороннее регулирование продажи лекарственных средств посредством сети Интернет. Почти во всех странах Европы продажа лекарств через интернет разрешена уже давно. Сейчас особенно ярко чувствуется необходимость регулирования данной сферы в условиях непростой эпидемиологической обстановки в России и мире.

Совсем недавно были внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, [2] в связи с чем допускается продажа лекарственных препаратов для медицинского применения за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту. Таким образом, необходимо внести в данный закон следующую поправку, разрешающую продажу также рецептурных лекарств. В связи с чем, нужно разработать систему отправки онлайн рецептов для получения рецептурного препарата. Далее необходимо разработать достаточную нормативную базу для предотвращения фальсификации, начиная с единой системой маркировки лекарственных средств. Для этого, помимо маркировки, необходимо создать единый сайт в сети Интернет с открытым доступом для всех граждан, где была бы возможность внесения данных с маркировки лекарственного препарата и проверки подлинности данного изделия.

В случае выявления подделки, такое средство подлежит возвращению в организацию с возвратом средств покупателю. Но вместе с этим, при выявлении поддельного средства, сайт должен автоматически отправлять уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения для дальнейшего разбирательства и уголовного преследования. Далее мы считаем важным создание понятия «Интернет-аптеки», для последующей конкретизации объема прав и обязанностей занятых новым видом торговли. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» дополнить пунктом: 4. Интернет-аптека. Также, базируясь на опыте европейских стран, необходимо создать единую систему проверки подлинности интернет-сайтов. Например, в Германии, на каждом зарегистрированном сайте Интернет-аптеки есть специальный символ, нажатие на который перенаправляет на сайт Министерства здравоохранения и подтверждает законность данного сайта.

Более того нельзя не обратить внимание на наличие таких проблем как: необоснованное невыполнение медицинских услуг, отсутствие в медицинской организации условий необходимых для оказания медицинской помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, необоснованная оплата гражданами медицинских услуг, оказываемых в рамках программы государственных гарантий, отсутствие диагностических методик, внесенных в стандарт медицинской помощи, медицинское вмешательство без получения добровольного информированного согласия гражданина [1].

Также нельзя не подчеркнуть проблему дефицита кадров, в связи с тем, что уровень заработной платы медицинских сотрудников, не учитывая Москву и Московскую область, снижается с каждым годом, при учете постоянного роста цен. В данном свете, у молодого поколения просто отсутствует желание и мотивация обучаться этой профессии. Имеющийся кадровый дефицит в ближайшем будущем может только усилиться, т. к. результаты исследований показывают, что темпы увеличения численности врачей и среднего медперсонала сравнительно невелики, а это говорит о невысокой эффективности принимаемых властями мер. Уровень оплаты труда врачей и среднего медперсонала зачастую не превышает среднюю зарплату по соответствующему региону, а престиж труда медработника в последние годы сравнительно невысок. Так, в настоящее время возраст более 50 % врачей старше 50 лет, что уже в ближайшее время только усилит кадровый дефицит. На сегодняшний день уровень реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного ст. 41 Конституции РФ, может быть охарактеризован как недостаточно высокий.

Причиной данных проблем в целом является недостаток финансирования сферы здравоохранения. Таким образом, приоритетным направлением для РФ в данный момент является повышение финансирования сферы здравоохранения, поскольку суммы расходов федерального бюджета на здравоохранение в РФ с каждым годом заметно снижаются, а также оснащение государственных медицинских учреждений хотя бы минимально качественным оборудованием, создание приемлемых условий труда и заработной платы для врачей по всем регионам РФ. Дальнейшее последовательное законодательное регулирование охраны здоровья граждан в России является важной темой для изучения и перспективным для совершенствования направлением, поскольку на сегодняшний день существует множество проблем, которые необходимо решить.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// опубликована в «Российской газете» от 25 декабря 1993 года. Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. N 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 20.05.2020)

2. «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном.».. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17579/ (Дата обращения: 20.05.2020)

3. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.06.2020)- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/e63d3344841b2f5636a73710e906a23ebaf9ab82/ (Дата обращения: 22.05.2020)

4. Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за 2 квартал 2019 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/files/Общественное %20обсуждение/Реформа %20контрольно-надзорной %20деятельности/Профилактика %20правонарушений/29.08.2019/обзор %20правоприм %20прак %20КНД %20за %202кв19.pdf (Дата обращения: 02.06.2020).

5. CESCR General Comment No. 14: The Right to the Highest Attainable Standard of Health (Art. 12) [Electronic source]: Adopted at the Twenty-second Session of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights, on 11 August 2000 (Contained in Document E/C.12/2000/4). — Режим доступа: https://www.refworld.org/pdfid/4538838d0.pdf (Дата обращения: 04.05.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, РФ, Россия, охрана здоровья, заработная плата, ближайшее время, гражданин, проблема.


Похожие статьи

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь...

В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества, бесплатная медицинская...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Согласно действующему законодательству право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из приоритетных конституционных прав жителей Российской Федерации (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) [1]. Это означает, что государство признает...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь... охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская

В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторно–поликлиническая помощь занимает приоритетное значение, в...

Проблемы реализации правового статуса медицинских работников

Последнее время большая часть нормативно-правовых актов направлена на улучшение качества оказания медицинской помощи и ее доступности. И как один из механизмов осуществления — формирование правового и социального статуса медицинских работников.

Некоторые проблемы правового регулирования обеспечения...

Статья 37 Закона об основах охраны здоровья устанавливает, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими...

Особенности правового регулирования профессиональной...

медицинские работники, Закон об основах охраны здоровья граждан, нормирование труда, рабочее время, ассоциация медицинских

Особенности правового регулирования труда лиц без... Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо...

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация...

Положения Конституции Российской Федерации, касающиеся охраны здоровья граждан, получили свое развитие и детализацию в специальных законодательных актах, непосредственно посвященных охране здоровья граждан. Среди них особое место занимают Федеральный...

Некоторые проблемы лицензирования медицинской...

Ключевые слова: лицензирование, медицинская деятельность, дезинфектология, закон, лицензия. Статьей 41 Конституции РФ установлено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Правовое регулирование труда медицинских работников

В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы...

Похожие статьи

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь...

В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества, бесплатная медицинская...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Согласно действующему законодательству право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из приоритетных конституционных прав жителей Российской Федерации (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) [1]. Это означает, что государство признает...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь... охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская

В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторно–поликлиническая помощь занимает приоритетное значение, в...

Проблемы реализации правового статуса медицинских работников

Последнее время большая часть нормативно-правовых актов направлена на улучшение качества оказания медицинской помощи и ее доступности. И как один из механизмов осуществления — формирование правового и социального статуса медицинских работников.

Некоторые проблемы правового регулирования обеспечения...

Статья 37 Закона об основах охраны здоровья устанавливает, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими...

Особенности правового регулирования профессиональной...

медицинские работники, Закон об основах охраны здоровья граждан, нормирование труда, рабочее время, ассоциация медицинских

Особенности правового регулирования труда лиц без... Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо...

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация...

Положения Конституции Российской Федерации, касающиеся охраны здоровья граждан, получили свое развитие и детализацию в специальных законодательных актах, непосредственно посвященных охране здоровья граждан. Среди них особое место занимают Федеральный...

Некоторые проблемы лицензирования медицинской...

Ключевые слова: лицензирование, медицинская деятельность, дезинфектология, закон, лицензия. Статьей 41 Конституции РФ установлено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Правовое регулирование труда медицинских работников

В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы...

Задать вопрос