Административно-правовое регулирование здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 1380 раз

Библиографическое описание:

Зеленевская, А. А. Административно-правовое регулирование здравоохранения / А. А. Зеленевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75986/ (дата обращения: 05.07.2022).



Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и продолжительности жизни населения. В этой связи видятся актуальными вопросы контрольно-надзорной деятельности в сфере медицины в условиях отсутствия системного регулирования данной деятельности в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, контрольно-надзорная деятельность, государственное регулирование, управление в здравоохранении.

Статьей 41 Конституции РФ гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]. Механизм административно-правового регулирования здравоохранения заключается в проведении единой государственной политики в данной сфере, обеспечении защиты прав пациентов в сфере оказания медицинской помощи, организации медицинской помощи населению, лицензировании медицинской деятельности, в обеспечении надлежащего санитарно-эпидемиологического контроля, совершенствовании государственно-частного партнерства различных отраслей медицины, контроля за соблюдением технических регламентов, защите персональных данных пациентов, формировании информационных систем и электронного документооборота, контроле статистических данных, разработке программы научно-исследовательской деятельности и международном сотрудничестве [2].

В России выделяется государственный, муниципальный уровни здравоохранения, а также существует представленная коммерческими организациями различных профилей частная система здравоохранения [3]. Данная совокупность федеральных, региональных и муниципальных структур управления здравоохранением находится в едином правовом поле и единой структуре системы здравоохранения в определенной иерархической подчиненности.

Вопросы контрольно-надзорной деятельности в сфере медицины в условиях отсутствия системного регулирования данной деятельности в сфере здравоохранения сегодня особенно актуальны. Анализ предписаний, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, позволяет прийти к выводу о том, что «данная деятельность при осуществлении государственного контроля за медицинской деятельностью носит карательный характер, при этом мероприятия по контролю проводятся с нарушением законодательства» [4].

Среди субъектов управления в сфере здравоохранения основным регулятором является Министерство здравоохранения РФ (далее — Минздрав России), на который в соответствии с Постановлением Правительства N 608 [5] возложены функции выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и связанных со здравоохранением сферах деятельности. Минздрав России также осуществляет координацию и контроль деятельности за находящимися в его ведении Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным медико-биологическим агентством (далее — ФМБА России), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями.

Еще один субъект управления — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 323 [6] указанная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 206 [7] ФМБА России уполномочено осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, что вытекает из положений абз. «г» п. 5 Указа Президента РФ N 314 [8], а также государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов.

В настоящее время общий порядок государственного контроля (надзора) регулируется Федеральным законом N 294-ФЗ [9]). Исходя из определения, содержащегося в ч. 1 ст. 2 данного Закона, в системной связи со ст. 88 Федерального закона N 323-ФЗ [10] государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности (далее — госконтроль КиБМД) понимается как деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами путем проведения лицензирования медицинской деятельности, а также проверок; организации и осуществления внутреннего контроля КиБМД, порядок организации и контроля которых установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1152 (далее — Положение о госконтроле КиБМД) [11] в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности [12]).

В соответствии со ст. 15 Закона N 323-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 93-ФЗ [13]) органы государственной власти субъектов РФ владеют полномочиями в сфере лицензирования медицинской деятельности (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в том числе в части, предусмотренной подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 15).

Госконтроль КиБМД осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок. В соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении деятельности субъектов в сфере здравоохранения, плановые проверки проводятся с периодичностью, которая установлена Постановлением Правительства РФ N 944 [14].

Федеральный закон N 246-ФЗ [15] внес в Закон N 294-ФЗ новую ст. 8.1, предусматривающую применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) с 01.01.2018 г.

На основании проведенного анализа полагаем целесообразным отделить от органа исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование и выработку и реализацию государственной политики в данной сфере, административный орган контроля в качестве меры совершенствования государственного контроля в сфере здравоохранения [16]. Указанное предложение направлено на способствование обратной связи в системе: норма правового акта — подпадающая под ее регулирование медицинская организация — уполномоченный орган власти, и как результат — эффективную реализацию контролирующих функций, направленных на выявление и устранение правовых коллизий и способствование обеспечения конституционных прав граждан.

Если на нормативно-правовом уровне в формально-юридическом аспекте мы видим институциональное и формально-юридическое разграничение функций в соответствии с Указом N 314, то в правоприменительной плоскости контрольно-надзорная, нормотворческая, правоприменительная функции находят свое воплощение в правовых актах ненормативного и нормативного характера.

При этом приказы Минздрава России выступают формально-юридическим основанием для принятия ненормативных актов Росздравнадзора, а судебные решения могут выступать основанием для пересмотра нормативных правовых актов, изданных Минздравом России.

Система здравоохранения в современных условиях должна быть нацелена на оптимальную направленность и управляемость, что определяет стабильность системы в целом и гарантирует реализацию долгосрочных программ в сфере здравоохранения. Нормативно-правовое регулирование сферы охраны здоровья граждан позволяет поэтапно совершенствовать формы и методы управления. Учитывая существование единого экономико-правового и социально-культурного пространства в сфере охраны здоровья населения, можно говорить о национальной системе здравоохранения Российской Федерации [17].

Тщательная проработка и дальнейшее совершенствование категориального аппарата законодательства, действующего в рассматриваемой сфере, так и иных его правовых норм, является одним из условий обеспечения надежной защиты интересов пациентов.

Литература:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Голикова Г. В., Ремезова Л. С. К вопросу о совершенствовании системы государственного управления сферой здравоохранения // Социально-экономические проблемы современного общества: Сборник статей / Отв. ред. Ю. Г. Просвирин. Воронеж, 2015. С. 14–16.

3. Батиевская В. Б. Повышение качества государственного управления здравоохранением как необходимое условие его успешного развития // Социогуманитарный вестник. 2013. N 2. С. 42–44.

4. Лазарев С. В. Анализ предписаний, выдаваемых Росздравнадзором по итогам проверок медицинских организаций //Главный врач: хозяйство и право. 2014. № 6.С.19.

5. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации»

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения»

7. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 N 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве»

8. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

9. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

11. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 года N 1152

12. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 01.08.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»)

13. Федеральный закон от 05.04.2016 N 93-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

14. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ред. от 17.08.2020) «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

15. Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

  1. Шишов М. А. О контроле за осуществлением переданных полномочий в сфере здравоохранения // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 2. С. 47–50.

17. Богма К. А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. Т. 60. N 3. С. 162–167.

Основные термины (генерируются автоматически): сфера здравоохранения, государственный контроль, исполнительная власть, контрольно-надзорная деятельность, Минздрав России, Постановление Правительства РФ, Россия, Федеральная служба, государственная политика, медицинская деятельность.


Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в Российской Федерации должно осуществляться максимально

В настоящее время все проблемы правового регулирования государственного контроля в сфере здравоохранения можно сгруппировать на три блока

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере здравоохранения выполняются следующие функции

Исходя из вышесказанного, компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере здравоохранения достаточно широки и перечислены только

В целях улучшения эффективности государственного управления сферой здравоохранения с 2006 года в России реализуется приоритетный...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере осуществления государственной программы Российской Федерации «Развитие системы здравоохранения», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 это формирование культуры здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решения проблемы их персонала [1].

Правовое регулирование государственного управления...

Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной орган управления, Минздрав РФ, также требует постоянного внимания и корректировки. В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5]. С целью урегулирования отношений, которые возникли и возникают в будущем и для более быстрого реагирования на вызовы современности, связанные с распространением коронавирусной...

Государственный контроль (надзор) в сфере возмездного...

Реализация контрольно-надзорных полномочий в сфере возмездного оказания медицинских услуг Роспотребнадзором осуществляется с соблюдением

Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган...

Особенности государственного управления в области...

Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная власть, государственное управление, машинное считывание, медицинская помощь, медицинский персонал, местное самоуправление, обязательное медицинское страхование, национальная система здравоохранения, Минздрав России, норма частного, сфера здравоохранения, управление системой, действующее законодательство, данные...

Инструменты государственного регулирования в сфере...

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2015 года № 1154 [6] были утверждены Правила определения взаимозаменяемости

6 мая 2015 года было принято Постановление Правительства РФ № 434 [17], согласно которому соответствующие уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ

Государственная политика в сфере обращения ЛС может и должна обеспечить законность и стабильность деятельности на ФР и гарантировать...

Понятие и содержание государственного управления в области...

Государственное управление здравоохранением рассматривается и определяется как целенаправленная, планомерная и непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительной форме, организация действующей системы целенаправленно воздействует на объекты, которые относятся к сфере здравоохранения.

Сущность и инструменты государственного управления системой...

Государственное управление системой здравоохранения — это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государствам правом на получение бесплатной...

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в Российской Федерации должно осуществляться максимально

В настоящее время все проблемы правового регулирования государственного контроля в сфере здравоохранения можно сгруппировать на три блока

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере здравоохранения выполняются следующие функции

Исходя из вышесказанного, компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере здравоохранения достаточно широки и перечислены только

В целях улучшения эффективности государственного управления сферой здравоохранения с 2006 года в России реализуется приоритетный...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере осуществления государственной программы Российской Федерации «Развитие системы здравоохранения», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 это формирование культуры здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решения проблемы их персонала [1].

Правовое регулирование государственного управления...

Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной орган управления, Минздрав РФ, также требует постоянного внимания и корректировки. В 2019 г. было принято только 9 законов, касающихся сферы деятельности Минздрава РФ [5]. С целью урегулирования отношений, которые возникли и возникают в будущем и для более быстрого реагирования на вызовы современности, связанные с распространением коронавирусной...

Государственный контроль (надзор) в сфере возмездного...

Реализация контрольно-надзорных полномочий в сфере возмездного оказания медицинских услуг Роспотребнадзором осуществляется с соблюдением

Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган...

Особенности государственного управления в области...

Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная власть, государственное управление, машинное считывание, медицинская помощь, медицинский персонал, местное самоуправление, обязательное медицинское страхование, национальная система здравоохранения, Минздрав России, норма частного, сфера здравоохранения, управление системой, действующее законодательство, данные...

Инструменты государственного регулирования в сфере...

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2015 года № 1154 [6] были утверждены Правила определения взаимозаменяемости

6 мая 2015 года было принято Постановление Правительства РФ № 434 [17], согласно которому соответствующие уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ

Государственная политика в сфере обращения ЛС может и должна обеспечить законность и стабильность деятельности на ФР и гарантировать...

Понятие и содержание государственного управления в области...

Государственное управление здравоохранением рассматривается и определяется как целенаправленная, планомерная и непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительной форме, организация действующей системы целенаправленно воздействует на объекты, которые относятся к сфере здравоохранения.

Сущность и инструменты государственного управления системой...

Государственное управление системой здравоохранения — это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государствам правом на получение бесплатной...

Задать вопрос