Порядок защиты органами прокуратуры прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 15.10.2022

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, М. С. Порядок защиты органами прокуратуры прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации / М. С. Овчинникова, Р. А. Торосян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95491/ (дата обращения: 03.05.2024).



Здоровье граждан — основа национального богатства страны. На современном этапе обеспечение реализации права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, есть одно из самых приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Особое место в обеспечении защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают органы прокуратуры Российской Федерации. Прокуратура является едва ли не единственным государственным органом, осуществляющим бесплатную правовую помощь населению. При этом устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав средствами прокурорского реагирования осуществляется весьма эффективно и в короткое время.

Ключевые слова: прокуратура, здоровье граждан, охрана здоровья, медицинская помощь, правовое государство.

Безусловно, актуальность проблем в сфере здравоохранения требует пристального внимания работников органов прокуратуры. Так, типичными нарушениями законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, выявляемыми прокурорами в ходе надзорных мероприятий, являются несвоевременность передачи поставленного медицинского оборудования в оперативное управление медицинских учреждений, ненадлежащее укомплектование автомобилей скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов медицинской техникой и необходимыми медико-санитарными материалами.

Имеют место быть факты незаконного оказания медицинской помощи гражданам нашей страны на платной основе, в то время как лечение заболеваний, входящих в территориальную и федеральную программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, должно осуществляться бесплатно. Не исключены различные нарушения закона при предоставлении пациентам платных медицинских услуг.

Так, вопиющие данные выявила надзорная работа по направлению проверки обеспечения льготников бесплатными лекарственными препаратами — нарушения порядка, объёмов или сроков предоставления лекарств были зафиксированы в 42 субъектах РФ (особенно большое количество выявленных нарушений зафиксировано в Томской и Кировской областях, более 2 тыс. фактов в течении прошедшего года, и только благодаря своевременным мерам прокурорского реагирования пациенты обеспечивались необходимыми лекарственными препаратами) [2; С. 94].

Зачастую прокуроры в ходе проведения проверок выявляют незаконные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, регламентирующие правоотношения в анализируемой сфере.

Так, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2021 году прокурорами выявлено 80 316 нарушений законодательства о здравоохранении (АППГ— 86 016), в целях устранения которых, опротестовано 660 правовых акта (АППГ — 675); в суд направлено 13 097 исков (заявлений) (АППГ— 15 092); внесено 15 230 представлений об устранении нарушений действующего законодательства (АППГ — 14 915), по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 17 924 должностных лица (АППГ — 22 422); по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 4 648 лиц (АППГ — 5 135); в порядке ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ в органы предварительного расследования направлено 231 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (АППГ — 205), по результатам рассмотрения которых, возбуждено 199 уголовных дел (АППГ — 158); 1 104 лица предостережено о недопустимости нарушений закона (АППГ— 1 588)] [3].

Выявляемые сотрудниками органов прокуратуры нарушения исполнения законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, как правило, позволяют сделать вывод о недостаточно эффективной работе со стороны контролирующих органов, которые в ненадлежащей мере выполняют возложенные на них контрольно-надзорные полномочия, при привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности зачастую допускают нарушения.

Также стоит напомнить, что в 2020 году весь мир столкнулся с новой угрозой, которая затронула все сферы жизни общества: политику, экономику, социальную и духовно-культурную. В качестве первостепенных задач прокуратуры в указанной сфере выделяют: обеспечение права каждого на качественную медицинскую помощь посредством использования всего комплекса мер, которыми наделен прокурор, с целью реализации законных прав в сфере здравоохранения; упреждающий характер прокурорского надзора в этой сфере общественных отношений; комплексная работа по противодействию правонарушениям в данной сфере; надзор за органами государственной власти и местного самоуправления, которые наделены полномочиями в области здравоохранения.

По поручениям Генеральной прокуратуры РФ органами прокуратуры был проведен ряд проверок в связи с массовым заболеванием новой коронавирусной инфекцией воспитанников учреждений для детей. В частности, для реализации вышеизложенной задачи было проведено более 32,8 тысяч проверок, которыми охвачены учреждения здравоохранения, социального обслуживания, хозяйствующие субъекты, осуществляющие оказание услуг населению, органы государственной власти и местного самоуправления [1].

Под контролем органов прокуратуры находилось лекарственное обеспечение и оснащение необходимым оборудованием учреждений здравоохранения.

При осуществлении прокурорских проверок выявлялись многочисленные нарушения законодательства, например: доступность медицинской помощи, право на бесперебойное лекарственное обеспечение, непринятие органами власти и местного самоуправления мер, способствующих повышенной готовности учреждений здравоохранения в период пандемии.

Охват прокурорской деятельности в обозначенной сфере оценить можно, лишь прибегнув к статистическим данным, размещаемым в обязательном порядке в соответствующих разделах официальных сайтов прокуратур субъектов Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Например, прокуратурой Нижегородской области в сфере здравоохранения за 2021 год было выявлено 1807 нарушений законов. Всего принесено 66 протестов в соответствующие органы власти и медицинские учреждения, подан 161 иск в суды общей юрисдикции и арбитражные суды на общую сумму в 68 000 рублей, внесено 451 представление. По представлению прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 758 лиц, к административной ответственности привлечено 72 лица, переданы материалы для возбуждения уголовного преследования в отношении 2 лиц, возбуждено уголовное дело в отношении 1 лица. Предостережено 10 лиц о недопустимости нарушений законодательства в сфере здравоохранения [4].

Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что соблюдение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь обладает значением общегосударственного характера. Несмотря на происходящие в последнее время реформы в системе здравоохранения, и на то, что органы прокуратуры проводят значительную работу в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, говорить о полном искоренении нарушений не представляется возможным. Рассмотренная деятельность требует дальнейшего совершенствования и повышения ее эффективности. Органам прокуратуры, при осуществлении своей деятельности, необходимо не только выносить акты прокурорского реагирования, но и обеспечивать действительное устранение причин и условий таких нарушений. Считаем, что ввиду наличия у прокуратуры знаний о том, как работают на практике законы, гарантирующие те или иные права граждан в сфере здравоохранения, и предоставленных им полномочий, они обладают возможностью по содействию государству в решении имеющихся проблем.

Литература:

  1. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]: о принимаемых органами прокуратуры мерах по защите прав граждан и законных интересов бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1864960/ (дата обращения: 11.05.2022).
  2. Какителашвили М. М. Получение подарков в сфере оказания медицинских и образовательных услуг: чаевые или взятка? // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2021. № 7. С. 94.
  3. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации / Состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2020 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2021 год URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1809484/ (Дата обращения 11.05.2022).
  4. Результаты работы за 2021 год // Официальный сайт прокуратуры Нижегородской области. URL: http://proc-nn.ru/ru/547/2017/rezultaty_raboty_2017_g/ (дата обращения: 11.05.2022).
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-sfere-zdravoohraneniya/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, охрана здоровья, сфера здравоохранения, орган прокуратуры, Российская Федерация, государственная власть, местное самоуправление, прокурорское реагирование, здоровье граждан, уголовное преследование.


Похожие статьи

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Далее перейдем к краткой характеристике отраслевых принципов охраны здоровья граждан: Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий — один из

Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает совершенствование...

Нарушения в сфере здравоохранения и пути их решения мерами...

Анализируют возможности их устранения мерами прокурорского реагирования.

Деятельность прокуратуры в сфере здравоохранения регламентирована указаниями и

Согласно статье 41 Конституции РФ каждый человек обладает правом на охрану здоровья и

— незаконное оказание медицинской помощи на платной основе гражданам РФ.

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь...

 В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ

 В статье автор определяет некоторые проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ.

Ключевые слова: здравоохранение, реализация права, охрана здоровья, проблемы.

3. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от

Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо...

Принципы и проблемы разграничения предметов ведения...

Ни в полномочия органов государственной власти субъектов РФ, ни в полномочия органов

Федеральный уровень представлен Федеральным законом «Об охране здоровья граждан»

К полномочиям органов местного самоуправления в РФ относится создание условий для

Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года...

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Статьей 41 Конституции РФ гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]

Нормативно-правовое регулирование сферы охраны здоровья граждан позволяет

2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

17. Богма К. А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения...

Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина

Защита прав человека осуществляется в рамках прокурорского надзора.

органы муниципальной власти, – должностные лица органов управления

1. Прокурорский надзор в Российской Федерации.Учебник / Под ред. А. А. Чувилева.

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция

Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи.

Регулирование этого вопроса также относится к органам местной власти.

медицинская помощь, основа охраны здоровья, препарат, Российская Федерация, заболевание...

Особенности государственного управления в области...

Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная

Проблемы в области здравоохранения должны регулироваться органами управления.

Правовое обеспечение охраны здоровья населения не успевает за происходящими в стране изменениями.

Развития инновационного подхода в области медицинских услуг.

Похожие статьи

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Далее перейдем к краткой характеристике отраслевых принципов охраны здоровья граждан: Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий — один из

Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает совершенствование...

Нарушения в сфере здравоохранения и пути их решения мерами...

Анализируют возможности их устранения мерами прокурорского реагирования.

Деятельность прокуратуры в сфере здравоохранения регламентирована указаниями и

Согласно статье 41 Конституции РФ каждый человек обладает правом на охрану здоровья и

— незаконное оказание медицинской помощи на платной основе гражданам РФ.

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь...

 В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ

 В статье автор определяет некоторые проблемы реализации права на охрану здоровья в РФ.

Ключевые слова: здравоохранение, реализация права, охрана здоровья, проблемы.

3. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от

Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо...

Принципы и проблемы разграничения предметов ведения...

Ни в полномочия органов государственной власти субъектов РФ, ни в полномочия органов

Федеральный уровень представлен Федеральным законом «Об охране здоровья граждан»

К полномочиям органов местного самоуправления в РФ относится создание условий для

Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года...

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Статьей 41 Конституции РФ гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]

Нормативно-правовое регулирование сферы охраны здоровья граждан позволяет

2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

17. Богма К. А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения...

Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина

Защита прав человека осуществляется в рамках прокурорского надзора.

органы муниципальной власти, – должностные лица органов управления

1. Прокурорский надзор в Российской Федерации.Учебник / Под ред. А. А. Чувилева.

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция

Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи.

Регулирование этого вопроса также относится к органам местной власти.

медицинская помощь, основа охраны здоровья, препарат, Российская Федерация, заболевание...

Особенности государственного управления в области...

Ключевые слова: область здравоохранения, система здравоохранения, государственная

Проблемы в области здравоохранения должны регулироваться органами управления.

Правовое обеспечение охраны здоровья населения не успевает за происходящими в стране изменениями.

Развития инновационного подхода в области медицинских услуг.

Задать вопрос