Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 14.01.2018

Статья просмотрена: 811 раз

Библиографическое описание:

Лухтенкова Я. С. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 186-188. — URL https://moluch.ru/archive/188/47838/ (дата обращения: 21.02.2019).



В статье рассматриваются вопросы предоставления медицинских услуг. Освещены проблемы в системе здравоохранения: недостаточность финансирования программ по оказанию услуг и предоставлению медикаментов, низкий уровень качества оказания услуг, недостатки в регулировании вопросов распределения лекарств на уровне субъекта и т. д. Приводятся основные пути решения отмеченных проблем.

Ключевые слова: медицинское обслуживание, льготы по обеспечению медикаментами, преимущество платных услуг, недофинансирование программ, дефицит медикаментов.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время мы наблюдаем снижение количества больниц и клиник, количество станций скорой помощи, наблюдаем фактическую децентрализацию системы здравоохранения в стране и переход определенных обязательств по обеспечению медициной к субъектам. Мы также можем отметить проблемы, связанные с сокращением финансирования медицинского обслуживания, а также снижение уровня качества медицинского обслуживания. Тут же можно отметить проблемы с отсутствием конкретики в регулировании объема медицинских услуг, предоставляемых частными клиниками.

Мы не можем говорить об отсутствии нормативной базы, способной охватить отмеченные выше проблемы. В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция Российской Федерации. В качестве отдельной базы мы выделяем Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный закон в 4 Главе определяет основные права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья. Комментарии к отдельным статьям свидетельствуют о том, что медицинские услуги могут быть оказаны как в государственных, так и муниципальных учреждениях здравоохранения. Регулирование получили также вопросы бесплатного, то есть за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений предоставления медицинских услуг.

Кроме указанных норм, мы должны обратить внимание на Постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Данная норма как раз и усугубило положение граждан. Постановление усилило коммерциализацию системы здравоохранения. Люди начали задаваться вопросом: стоит ли обращаться за бесплатным медицинским обслуживаем, даже если у них появляются такие льготы. Иной раз, они предпочитают заплатить свои личные денежные средства, будучи уверенными, что так у них есть больше шансов на эффективное лечение. Опять же еще раз отметим, что население считает бесплатное обслуживание менее качественным. Это правосознание, как и по другим вопросам, сложилось у населения не просто так. Но практика последних 10–15 лет показывает снижение уровня качества медицинского обслуживания. Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи. [5]

Но мы говорим не только о социальной направленности этого вопроса, поэтому вернемся к Постановлению. Оно закрепило объем госгарантий госуслуг, но несмотря на это существует открытый перечень предоставляемых сверх этого услуг (частных), которые и нарушают нормальное функционирование системы здравоохранения. Это то, о чем уже отметили выше. Люди нуждаются в конкретных показателях: какие именно гарантии они могут получить при обращении за госуслугами, а какие дополнительные затраты им понадобятся, если доводить свое лечение до конца.

Следующая проблема состоит в том, что нет четкой системы ценообразования в системе платных медицинских услуг. Это снижает гарантии при соблюдении прав на охрану здоровья. В этой части отдельно отмечу, что необходимо проработать вопросы конкретизаций гарантий при оказании бесплатной медицинской помощи. Это касается видов, объема, условий оказания медицинской помощи. [1] Исключением тут могут быть сложные заболевания, уровни лечения которых сложно предугадать.

Еще одна проблема, которая также связана с медициной, касается права на санитарно-курортное лечение. Тут мы наблюдаем неравноправие категорий граждан при получении доступа к такой льготе. Определение Конституционного суда РФ от 24 января 2006 г. № 10-О разъясняет, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь должно включать также право на санаторно-курортное лечение. Но конституционного заключения не получили формы и способы реализации такого права. Такие вопросы реализуются законодательством субъектов Российской Федерации, т. е. федерального значения не приобрели. Это и говорит о дифференцированном подходе в решении этой проблемы. Одни категории граждан бесплатно получают санаторно-курортное лечение. К примеру, судьи, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и др. А в случае с другими категориями, мы говорим о необходимости обязательных условий для получения путевок: инвалидность, участие в Великой Отечественной Войне и т. д. 4] Вопрос даже состоит не в самой льготе, а в том, что как только встает вопрос о предоставлении путевки, возникают проблемы с отсутствием мест в курортных зонах, количеством персонала в них, да и качеством медицинских услуг. Преимущественно отличаются платные санатории. Поэтому граждане и предпочитают не надеяться на реализацию бесплатной путевки.

Согласно изменениям в Основах законодательства РФ об охране здоровья, функции по перераспределению финансов принадлежат теперь субъектам. Но, к сожалению, субъекты не перераспределяют их нужным образом. [2] О существовании проблем свидетельствуют доводы на сайте Уполномоченного по правам человека. Именно они ограничивают доступ граждан к реализации права на охрану здоровья. Граждане не заинтересованы в пользовании такой возможностью, как обращение к Уполномоченному. Количество обращений, на наш взгляд, заставило бы муниципалитет в урегулировании вопросов с распределением медикаментов, в первую очередь. А также в решении вопросов с улучшением качества обслуживания, поскольку на грубое и невнимательное отношение части медицинского персонала к пациентам тоже мало кто жалуется. Опять же недостатком в этом вопросе является бесплатность обслуживания.

Перейдем к следующей проблеме с наличием очередей при лекарственном обеспечении. Проблема с долгим ожиданием лекарств остро стоит практически во всех субъектах. Регулирование этого вопроса также относится к органам местной власти. Отсутствие препаратов, своевременной поставки лекарств влияет на ухудшение здоровья людей, которые не могу долго обходиться без назначенных лекарств. В таких случаях люди сами приобретают лекарства на свои деньги. Нередко приходится покупать эти лекарства в более дорогих аптеках. Там наблюдается полный ассортимент, вежливый персонал, отсутствие очередей, хорошо развита система электронного заказа и получения препаратов. Это и служит преимуществом самостоятельного обеспечения.

При этом определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. № 676-О закрепляет обязательство государства на обеспечение необходимыми лекарствами людей независимо от того, отечественного они производства или иностранного. У граждан нет возможности на своевременность получения лекарств отечественного производства, не говоря об ином. [3]

Наши рекомендации могут коснуться обращения внимания на функции Уполномоченного по правам человека в реализации и защите конституционного права граждан РФ. Мы считаем, что необходимо расширить полномочия в рамках правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека. Ему могут быть переданы права по составлению заключений, обязательных для исполнения органами государственной власти по устранению нарушений прав граждан. [7]

Тут же хотели отметить необходимость привлечения граждан в регулировании своих же прав на охрану здоровья. Социальный контроль и повышенное внимание окажут давление на порядок регулирования этого вопросами. Необходимо увеличить статистику обращений с этим вопросом в правоохранительные органы.

Необходимо усовершенствовать законодательное регулирование вопросов объема предоставляемых услуг: как государственных, так и частных, а также урегулировать вопросы ценообразования. Постараться решить вопрос с различием цен на рынке на одни и те препараты, хотя бы в пределах одного субъекта.

Мы должны устранить негативные факторы, мешающие повышению эффективности реализации такого конституционного права, как право на бесплатную медицинскую помощь. При этом необходимо учитывать судебную практику, практику обращений в правоохранительные органы. Необходимо применять также опыт зарубежных стран.

И главное помнить: улучшение охраны здоровья граждан, усиление конституционной гарантированности и защищенности прав и свобод человека в сфере здравоохранения должно иметь ценностное значение для страны.

Литература:

  1. Азаров, А. А. Организационно-правовое обеспечение конституции-онного права граждан на медицинскую помощь / А. А. Азаров, И. А. Захаров, Н. В. Косолапова и др. // Здравоохранение. 2012. -№ 10.-С. 15–23.
  2. Лукашев, Е. А. Права человека / Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 2013. — 573 с.
  3. Маймулова, В. Г. Правовое обеспечение охраны здоровья граждан / В. Г. Маймулова и др. СПб., 2007. — 43 с.
  4. Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина Теорет.-правовое исслед.: Дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.01 / А. С. Мордовец. Саратов, 2010. — 384 с.
  5. Мохов, А А. Медицинское право — самостоятельная отрасль российского права // Право и политика. — 2012. — № 8. — С. 129
  6. Попов, В. Л. Правовые основы медицинской деятельности: Справочно-информационное пособие / В. Л. Попов, Н. П. Попова. СПб.: Деан, 2009.-256 с.
  7. Тихомиров, А. В. Медицинское право: Практическое пособие / А. В. Тихомиров. М.: Статут, 2008. — 416 с.
  8. Шевченко, Ю. Л. Правовые основы здравоохранения в России / Ю. Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР Медицина, 2011. — 211 с.
Основные термины (генерируются автоматически): охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд РФ, санаторно-курортное лечение, снижение уровня качества, бесплатная медицинская помощь.


Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Согласно действующему законодательству право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из приоритетных конституционных прав жителей Российской Федерации (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) [1]. Это означает...

Защита прав медицинских работников и организаций по договору...

Это объяснимо с тех позиций, что качество, согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [5]

Так, Конституционный Суд в Постановлении от 23.01.2007 № 1-П указал, что стороны не вправе изменять императивные требования закона о предмете данного договора.

Единая система оценки удовлетворенности населения качеством...

здравоохранение, медицина, нанотехнологии, медицинская помощь, медицинское обслуживание.

Изучение удовлетворенности качеством услуг, оказываемых санаторием, как часть маркетингового продвижения на рынке санаторных услуг.

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.

Особенности возмещения вреда, причиненного ненадлежащим...

Тимофеев И. В. Качество медицинской помощи — новая юридическая гарантия осуществления конституционного права каждого на медицинскую помощь в субъектах

Проблемы компенсации морального вреда в случаях ненадлежащего оказания медицинских услуг.

Особенности квалификации неоказании помощи больному

медицинская помощь, УК РФ, РФ, круглосуточное медицинское наблюдение, Российская Федерация, охрана здоровья, обвинительный приговор, неоказание помощи, медицинский уход, форма оказания.

Актуальные вопросы и проблемы компенсации морального вреда...

По данным ФФОМС в 2016 году в целом по Российской Федерации проведено 5.1 млн. экспертиз качества медицинской помощи. Основным нарушением условий договоров об оказании медицинской помощи при проведении экспертизы является оказание медицинской...

Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской...

Правительства РФ от 15.04.2014 № 294, включена отдельная подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей».

Некоторые проблемы правового регулирования обеспечения...

медицинская помощь, основа охраны здоровья, препарат, Российская Федерация, заболевание, средство, лечение заболеваний, перечень, лекарственный препарат, исполнительная власть.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления...

Согласно действующему законодательству право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из приоритетных конституционных прав жителей Российской Федерации (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации) [1]. Это означает...

Защита прав медицинских работников и организаций по договору...

Это объяснимо с тех позиций, что качество, согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [5]

Так, Конституционный Суд в Постановлении от 23.01.2007 № 1-П указал, что стороны не вправе изменять императивные требования закона о предмете данного договора.

Единая система оценки удовлетворенности населения качеством...

здравоохранение, медицина, нанотехнологии, медицинская помощь, медицинское обслуживание.

Изучение удовлетворенности качеством услуг, оказываемых санаторием, как часть маркетингового продвижения на рынке санаторных услуг.

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.

Особенности возмещения вреда, причиненного ненадлежащим...

Тимофеев И. В. Качество медицинской помощи — новая юридическая гарантия осуществления конституционного права каждого на медицинскую помощь в субъектах

Проблемы компенсации морального вреда в случаях ненадлежащего оказания медицинских услуг.

Особенности квалификации неоказании помощи больному

медицинская помощь, УК РФ, РФ, круглосуточное медицинское наблюдение, Российская Федерация, охрана здоровья, обвинительный приговор, неоказание помощи, медицинский уход, форма оказания.

Актуальные вопросы и проблемы компенсации морального вреда...

По данным ФФОМС в 2016 году в целом по Российской Федерации проведено 5.1 млн. экспертиз качества медицинской помощи. Основным нарушением условий договоров об оказании медицинской помощи при проведении экспертизы является оказание медицинской...

Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской...

Правительства РФ от 15.04.2014 № 294, включена отдельная подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей».

Некоторые проблемы правового регулирования обеспечения...

медицинская помощь, основа охраны здоровья, препарат, Российская Федерация, заболевание, средство, лечение заболеваний, перечень, лекарственный препарат, исполнительная власть.

Задать вопрос