Приоритетные направления государственной политики в сфере здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.10.2017

Статья просмотрена: 3310 раз

Библиографическое описание:

Тимербулатова, Л. И. Приоритетные направления государственной политики в сфере здравоохранения / Л. И. Тимербулатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45887/ (дата обращения: 13.10.2024).



На мой взгляд, повышение эффективности государственной политики в области здравоохранения является одной из актуальных задач. Основные цели развития отрасли здравоохранения в Республике Башкортостан являются совершенствование кадровой политики, обеспечение доступности качественной медицинской помощи и предоставление лекарственных средств, увеличение рождаемости и смертности от контролируемых причин.

Рассмотрим эти проблемы более подробно. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации была разработана концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Эта концепция представляет анализ состояния системы здравоохранения в Российской Федерации и также основные цели, задачи и пути его совершенствования на основе использования системного подхода.

Основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере осуществления государственной программы Российской Федерации «Развитие системы здравоохранения», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 это формирование культуры здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решения проблемы их персонала [1].

Цель комплекса специальных мер системы медицинского страхования в России-осуществление социальной защиты граждан в сфере здравоохранения. Сегодня предусмотрено существование двух видов медицинского страхования: обязательное медицинского страхования (ОМС) и добровольное (ДМС).

Обязательное медицинское страхование для всех граждан является равный стандартный базовый пакет медицинских услуг. Порядок оплаты страхования назначений, их сумма единого через всю страну также изложены в законодательстве. В обязательном медицинском страховании и территориальных программах, определен перечень заболеваний, диагностика и лечение которых производится за счет государственных средств. Граждане могут получить медицинское обслуживание экстренного и амбулаторного типа в условиях поликлиник и стационара.

Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам не обеспечена в полном объеме финансовыми средствами. Дефицит средств согласно программе составляет 30–40 % от потребностей и покрывается вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг. Инфраструктура системы обязательного медицинского страхования имеет огромный спектр проблем: политические, социальные, экономические. Каждая из моделей в зависимости от вариантов финансового взаимодействия подсистем, которые являются частью системы обязательного медицинского страхования, наличие коммуникаций различного характера между ними может иметь несколько типов реализации. Порядок движения финансовых средств от страховщика в медицинских учреждениях по компенсации расходов за предоставленное медицинское обслуживание на наступление страхового случая является основой каждой системы обязательного медицинского страхования. Расходы на одного жителя в разных регионах и городах отличаются в десятки раз, что говорит о нарушении принципа социальной справедливости. Зависимость объема ответственности страховщиков от суммы средств, перечисленных им страховщиками должно быть установлено федеральным законом о медицинском страховании. Средства обязательного медицинского страхования, которые находятся в медицинских страховых компаниях должны быть защищены законом от сбора налоговыми органами, а также от сбора долгов, которые не связаны с деятельностью в рамках обязательного медицинского страхования. Также в Федеральном законе об обязательном медицинском страховании необходимо точно дифференцировать функции управления Фонда обязательного медицинского страхования и органа страхового надзора.

Амбулаторно — поликлинические учреждения и существующая система первичной медико-санитарной помощи, не способны удовлетворить потребности населения страны и современного общества. Услуги первичной медико-санитарной помощи остаются функционально перегруженными и неэффективными [3]. Скорая помощь-это наиболее распространенный тип оказания медицинской помощи для населения, особенно больным с хронической патологией. Из-за несовершенства в работе амбулаторно поликлинической системы здравоохранения, в частности, отсутствие системы патронажа и неэффективное наблюдение за больных скорая помощь вынуждена взять часть функций на себя. Реальной становится угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной.

Особого внимания заслуживает состояния материально-технических ресурсов, лечебно-профилактических учреждений. Многие здания медицинских учреждений требует капитального ремонта и реконструкции. Средний износ зданий составляет более 60 %, а износ оборудования — более чем на 80 %. Поддержание состояния основных фондов учреждений здравоохранения согласно гигиеническим требованиям к устройству, к оборудованию и эксплуатации больниц является условием предоставления медицинских услуг и гарантом качества медицинской помощи.

Обновление нормативно -правовой базы поможет оптимизировать сеть лечебно-профилактических учреждений, повысить экономическую независимость медицинских учреждений, эффективность использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов в системе здравоохранения.

В настоящее время многие вопросы управления деятельностью медицинских учреждений, включая вопросы административного правового статуса, остаются нормативно неурегулированными, становится целесообразным принятие федерального закона «Об основах организации и деятельности медицинского учреждение».

Эффективность системы здравоохранения определяется состоянием кадрового потенциала. В соответствии с программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, количество и структура кадров здравоохранения строится на основе прогноза потребности населения для медицинских, лечебных и санитарно-гигиенические поддержки. Прогноз строится с учетом демографической ситуации, динамики состояния здоровья населения, естественное движение кадров, характера миграционных процессов, проблемы реструктуризации отрасли. Осуществление единой кадровой политики зависит от качества подготовки сотрудников отрасли и создание необходимых условий для их дальнейшего профессионального роста. В России наблюдается дефицит медицинских кадров, связанные с низкой оплатой труда — она на 20 % ниже, чем средняя зарплата в Российской Федерации. [2]. А также с высокой долей врачей пенсионного возраста (около 40 %). Действующая тарифная ставка является мало эффективной, система оплаты труда требует улучшения. Проблема заключается в том, что ускоренное решение проблем увеличения заработной платы, в низкой степени определенности возможных предлагаемых направлений может привести к нерациональной оптимизации системы здравоохранения и будет действительно уменьшать объем медицинских услуг, оказываемых населению бесплатно.

Стратегическая ориентация, направленная на совершенствование системы оплаты труда работников здравоохранения, имеющая дифференциацию в уровнях вознаграждения различных специалистов, с учетом специфики, характера, интенсивности деятельности, ее результаты позволяет осуществлять переход к принципу приоритетности стимулирования функции заработной платы. В каждом конкретном медицинском учреждении необходимо построить гибкую систему компенсации работников и в первую очередь врачей. Такая система должна привести к улучшению качества медицинского обслуживания, рациональному использованию финансовых, материальных, трудовых, информационных ресурсов, оптимизации медицинского и диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировой медицинской практике.

Одним из приоритетных направлений является формирование единого нормативно -правового пространства системы охраны здоровья населения и основа ее реформирования.

Законодательной базы требует дальнейшее развитие и совершенствование отрасли.

В области здравоохранения больше значение достигается путем осуществления целевых программ, которые стимулируют участие исполнительной власти территориальных субъектов Российской Федерации в решении проблем охраны здоровья населения на основе софинансирования. Повышение доступности и качества медицинской помощи населения — главная цель модернизации здравоохранения.

Таким образом, основные направления модернизации системы здравоохранения в современных условиях являются формирование личных установок людей в пользу здорового образа жизни, восприятие здоровья как основную жизненную ценность, деятельность лечебно-профилактических учреждений, улучшения финансового экономического механизма.

Литература:

  1. Постановление правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»- доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Фисенко В.С, Рогинко Н. И., Петроченков Г. А., О деятельности Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения// Вестник Росздравнадзора.-2014.- № 5.- с. 44–47.
  3. Вялков А. И., Сквирская Г. П., Сон И. М., Серегина И. Ф., Оценка эффективности и качества оказания первичной медицинской помощи населению// Вестник Росздравнадзора. -2016.-№ 5. –с. 62–67.
Основные термины (генерируются автоматически): обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинское страхование, учреждение, бесплатная медицинская помощь, заработная плата, здоровый образ жизни, медицинская помощь, медицинское обслуживание, первичная медико-санитарная помощь.


Задать вопрос