Академическое мошенничество при дистанционном обучении и методы противодействия ему | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. А. Академическое мошенничество при дистанционном обучении и методы противодействия ему / Е. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99004/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор даёт характеристику академического мошенничества в условиях дистанционного обучения и рассказывает о методах противодействия ему.

Ключевые слова: академическое мошенничество, плагиат, списывание, дистанционное обучение, прокторинг, гострайтинг.

Академическое мошенничество представляет собой разнообразные виды нечестного поведения, связанные с осуществлением научной или учебной деятельности [1]. Академическое мошенничество можно обнаружить на самых разных уровнях системы образования — от начальной школы до крупных научно-исследовательских институтов. Опасность широкого распространения академического мошенничества главным образом заключается в снижении общего качества образования, которое, в свою очередь, ведет к ухудшению экономической ситуации в стране и невозможности построения учащимся успешной профессиональной карьеры в будущем и его самореализации в выбранной сфере деятельности.

Большое распространение академическое мошенничество получило в связи с внедрением дистанционного образования. Особый скачок в нем произошел во время пандемии COVID-19, когда многие учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения и оказались неготовыми к вызовам, которые он предполагает. По данным опроса, проведенного Минобрнауки и Российской академией народного хозяйства и госслужбы в 2020 году, больше половины педагогов (51,2 %) пожаловались на увеличение числа случаев академического мошенничества, наблюдавшееся после перехода на дистанционные системы обучения [2]. В опросе поучаствовало более 25 тысяч преподавателей из разных регионов России, представляющих в том числе и такие крупные вузы, как МГУ, СПбГУ и другие. Важно отметить, что во время летней сессии 2020 года большинство из участвовавших в опросе преподавателей (87,1 %) проводили дистанционные экзамены. При этом 66,3 % опрошенных были крайне обеспокоены подобной ситуацией и высказывали опасения в том, что она может негативно повлиять на качество образования в дальнейшем. Волнения педагогов усиливал и тот факт, что в период данной сессии значительно увеличилось количество оценок «хорошо» и «отлично» (об этом указало более половины опрошенных) при отсутствии явно выраженных предпосылок для такой динамики.

Основными видами академического мошенничества являются плагиат (присвоение авторства чужой работы или ее отдельных фрагментов), списывание и заказ научной работы (а также эссе, рефератов, контрольных работ и т. д.) у стороннего лица. Система дистанционного обучения привела к возникновению новых видов и форм академического мошенничества, которые будут рассмотрены далее.

Особую популярность в последние годы приобрел гострайтинг, то есть написание работ на заказ [3]. Так как большинство заданий выполняется учащимися удаленно и предполагает возможность сделать их в любое удобное время, ограничиваясь лишь определенной датой сдачи готового результата, у учащихся есть шанс не самостоятельно выполнять задания, а обратиться за помощью к знакомому, другу, найти исполнителя на сайте вакансий или воспользоваться услугами специальных компаний, занимающихся написанием учебных работ на заказ. И если ранее этот вид мошенничества был распространен лишь при подготовке крупных работ (курсовых, диссертаций, рефератов и др.), то в условиях дистанционного обучения учащиеся прибегают к нему регулярно.

Другим специфическим видом академического мошенничества, распространенным в условиях дистанционного обучения, является использование подставного студента для ответов во время контрольных работ и экзаменов и посещения занятий по видеосвязи. Если до начала дистанционного обучения преподаватель и учащийся не были знакомы, учащийся может прибегнуть к услугам стороннего лица для посещения занятий вместо него. При работе преподавателя с большой группой студентов отслеживать подобные ситуации становится особенно сложно.

Дистанционное обучение также привело к появлению новых форм списывания. Во время проверки знаний учащихся на контрольных работах, зачетах или экзаменах преподаватели чаще всего организуют процесс одним из 2 способов: либо дают тест, расположенный на специальном портале, который нужно выполнять в строго определенные сроки и с ограничением по времени, либо принимают устный экзамен по видеосвязи. При использовании первого способа проверки знаний учащиеся не ограничены в возможности поиска информации в интернете, чем они активно пользуются и таким образом дают правильные ответы на вопросы теста, даже не зная предмета. Второй вариант проверки знаний также не исключает возможности поиска информации в интернете в то время, которое дается на подготовку ответа, возможности воспользоваться разложенными вокруг компьютера шпаргалками и т. п. Особо изобретательные учащиеся даже прибегают к помощи друзей, «озвучивающих» ответ вместо них. В то время как они просто открывают рот, стоящий рядом с ними человек, который не попадает в объектив камеры, проговаривает ответ за них.

Еще одним приемом, который используют недобросовестные учащиеся, является «зависание» [4]. Во время ответа на вопрос студент или школьник имитирует технические неполадки (проблемы со связью, отсутствие звука и др.) и использует это время, чтобы быстро найти ответ на вопрос в интернете.

Так как учащение случаев академического мошенничества во время дистанционного обучения является серьезной проблемой современного образования, сейчас активно разрабатываются методы предотвращения академической нечестности.

В зарубежных вузах, где дистанционное обучение уже прижилось как одна из форм получения образования, важным способом предотвращения академического мошенничества является донесение до студентов этических норм [5]. Так, еще до начала обучения студентов знакомят с правилами и ценностями, принятыми в их учебном заведении, и регулярно проводят беседы, призванные донести до студентов важность самостоятельной работы и получения знаний, а также рассказать о неэтичности любой формы плагиата.

Кроме того, в вузах многих стран существует проработанная система санкций, применяемых к тем, кто прибегает к академическому мошенничеству. Последствиями подобных поступков являются выговоры, снижения баллов, временное отстранение от учебы, а в самых серьезных случаях исключение студента из учебного заведения.

В отечественной практике для выявления академического мошенничества во время дистанционного обучения чаще всего используются системы антиплагиата, которые показывают наличие в письменной работе заимствований из различных источников. Новейшие сервисы позволяют не только обнаружить полностью скопированный текст, но и зафиксировать отрывки с перефразированием или подменой отдельных слов их синонимами. Однако, несмотря на свою эффективность, системы антиплагиата не могут помочь определить, кто на самом деле писал работу, — был ли это сам обучающийся или исполнитель, нанятый им.

Одной из современных форм отслеживания ситуаций академического мошенничества, а именно такого его вида, как списывание, является прокторинг. Его суть заключается в наблюдении за действиями студента во время экзамена с использованием видеокамеры. Компьютерная система отслеживает направление взгляда студента, фиксирует отвлечения, показывает открытые вкладки и все, что происходит на экране студента и вокруг него. Существенным недостатком такой системы являются дополнительные затраты, на которые могут пойти не все учебные заведения. Кроме того, такой контроль может не позволить обучающемуся сконцентрироваться на выполнении задания и продемонстрировать все его способности.

Некоторые преподаватели высказывают мнение о том, что лучший способ противодействовать распространению академического мошенничества во время дистанционного обучения — это стараться давать обучающимся интересные и творческие задания, организовывать проектную работу в группах и разрешать студентам использовать любые источники информации для подготовки ответа во время экзамена. Однако в настоящий момент система образования не позволяет полностью перейти на такой формат обучения из-за традиционных форм проверки знаний (написания контрольных работ, рефератов, диссертаций, курсовых работ и т. п.).

Подходя к решению данного вопроса с позиции психологической науки, необходимо в первую очередь определить причину, по которой студент решает выполнить задание нечестным путем. Чаще всего она кроется в непонимании необходимости самостоятельной работы, важности всех заданий и возможности получить необходимые для работы по специальности навыки при их выполнении. Нередко бывает и такое, что профессия, которую собирается получить студент, ему совсем не интересна. Он получает образование по желанию родителей или потому что так надо. У него отсутствует мотивация к учебной деятельности, и он предпочитает тратить свое время на что-то более интересное и актуальное.

Таким образом, несмотря на широкое распространение академического мошенничества во время дистанционного обучения, существуют разнообразные способы борьбы с ним. Однако самым важным при этом является донесение до студента важности самостоятельного выполнения заданий как способа получения профессиональных навыков и, конечно, правильный выбор специальности, при котором образование будет по-настоящему представлять ценность для студента.

Литература:

  1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://topuch.ru/akademicheskoe-moshennichestvo/index.html (дата обращения 08.01.2023).
  2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/3/distant/14158-prepodavateli_vuzov_zhaluyutsya_na_spisyvanie_vo_vremya_distantsionnogo_obucheniya (дата обращения 08.01.2023).
  3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00904472_0.html (дата обращения 08.01.2023).
  4. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://profile.ru/news/society/ekspert-rasskazala-ob-ulovkax-shkolnikov-na-distancionnom-obuchenii-280479/ (дата обращения 08.01.2023).
  5. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://proctoredu.ru/blog/tpost/gce3o2bxx1-meri-predotvrascheniya-akademicheskogo-m (дата обращения 08.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): академическое мошенничество, дистанционное обучение, время, работа, учащийся, самостоятельная работа, стороннее лицо, учебная деятельность, учебное заведение, широкое распространение.


Похожие статьи

Мотивы академического мошенничества в современной...

В статье автор даёт характеристику академического мошенничества в современной

Наличие успешного подобного опыта во время обучения в школе или колледже.

Для студентов с низкой учебной мотивацией учебная деятельность не является приоритетной.

Дистанционное обучение хорошо еще тем, что оно позволяет студенту фактически не.

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу деятельностью [9].

Розенберг Н.М., Дутко Э.Н., Носаченко И.М. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами.

К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов...

Вопросы организации самостоятельной деятельности обучаемых широко рассматриваются в современных

Традиционно под учебной деятельностью понимается работа обучаемого в аудитории.

3. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности [Электронный ресурс] — Режим

4. Самостоятельная учебная деятельность, ее виды.

Особенности дистанционного и электронного обучения...

Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой в учебном процессе

Опираясь преимущественно на самостоятельную работу, личную деятельность, построение собственной

— географическое положение обучающегося не мешает процессу обучения, — в процессе обучения учитель и учащийся могут работать в разное время в течение дня

Актуальные проблемы образования в СПО: организация...

Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро.

Исследовательская работа обучающихся — это их самостоятельная творческая работа.

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа

Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

– включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в...

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

- Работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц, кластеров) и другое.

1. Пидкасистый П. И. «Самостоятельная деятельность учащихся».

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа

учащихся, учащийся, урок, форма работы, урок математики, учебный процесс, дистанционное обучение.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на

Дистанционное обучение (ДО) — это самостоятельная форма обучения

В то же время следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительных

В 2005–2006 учебном году был произведен первый набор студентов на дистанционную форму обучения.

Дистанционное обучение как форма организации...

Изучению теории отводится минимальное количество времени учебного процесса, что

В процессе работы в форме ДО формируются объемные электронные библиотеки.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи.

Похожие статьи

Мотивы академического мошенничества в современной...

В статье автор даёт характеристику академического мошенничества в современной

Наличие успешного подобного опыта во время обучения в школе или колледже.

Для студентов с низкой учебной мотивацией учебная деятельность не является приоритетной.

Дистанционное обучение хорошо еще тем, что оно позволяет студенту фактически не.

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу деятельностью [9].

Розенберг Н.М., Дутко Э.Н., Носаченко И.М. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами.

К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов...

Вопросы организации самостоятельной деятельности обучаемых широко рассматриваются в современных

Традиционно под учебной деятельностью понимается работа обучаемого в аудитории.

3. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности [Электронный ресурс] — Режим

4. Самостоятельная учебная деятельность, ее виды.

Особенности дистанционного и электронного обучения...

Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой в учебном процессе

Опираясь преимущественно на самостоятельную работу, личную деятельность, построение собственной

— географическое положение обучающегося не мешает процессу обучения, — в процессе обучения учитель и учащийся могут работать в разное время в течение дня

Актуальные проблемы образования в СПО: организация...

Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро.

Исследовательская работа обучающихся — это их самостоятельная творческая работа.

самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа

Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

– включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в...

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на...

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе...

- Работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц, кластеров) и другое.

1. Пидкасистый П. И. «Самостоятельная деятельность учащихся».

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа

учащихся, учащийся, урок, форма работы, урок математики, учебный процесс, дистанционное обучение.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на

Дистанционное обучение (ДО) — это самостоятельная форма обучения

В то же время следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительных

В 2005–2006 учебном году был произведен первый набор студентов на дистанционную форму обучения.

Дистанционное обучение как форма организации...

Изучению теории отводится минимальное количество времени учебного процесса, что

В процессе работы в форме ДО формируются объемные электронные библиотеки.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи.

Задать вопрос