Воспитательная работа на дистанционном обучении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, май 2020)

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 22029 раз

Библиографическое описание:

Хромцова, Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении / Ю. Н. Хромцова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия педагога и обучающихся между собой на расстоянии с помощью специфичных Интернет-технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, воспитательная работа, классному руководителю.

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа.

Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки. «В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем» [2, 20] — утверждал Подласый И. П. Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, в частности, классных руководителей, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам.

В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей:

– технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов);

– низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);

– ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);

– отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться).

Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы. Помимо своих стандартных задач (предоставление возможности включения в деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимся на семейном обучении; оперативное получение обучающимся и родителями информации по итогам диагностик и тестирований; гибкий график и комфортная удобная обстановка и другие), дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение следующих:

– индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);

– обеспечение более личного контакта с учениками (по данным исследований [1] современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45 % проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов, таким образом педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»);

– привлечение сторонних участников воспитательного процесса (в частности, это касается тех специалистов или интересных личностей, которые находятся на отдалении, например, выпускники школы или профессиональные психологи);

– включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким).

Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения. Так, ещё в 2018 г. в своём Послании 1 марта Президент Российской Федерации отметил: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения... к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху». Без примера и без использования цифровых возможностей современного образования, невозможно показать школьникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий. Так, при использовании методов и форм дистанционной воспитательной работы мы создаём условия для практической реализации навыков и умений подростков в цифровой среде, а также имеем возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать.

Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.

Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?

Проще всего организовать со школьниками конференц-связь, когда учитель может, как обычно, вести повествование и демонстрировать необходимые изображения, музыку или видео. Так можно проводить информационно-ознакомительные классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Но при этом, важно помнить, что общение с помощью специальных устройств, а не лично, обладает особенностями: вы не контролируете и не знаете, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе». Важно договориться с учениками о правилах на таких классных часах, особенностях общения (например, в чате). Также нельзя забывать, что воспитательный процесс требует обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающихся всему классу.

Актуальной для дистанта формой являются веб-квесты. Они представляют из себя технологию, в рамках которой «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы» [3]. При этом за счет групповой работы развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации.

Ещё один интересный способ объединить класс во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.

Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы: можно связаться с вузом и дать возможность обсудить перспективы обучения в нём, а можно устроить интервью с родителями — представителями разных профессий.

В рамках дистанционного обучения с ребятами можно организовать совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения, выставки творческих работ одноклассников, конкурсы и многое другое. Никто не отменял и личные беседы, разговоры, работу в небольших творческих группах.

При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с подростками, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами.

Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит подросткам знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.

Литература:

  1. Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html (дата обращения: 20.04.2020).
  2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 365 с.
  3. Щербина А. Н. Веб-квест — как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. — 2016. — № 4. — С. 25–31.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, дистанционное обучение, воспитательный процесс, дистанционный формат, обучающийся, дистанционная воспитательная работа, класс, мероприятие, форма работы, цифровая грамотность.

Ключевые слова

дистанционное обучение, воспитательная работа, классному руководителю

Похожие статьи

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования...

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится дистанционно. Для проведения занятий используется учебная среда Moodle, которая используется более чем в 100 странах. Сегодня технологии дистанционного образования...

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической...

Какую же воспитательную работу можно проводить в режиме дистанционного обучения без

В рамках этой формы работы ученики с 1 по 11 класс нашей школы подготовили самые различные

дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения...

Цифровые технологии для совершенствования образовательного...

Еще одна перспективная сторона развития цифровых технологий в обучающем и воспитательном процессе является обучение профессии оператора.

Для данной работы не требуется высокое качество видеосигнала — достаточно простой любительской видеокамеры.

Возможности дистанционной работы в школе | Статья в журнале...

Причем качество дистанционной работы остается высоким: учитель имеет возможность видеть ученика

1. классно-урочная форма работы – 2. выявление пробелов в знаниях – 3. обучение в

В обучающей оболочке moodle могут быть представлены страницы классов, в разработке...

Опыт реализации технологий дистанционного обучения...

В процессе работы обучающиеся изготавливают различные модели, которые реально

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности...

Применение дистанционных образовательных технологий...

- за пять лет работы сформированы качественные электронные образовательные ресурсы для дистанционного

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование

Дистанционное обучение — это образовательная система, в рамках которой...

Применение дистанционных образовательных технологий при...

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных...

Сетевые технологии для организации образовательного процесса...

непрерывное образование, онлайн-образование, дистанционное обучение, социальная сеть, смешанное обучение. Похожие статьи. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе.

Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении...

Рис. 1. Современное компьютерное оборудование в воспитательном процессе. Диапазон использования ИКТ в воспитательном процессе достаточно широк: - ИКТ как средство наглядного оформления и информационного сопровождения воспитательных мероприятий.

Похожие статьи

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования...

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится дистанционно. Для проведения занятий используется учебная среда Moodle, которая используется более чем в 100 странах. Сегодня технологии дистанционного образования...

Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической...

Какую же воспитательную работу можно проводить в режиме дистанционного обучения без

В рамках этой формы работы ученики с 1 по 11 класс нашей школы подготовили самые различные

дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения...

Цифровые технологии для совершенствования образовательного...

Еще одна перспективная сторона развития цифровых технологий в обучающем и воспитательном процессе является обучение профессии оператора.

Для данной работы не требуется высокое качество видеосигнала — достаточно простой любительской видеокамеры.

Возможности дистанционной работы в школе | Статья в журнале...

Причем качество дистанционной работы остается высоким: учитель имеет возможность видеть ученика

1. классно-урочная форма работы – 2. выявление пробелов в знаниях – 3. обучение в

В обучающей оболочке moodle могут быть представлены страницы классов, в разработке...

Опыт реализации технологий дистанционного обучения...

В процессе работы обучающиеся изготавливают различные модели, которые реально

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности...

Применение дистанционных образовательных технологий...

- за пять лет работы сформированы качественные электронные образовательные ресурсы для дистанционного

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование

Дистанционное обучение — это образовательная система, в рамках которой...

Применение дистанционных образовательных технологий при...

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных...

Сетевые технологии для организации образовательного процесса...

непрерывное образование, онлайн-образование, дистанционное обучение, социальная сеть, смешанное обучение. Похожие статьи. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе.

Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении...

Рис. 1. Современное компьютерное оборудование в воспитательном процессе. Диапазон использования ИКТ в воспитательном процессе достаточно широк: - ИКТ как средство наглядного оформления и информационного сопровождения воспитательных мероприятий.