Мотивы академического мошенничества в современной студенческой среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.11.2021

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. А. Мотивы академического мошенничества в современной студенческой среде / Е. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85306/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье автор даёт характеристику академического мошенничества в современной студенческой среде и анализирует основные мотивы студентов, совершающих его.

Ключевые слова: академическое мошенничество, плагиат, списывание, высшее образование.

Академическим мошенничеством принято называть различные способы нечестного поведения, связанные с осуществлением учебной или научной деятельности [1]. Проблема академического мошенничества является одной из самых острых проблем в современной образовательной среде. Данный вид мошенничества характеризуется почти повсеместной распространённостью и достаточно серьёзными последствиями. Его опасность вызвана не только нарушением авторских прав создателей текстов, научных разработок и других материалов, подвергающихся, к примеру, плагиату, но и понижением уровня образования, которое он за собой ведёт. Неграмотные и низкоквалифицированные специалисты, выпустившиеся из вуза, в лучшем случае не смогут полноценно и качественно исполнять свои обязанности, что приведёт к невозможности занятия ими достойного места в обществе, закономерному росту безработицы и ухудшению экономической ситуации в стране. В худшем же случае такие специалисты могут нанести серьёзный урон другим людям. Нетрудно представить, что будет, если к сложной операции допустят хирурга, не знающего своей профессии, или если проектированием моста будет заниматься строитель, не умеющий делать правильные расчёты.

К традиционным видам академического мошенничества принято относить плагиат, списывание, предоставление заведомо ложной информации преподавателю, несамостоятельное выполнение научных работ и домашних заданий, а также подкуп преподавателей для получения высокой оценки или права заранее узнать экзаменационные задания (возможно, с ответами) [2].

За последние десять лет в связи с повсеместным распространением интернет-технологий, возможностью доступа к электронным информационным ресурсам и введением систем дистанционного обучения традиционные виды академического мошенничества модифицировались. Так, появилось много новых способов плагиата. Среди них: замена отдельных букв русского алфавита латинскими, использование компьютерных программ, позволяющих значительно поднять оригинальность текста с помощью подмены большого количества слов их синонимами, машинный перевод иностранных научных работ и приписывание им собственного авторства и т. п. Также с введением дистанционного обучения появились новые формы списывания. Например, оперативный поиск информации в интернете во время дистанционного тестирования с помощью голосового помощника. Появился даже такой вид мошенничества, как подмена студента, то есть выполнение кем-либо заданий теста вместо студента.

Для того, чтобы понизить уровень академического мошенничества, следует понять мотивы студентов, совершающих его. Можно выделить семь таких мотивов.

  1. Наличие успешного подобного опыта во время обучения в школе или колледже. Если ранее во время обучения студент прибегал к различным способам академического мошенничества и это не имело видимых негативных последствий, велика вероятность, что он повторит это снова. Подобное утверждение основано на теории оперантного научения, предложенной американским психологом Б. Ф. Скиннером [3]. В соответствии с ней, последствия поведения влияют на выбор стратегии поведения в будущем. Положительные последствия с высокой долей вероятности приведут к тому, что тот или иной поступок будет совершён снова.
  2. Недостаточное количество мер по борьбе с академическим мошенничеством. В студенческой среде чаще всего применяются такие виды мошенничества, как плагиат или списывание. Обычно самыми серьёзными последствиями этих поступков являются требование переписать работу или получение неудовлетворительной оценки за неё. Для многих студентов такое наказание оказывается недостаточно серьёзным.
  3. Особая система финансирования российских вузов. Именно с ней отчасти связан предыдущий пункт. Дело в том, что сейчас вузам невыгодно отчислять неуспевающих студентов, особенно если эти студенты, как это чаще всего бывает, учатся на платной основе. Это и является причиной того, что на их нарушения не обращается должного внимания и что они пользуются «привилегиями» своего положения.
  4. Низкая учебная мотивация и познавательная активность студентов. Суть этого фактора заключается в том, что студенты недостаточно заинтересованы в качественном учебном процессе, получении высоких результатов и повышении компетенции в изучаемой сфере. Этот фактор часто переоценивается, однако на него всё же стоит обратить пристальное внимание. Для студентов с низкой учебной мотивацией учебная деятельность не является приоритетной. Соответственно, они не желают уделять ей достаточного внимания и пытаются тратить на неё как можно меньше времени, что находит выражение в отсутствии подготовки к занятиям и низком качестве научных работ. Корни подобного отношения часто кроются в неправильном выборе специальности, которая неинтересна студенту, и могут вести к таким серьёзным последствиям, как проблемы с самореализацией и выбором жизненного пути.
  5. Стремление показать себя и получить хорошую оценку. Если по каким-либо причинам студент не способен (или думает, что не способен) достичь определённого результата честным путём, он может попробовать добиться желаемого с помощью обмана. Этот мотив указывает на две важных проблемы. Первая проблема — это зацикленность студента на результате и оценке, а не на получении реальных знаний и навыков. Часто она напрямую связана с другой проблемой — уделением в вузах большего внимания оценкам, чем знаниям студентов. Такой подход стимулирует рост случаев академического мошенничества и нуждается в реформировании.
  6. Пример однокурсников. Отмечается, что среди студентов, принимавших участие в различных опросах, посвящённых академическому мошенничеству, было много тех, кто начал списывать, использовать плагиат или совершать другие обманные действия, проучившись какое-то время абсолютно честно. Обычно в таких случаях причину стоит искать в окружении студента. В частности, списывать нередко начинают по примеру однокурсников: либо чтобы просто быть как все и от этого чувствовать себя комфортнее, либо видя, что у тех, кто списывает, не возникает проблем, а результаты зачастую лучше, чем у тех, кто в своё свободное время честно учит материал. Вторая причина заключается в неактуальности получаемых знаний и убеждённости студента, что как специалист он ничего не потеряет, если не уделит той или иной теме должного внимания.
  7. Коллективизм. В отличие от США и стран Западной Европы, где господствует индивидуализм и делиться результатами собственного интеллектуального труда или «прикрывать» тех, кто совершает академическое мошенничество, не принято, российской студенческой среде присущ коллективизм. Именно желание помочь одногруппникам, дав им списать домашнее задание, сделать сложную работу вместе и не выдать тех, кто обманывает на экзамене, является очень важной причиной, по которой многие студенты безнаказанно совершают академическое мошенничество.

Таким образом, академическое мошенничество является серьёзной проблемой современного российского образования, требующей как можно более скорого решения. Данная проблема имеет как психологические мотивы, так и мотивы, обусловленные необходимостью пересмотра подхода к высшему образованию в России.

Литература:

  1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://topuch.ru/akademicheskoe-moshennichestvo/index.html (дата обращения 07.11.2021).
  2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lektsii.com/2–121195.html (дата обращения 07.11.2021).
  3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt18.htm (дата обращения 07.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): академическое мошенничество, студент, вид мошенничества, проблема, время обучения, высшее образование, дистанционное обучение, должное внимание, плагиат, учебная мотивация.


Ключевые слова

высшее образование, плагиат, списывание, академическое мошенничество
Задать вопрос