Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 841 раз

Библиографическое описание:

Кузняк Н. Б., Гаген Е. Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 466-469. — URL https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 19.12.2018).



Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Также выяснены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели при организации и внедрении дистанционной формы обучения.

Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, образовательный процесс, самообразование, психолого-педагогические особенности, личность, студент, преподаватель, дистанционная форма обучения

Одной из современных требований к системе образования — это внимание к индивидуальности студента. Дистанционное образование позволяет студентам в современных социальных и экономических условиях стать широко образованным человеком, способным гибко перестраивать содержание своей деятельности согласно требованиям стремительно развивающейся стоматологии.

Студенты, обучающиеся в системе дистанционного образования, в основном занимаются профессиональным саморазвитием в удобное для них время.

Итак, дистанционное образование можно рассматривать как пространство самоактулизации личности.

Дистанционное обучение в корне отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, надо отметить, что она характеризуется рядом психологических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения.

Использование компьютерных технологий в дистанционном образовании студентов, позволяет совершенствовать его познавательные процессы Введение дистанционного образования принципиально меняет ролевые позиции «преподаватель — студент». При традиционной форме обучения преподаватель выступает как интерпретатор знаний. С расширением образовательного пространства функцию интерпретации знаний возлагает на себя студент, а преподаватель — координатором этих знаний. Он консультирует студентов, направляет работу познавательных процессов студента, то есть берет на себя функции сопровождения профессионального становления студента [1 с.50–53].

Практически во всех развитых странах считают развитие дистанционного образования приоритетным направлением и ежегодно выделяют под эти программы немалые средства. Естественно, что Соединенные Штаты впереди планеты всей. Наверное, потому, что в этой стране объединилось все лучшее именно для развития такого вида образования.

Некоторые эксперты в этой области пророчат дальнейшее доминирование дистанционного образования над традиционными формами обучения и полное вытеснение в будущем последнего. Но, наверное, такого не произойдет, так же как произошло с замещением театров киноиндустрией, телевидением и т. п.

Популярность дистанционного образования растет, так как у него много преимуществ. Во-первых — массовость. Количество лиц, обучающихся по одним и тем же программам в одном и том же университете определяется только характеристиками коммуникационного оборудования. Кстати, именно массовость и общедоступность стали мотивацией для возникновения дистанционного образования.

Второе преимущество дистанционного образования — «скорость».

Третье — это относительная дешевизна получения знаний. В среднем получения диплома западного университета обойдется Вам примерно в десять раз дешевле. Правда еще достаточно мало учебных заведений предлагает дистанционное образование в чистом виде и по всем специальностям. Но к этому все идет.

Так что в целом, основными отличиями и преимуществами дистанционного обучения от традиционных форм обучения есть:

– возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

– параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства;

– концентрированное воображение учебной информации и мульти доступ к ней повышает эффективность усвоения материала;

– использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий учит и работе с ними;

– равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;

– экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;

– дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями;

– положительно влияет дистанционное образование и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умение взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

В комплексе психологических особенностей дистанционного обучения можно выделить несколько групп, требующих особого внимания. Прежде всего, это определение возрастного диапазона студентов, способных к дистанционному обучению и описание психологических характеристик данных студентов [2, c. 30–32].

По нашему мнению, имеющиеся в настоящее время формы дистанционного обучения в наибольшей степени подходят взрослым, получающим дополнительное образование или проходящие переподготовку, но при определенной доработке рабочих программ по содержанию обучения с учетом современных требований также возможно и обучения студентов университета, о чем свидетельствуют результаты нашего исследования.

Становление целостности интеллекта — процесс многолетний и противоречивый. Б. Ананьев отмечал, что ведущую роль в этом процессе играет образование (объем усвоенных знаний, общий уровень информации) и обучение (деятельность по усвоению знаний, умений и навыков). В результате проведенных комплексных исследований Б. Г. Ананьев пришел к важному выводу: в ходе развития взрослого человека растет степень получения знаний.

В зарубежной психологии проблема прерывания традиционного дистанционного обучения признана всеми и изучается достаточно активно. В наибольшей степени влияющим фактором на решение студентов продолжить или прервать дистанционное обучение, оказалась удовлетворенность общением с преподавателем. В исследовании Каскелли, Денехера и Прунелла, было обнаружено, что контакт с преподавателем студентам необходим не только для прояснения непонятных учебных тем, но и для поддержания мотивации к обучению и сотрудничеству с однокурсниками.

Таким образом, не только недостаточное общение с преподавателем влияет на появление желания прервать дистанционное обучение, существенным является ограниченное общение с сокурсниками.

В исследовании Г. Астляйтнера и А. Синдлера, проведенном в 1999 году, было выявлено, что, несмотря на то, что все ученики были довольны содержательным наполнением дистанционного курса, главными недостатками дистанционного обучения они считали недостаток эмоциональных контактов с однокурсниками и невозможность обсудить эмоциональные проблемы.

Так, например, исследования, проведенные в British Open University, позволили определить требования к ученикам и преподавателям: вежливое, уважительное обращение; прозрачная и объективная система оценок и степеней; объяснения и обоснования оценки полученных знаний; понимание студентами значения оценок.

По результатам проведенных исследований, некоторые западные исследователи попытались предложить определенные механизмы решения данной проблемы. Дж. Келлер в 1997 году предложил перестроить процесс обучения с опорой на модель ARCS — Attention — Relevance — Confidence — Satisfaction (внимание, значимость, уверенность, удовлетворенность).

Л. Виссер использовала упрощенную версию модели ARSC, сосредоточив свое внимание не на перестройке процесса преподавания, а на изменении мотивации дистанционно обучающихся. Она разработала программу «мотивационных сообщений», которые рассылались ученикам. В результате данного эксперимента процесс обучения значительно улучшился и получил лучшую эмоциональную оценку [3, c.7–12].

Безусловно, нам нужно учесть опыт западных и американских ученых.

Но, в ходе исследования, нами определены трудности, с которыми преподаватели сталкиваются в нашем университете при внедрении дистанционных курсов или системы дистанционного обучения.

В частности, к ним следует отнести необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не очевиден и очень болезненный.

Консерватизм преподавательского состава — не менее трудная организационная проблема, что может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.

Стремительное обновление технических возможностей для организации самообразования чрезвычайно актуализирует проблему перехода от спорадического, а иногда и хаотического, использование новейших технических и информационных средств (особенно это касается Интернета) к нормированной, структурно четко построенного и целеустремленного [2, c.33].

Выводы. Нами определено, что студенты дистанционной формы обучения испытывают трудности в установлении контакта. Они достоверно хуже оценивают преподавателей по личным и профессиональным качествам. Образ «Я» характеризуется менее положительным отношением к себе, чем во время традиционного обучения в университете.

Итак, студенты дистанционной формы обучения указывали на наличие таких образовательных проблем: 1) не удовлетворена потребность в получении и закреплении знаний по специальности; потребность в более качественной проверке знаний, недостаток оценки в процессе обучения. Недостаток общения с преподавателем. Студенты осознают, что преподаватель важнейший транслятор опыта, без которого невозможна профессиональная социализация; 2) отсутствие творческой самореализации студентов в процессе дистанционного обучения.

Итак, по результатам исследования пришли к выводам:

  1. Формальный подход к организации и внедрению учебного процесса в системе дистанционного обучения происходит в «зоне актуального развития», что для студентов неоправданно легко и теряет свой развивающий эффект.
  2. Создатели «кейсов» не являются значимыми людьми для студентов, находящихся в системе дистанционного обучения.
  3. Основной причиной недовольства личности системой дистанционного обучения — это недостаток общения с преподавателем.
  4. Личность дистанционной формы обучения испытывает трудности в установлении контакта в контексте образовательной системы; достоверно хуже оценивает преподавателей по личностным и профессиональным качествам; мало заботится о своей будущей профессии, как бы «не видит» себя в ней.
  5. Отсутствуют четко выраженные проблемы в общении студентов дистанционной формы обучения
  6. Уровень субъективного контроля (внутренней личностной ответственности) студентов дистанционной формы не отличается от студентов традиционной формы обучения в университете.

Итак, основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает общения или эмоциональное взаимодействие между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе преподаватель-студент и студент-студент может существенно повысить результативность дистанционного обучения. Этому может способствовать внедрение программ, с помощью которых возможно живое интерактивное общение преподавателя и студента.

Литература:

  1. Околесов О. П. Системний підхід до побудови електронного курсу для дистанційного навчання // Педагогіка.-1999.-№ 6.
  2. Полат Е. С. Петров А.Є. Дистанційне навчання: яким йому бути? // Педагогіка.-1999. — № 7.
  3. Підкасистий П.І. Тищенко О. Б. Комп’ютерні технології в системі дистанційного навчання // Педагогіка.-2000.-№ 5
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционная форма обучения, традиционная форма обучения, студент, преподаватель, процесс обучения, образовательный процесс, ARCS, ARSC.


Похожие статьи

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

В связи с реалиями сегодняшнего дня актуальность дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, сегодня концентрируются в информационной сфере. В настоящее время наступила эра информатики.

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения.

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

Дистанционное же обучение вообще удаляет обучаемого из поля прямого наблюдения преподавателя, хотя предоставляет дополнительные возможности его тестирования с помощью формальных тестов.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с

В образовательном процессе ДО используются следующие средства обучения: – печатные издания

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет...

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

В нашей стране технологии дистанционного обучения стали внедряться взамен заочного обучения; постепенно дистанционное обучение выделилось как самостоятельная форма организации процесса обучения [10].

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации...

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет интернет. Именно с развитием всемирной паутины связывают широкое распространение дистанционным формам обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

В связи с реалиями сегодняшнего дня актуальность дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, сегодня концентрируются в информационной сфере. В настоящее время наступила эра информатики.

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения.

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

Дистанционное же обучение вообще удаляет обучаемого из поля прямого наблюдения преподавателя, хотя предоставляет дополнительные возможности его тестирования с помощью формальных тестов.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с

В образовательном процессе ДО используются следующие средства обучения: – печатные издания

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет...

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

В нашей стране технологии дистанционного обучения стали внедряться взамен заочного обучения; постепенно дистанционное обучение выделилось как самостоятельная форма организации процесса обучения [10].

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации...

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет интернет. Именно с развитием всемирной паутины связывают широкое распространение дистанционным формам обучения.

Задать вопрос