Значение педагогической практики в подготовке квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Рустамов Л. Х. Значение педагогической практики в подготовке квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 379-380. — URL https://moluch.ru/archive/45/5493/ (дата обращения: 21.09.2018).

Гармонично развитое поколение-это основа прогресса государства. В связи с этим правительством Узбекистана за годы независимости проделена огромная работа посозданию собственной модели образования. Принят “Закон об образовании”, на основе которого проводится реформа системы образования, в том числе высшего. Важным историческим шагом явилось принятие национальной программы по подготовке кадров, в которой отмечается, что существенной проблемой является слабый образовательный профессиональный уровень подготовленности большей части преподавателей и воспитателей.

Известно, что воспитание личности является многогранным и сложным процессом. Физическая культура и спорт является важнейшим средством всестороннего совершенствования личности. Спорт укрепляет волю, воспитывает такие качества, как целеустремленность, веру в победу, решительность и др. Применение средств, форм и методов физической культуры способствует формированию у молодёжи активного мировоззрения и высоких моральных качеств.

Воспитание здорового поколения, способного обеспечить политический, экономический и духовный прогресс государства, стало приоритетным направлением государственной политики нашей страны. В национальной программе по подготовке кадров отмечается, что коренное улучшение качества подготовки преподавателей и воспитателей, усиление внимания к организации педагогической практики будущих педагогов-студентов педагогических вузов является одним из актуальных вопросов подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта тесно связана с овладением глубоких теоретических и практических знаний в данной профессии.

Подготовка квалифицированных специалистов является приоритетным направлением стратегии развития общества. В настоящее время возрастает потребность в учителях широкого профиля, способных с использовать знания в различных научных областях, связанных с их профессией.

До настоящего времени в республике существовала система подготовки педагогических кадров, но она была направлена в основном не обеспечение теоретической подготовки и имела ряд недостатков: она во многом не учитывала национальные ценности, не отражала основную цель образовательного процесса - умение широко применять теоретические знания на практике. Кроме того, переход от одной системы к другой, не разработав её научно-педагогических основ, вызвал необходимость осуществления коренных реформ в системе образования.

Современный педагог, как активный участник педагогического и психологического общения, должен быть интеллигентным и деловым, всесторонне в развитым, уметь четко и ясно излагать свои мысли в общении с учащимися и родителями.

Педагогическая практика студентов высших учебных заведений имеет большое значение в глубоком изучении дисциплин по специальности, повышении педагогического мастерства будущих учителей, овладении новыми знаниями и навыками. В процессе педагогической практики студенты овладевают навыками оформления школьной документации, организации и проведения самостоятельных работ, внеурочных мероприятий, спортивных соревнований и праздников.

Педагогическая практика обычно проводится в тех школах, лицеях и колледжах, где методической работой студентов руководят опытные и квалифицированные педагоги. Будущий педагог-студент в процессе преподавания физической культуры в школе начинает приобретать соответствующие навыки, закрепляют свои знания, полученные в вузе, несут ответственность за проведение уроков и спортивных мероприятий, а также научится анализировать учебный процесс в школе. Анкетный опрос по организации педагогической практики студентов, проведенный с методистами школ, выявил, что педагогическая практика студентов 4-курса в объёме 14 недель недостаточна для формирования у будущих педагогов необходимых прикладных навыков, так как после прохождения практики многие студенты не справляются с контрольными заданиями. Следовательно, теоретические знания студентов, полученные в течение 3 лет обучения не соответствуют требованиям из-за отсутствия умения применять полученные знание на практике. В технологии проведения педагогической практики теория и методика физической культуры является ведущим предметом. У студентов 2 курса на III семестре, начиная с IV семестра, в неделю 1раз(по 6 часов) проводится педагогическая практика в течение 14 недель. Во время практики студенты знакомятся с педагогическим коллективом школы, получают сведения о состоянии работ по физическому воспитанию школьников, проведении спортивных мероприятий. Также студенты учатся анализировать учебную документацию. Студенты 3курса в течение V-VI семестра в неделю 1 раз (по 6 часов) проходят квалификационную практику. В этот период студенты наблюдают за учебным процессом, участвуют на уроке в качестве помощника учителя, затем самостоятельно начинают проводить занятия. Методисты оказывают практическую и методическую помощь студентам-практикантам, обмениваются опытом, проводят розиснительные беседы со студентами, помогают в организации и проведении внеурочных спортивных мероприятий. Учитывая выше изложенное, считаем необходимым разработать систему физического образования студентов бакалавров и структуру непрерывной педагогической практики, научно обосновать подготовку высококвалифицированных специалистов с использованием новых современных педагогических технологий. Проведение педагогической практики в тесной связи с теоретическими и практическими дисциплинами в течение всего учебного года в процессе непрерывного образования дает возможность подготовить высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям.

Основными педагогическими условиями систематизации си­стемы непрерывной педагогической практики студентов физкультур­ного вуза являются:

- оптимальное планирование процесса организации НПП;

- реализация личностно – ориентированного подхода в профессиональной деятельности студентов;

- осуществление мониторинга проведения НПП;

- повышение профессиональной компетентности методистов практики;

- анализ эффективности систематизации НПП.

- Проведение НПП на протяжении всего периода обучения сту­дентов в вузе, с 2 по 4 курс, является оптимальным. Об эффективности систематизации НПП свидетельствуют результаты внедрения. У студентов 2 и 3 курсов повысилась моти­вация к изучению дисциплин учебного плана. Студенты 4 кур­са значительно быстрее адаптируются к самостоятельной педагоги­ческой деятельности.

Реализация личностно ориентированного подхода требует отноше­ния к студенту как уникальному явлению, самоценности, самостоятельному субъекту собственного самосознания в процессе взаимодействия и сотрудни­чества при его (студента) потребности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации.

С позиции личностно – ориентированного подхода профессионально- педагогическая подготовка будущего специалиста физической культуры направлена на формирование у студентов потребности в самообразовании.

Как показала опытно-экспериментальная работа, с внедрением НПП с 2 курса от года к году повышается профессиональная мо­тивация, которая побуждает студентов к самообразованию, стабилизи­руясь на старших курсах. Процент студентов, занимающихся самооб­разованием, увеличился от 16,4% на 2 курсе до 28,3% на 4 курсе, т.е. более чем в два раза.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, студент, педагогическая практика, ориентированный подход, курс, непрерывная педагогическая практика, национальная программа, педагогическая практика студентов, учебный процесс, III.


Похожие статьи

Концепция систематизации непрерывной педагогической...

Непрерывная педагогическая практика студентов образовательных учреждений физической культуры является одним из эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов.

Принципы организации педагогической практики в направлении...

педагогическая практика, учебно-воспитательная работа, образовательный процесс, физическое воспитание, непрерывная педагогическая практика, педагогическая деятельность...

Формирование профессиональной направленности у студентов...

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер...

Педагогическая практика в образовательном процессе высших...

В рамках внедрения и распространения в образовательном процессе высших учебных заведений условий Болонского соглашения, принятия ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки студентов, создания модели выпускника ВПО, специалиста...

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов...

Педагогическая практика в Проекте «Педагогические мастерские» определяется как совместное действие, сотрудничество учителя-мастера и

Орлов А.А. Педагогика: концепция и учебная программа курса для студентов пед. вуза [Текст] / А.А. Орлов.

Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов...

студент, плавательная практика, физическое воспитание, студент КГ, физическая культура, профессиональная деятельность, педагогическое тестирование, индивидуальный подход, водный транспорт...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Концепция систематизации непрерывной педагогической...

Непрерывная педагогическая практика студентов образовательных учреждений физической культуры является одним из эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов.

Принципы организации педагогической практики в направлении...

педагогическая практика, учебно-воспитательная работа, образовательный процесс, физическое воспитание, непрерывная педагогическая практика, педагогическая деятельность...

Формирование профессиональной направленности у студентов...

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки педагога образовательного учреждения. Практика всегда носила длительный и непрерывный характер...

Педагогическая практика в образовательном процессе высших...

В рамках внедрения и распространения в образовательном процессе высших учебных заведений условий Болонского соглашения, принятия ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки студентов, создания модели выпускника ВПО, специалиста...

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов...

Педагогическая практика в Проекте «Педагогические мастерские» определяется как совместное действие, сотрудничество учителя-мастера и

Орлов А.А. Педагогика: концепция и учебная программа курса для студентов пед. вуза [Текст] / А.А. Орлов.

Индивидуальный подход в физическом воспитании студентов...

студент, плавательная практика, физическое воспитание, студент КГ, физическая культура, профессиональная деятельность, педагогическое тестирование, индивидуальный подход, водный транспорт...

Задать вопрос