Библиографическое описание:
Петухова, Н. А. Некоторые аспекты формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога по физической культуре / Н. А. Петухова, Д. А. Ланин, О. А. Козырева, И. А. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 501-503. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5889/ (дата обращения: 01.04.2025).
- Система педагогического знания создает в условиях
обучения в педагогическом вузе условия для становления и развития
личности педагога. Профессионально-педагогическая культура как
критерий истинности организации педагогического взаимодействия в
вузе свидетельствует о планомерной, субъектно-деятельностной
подготовке будущего педагога по ФК.
- Под профессионально-педагогической
культурой педагога по ФК будем понимать
продуктивную реализацию модели педагогического взаимодействия
педагога по ФК в осуществлении совокупности видов
профессионально-педагогической деятельности и общения,
предопределяющих формирование потребностей, качеств, чувств, эмоций,
компетенций, ценностей и моделей познания и преобразования
объективной действительности, построенных на основе, моделях и
принципах гуманистической парадигмы современного образования,
предопределяющих качество и результат формирования саморазвития,
самореализации и самосовершенствования; самоопределения, адаптации и
социализации; самосохранения и взаимодействия, получение
своевременных продуктов, фасилитирующих в микро-, мезо-, макро- и
мегамасштабах позитивные изменения в человеке и его
жизнедеятельности, определяющаяся вектором сложения нескольких
культур – культуры самостоятельной работы, общей культуры и
профессиональной культуры.
-
Под культурой самостоятельной работы педагога по ФК мы
будем понимать продукт полисистемного восприятия, отображения,
решения и реконструкции проблем и дилемм, задач и условий
самостоятельного поиска и решения в реализации модели саморазвития,
самосовершенствования, самореализации и педагогического
взаимодействия, определяемых продуктами, наглядно отображаемых в
микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах как критериях сформированности
и востребованности продукта деятельности и общения педагога по ФК.
- Иными словами культура самостоятельной работы
предопределяет получение определенного продукта деятельности, а
профессионально-педагогическая культура – создание условий для
его реализации в процессе педагогической и сопряженной с ней
деятельностью.
- Итак, профессионально-педагогическая культура
формируется у будущего педагога по ФК в нескольких взаимодополняющих
друг друга направлениях:
-
самоопределение, самопознание и самопрезентация как
системы отображения объективного в ресурсах и продуктах
антропологической системы,
-
саморазвитие, самосовершенствование, самообразование
как векторы построения модели познания объективной реальности,
-
социализация и адаптация как системы, модели выявления
и реализации условий востребованности и приспособленности личности в
среде и деятельности, культуре и науке, спорте и искусстве,
- самореализация и взаимодействие как продукты и
ресурсы антропологической системы, регулируемой на основах идей
гуманизма, синергетики, ноосферной постановки, понимания и решения
выявленных задач и проблем, диалектики и пр.
- Самоопределение, самопознание и самопрезентация как
системы отображения объективного в ресурсах и продуктах
антропологической системы раскрывают специфику и возможности
человека и среды в общественно-этических мерах и условиях
верификации истинности развития и преобразования общественных
отношений и средств производства, связанных прямо и косвенно с
человеческим фактором и антропологическим ресурсом; определяет
личностные аспекты формирования потребностей, склонностей,
предпочтений, чувств, мыслей, моделей деятельности и общения.
- Саморазвитие, самосовершенствование,
самообразование как векторы построения модели познания объективной
реальности раскрывают специфику и возможности человека в
продуктивном преобразовании ресурсов антропосистемы, начиная с себя
самого и тем конгломератом моделей, которые описывают,
предопределяют, фасилитируют, реализуют, трансформируют объективное
и субъектное в среде.
-
Социализация и адаптация как системы, модели выявления
и реализации условий востребованности и приспособленности личности в
среде и деятельности, культуре и науке, спорте и искусстве
раскрывают специфику и возможности человека в здоровьесберегающей
педагогической практике, в гуманно-личностном понимании и
преобразовании идей и практик, досуге и популяризации спорта и ФК в
структуре микро-, мезо-, макро-, мегагрупповых отношений.
- Самореализация и взаимодействие как продукты и
ресурсы антропологической системы, регулируемой на основах идей
гуманизма, синергетики, ноосферной постановки, понимания и решения
выявленных задач и проблем, диалектики и пр. является итогом всех
преобразований и отношений, т.к. внутриличностные качества
становятся на определенном этапе их сформированности продуктами и
системой преобразования внешнего пространства, определяющего
специфические и общекультурные, деловые и коммуникативные,
профессиональные и педагогические эталоны и измерения, в контексте
коих осуществляется дальнейшее в среде и полисистемной иерархии
целей, задач мотивов, ценностей, моделей, результатов и пр.
- Выше перечисленные 4 направления и представляют
собой условия и вектора формирования профессионально-педагогической
культуры будущего педагога по ФК.
- Самым эффективным средством выявления
сформированности профессионально-педагогической культуры является
ресурс моделирования и защиты профессионально-педагогического кейса.
- Отразим определения профессионально-педагогического
кейса [1]:
- структурно-логическая модель, фасилитирующая анализ
продуктов смысло- и мыслетворчества, раскрывающих специфику педагога
как профессионала в различных областях деятельности в мультисреде,
характеризующей общество и личность с позиций
пространственно-временных и полисубъектных возможностей и
ограничений. Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле,
создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального
или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях,
связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и
мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и
методологические векторы на систему преобразования,
жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект,
личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза;
- ресурс профессионально-антропологического
поля педагога, в котором он выделяет и системно отражает свои
достижения, возможности, перспективы и иллюстрирует доказательно
свою гражданско-профессиональную позицию в решении проблем и дилемм
социально-профессионального генеза;
- итог рефлексивной практики педагога, определяющего
свои достижения, доказывающего свою правоту в моделировании и
апробации разнообразных средствах и методах, принципах и формах
педагогического взаимодействия;
- ресурс свободного образовательного или
культурно-исторического пространства, в котором наглядно, доступно,
качественно представлен автобиографичный или коллективный материал о
достижениях, идеях, перспективах в научной, творческой, спортивной,
досуговой и прочей деятельности, раскрывающей тонкости профессии,
субъектную, гражданскую и личностные позиции педагога в его поле
деятельности и общения;
- личностно, социально, профессионально моделируемая
и востребованная структура, в которой выделяются разнообразные
достижения, планы и пожелания, свидетельствующие о сформированности
различных убеждений, позиций, отношений, качеств, чувств, мыслей,
компетенций, характерно детализирующих не только профессиональную и
досуговую деятельность, но и характер общения в среде как свойства
антропологического пространства, являющегося к нам в продуктах
мыслетворчества, свидетельствующих о сохранении и преумножении
морального и материального в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
- средство продуктивной педагогики, фасилитирующее
демонстрацию различных достижений, качеств, свойств личности,
включенной в профессиональные, социальные и межличностные
взаимоотношения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах,
сопутствующее балльно-рейтинговой оценке или разнообразным
соревнованиям, характеризующим личность с позиции устойчивости,
состоятельности, креативности, гибкости, профессионализма;
- результат кропотливой, опытно-экспериментальной,
рефлексивной, профессиональной и досуговой деятельности, отражающей
особенности личности в выполнении работ и ее достижения, начиная с
определенного этапа учебно-трудового, социально-педагогического
взаимодействия, а также перспективность трудовой, социальной и
межличностной коммуникации, свидетельствующей о сформированности
качеств и компетенций, необходимых для работы с определенными
категориями воспитанников или обучающихся, нуждающихся в специальном
или другом подходе, который дает свои результаты и иллюстрирует
степень свободы и зависимости от принципов социально-педагогического
или психолого-педагогического взаимодействия, владением совокупности
методов и средств, технологий и форм воспитания, обучения,
социализации, взаимодействия.
- Профессионально-педагогический кейс
студента-педагога составляется по итогам социально-педагогического
взаимодействия за период обучения в сузе и вузе.
- Функционально-педагогические особенности
профессионально-педагогического кейса –
создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения
профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих
формирование и развитие личности будущего педагога.
- В профессионально-педагогическом кейсе студентам
педагогам по физической культуре рекомендуют отразить:
-
свои достижения в различных направлениях
научно-методического и социально-педагогического взаимодействия
(констатация результатов, например, дипломы, благодарственные
письма, медали, грамоты, свидетельства (например, на патенты и
изобретения), а также другие всевозможные знаки отличия);
-
самоанализ деятельности (рефлексия) за 5 лет обучения и
содержания педагогической практики III, IV, V курсов с отражением
позитивных и негативных особенностей и пожеланий другим студентам,
которым еще предстоит пройти педагогическую практику;
-
планы на будущую профессионально-педагогическую
деятельность (где планирует студент работать).
- Профессионально-педагогический кейс является одной
из обязательных составляющих содержания заданий педагогической
практики студентов V
курса (специалитет), для бакалавров – две практики на
III,
IV
курсах и итог представляется после IV,
а не после V
курса.
- Профессионально-педагогический кейс
студента-педагога, обучающегося в Новокузнецком училище олимпийского
резерва представляет собой рефлексию профессионально-педагогической
и досуговой деятельности за период обучения в училище олимпийского
резерва (I-III
курсы).
-
Объект профессионально-педагогического кейса
– результаты, свидетельства результатов и содержание
деятельности субъекта мультисредового пространства, т.е. человека,
одновременно являющегося субъектом микросред(ы), мезосред(ы),
макросред(ы), мегасред(ы) [1].
- Предмет профессионально-педагогического кейса
– изучение и оформление результатов самопознания,
саморазвития, самосовершенствования, самореализации, социализации и
взаимодействия субъекта деятельности или профессионального обучения,
культуры в обществе в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах [1].
- Дальнейшая работа, которая будет нами осуществлена
– это сбор всех профессионально-педагогических кейсов
студентов будущих педагогов по ФК одного потока, занимающихся по
педагогике с использованием технологии системно-педагогического
моделирования, предопределяющей получение продукта и его внедрение в
деятельность в рамках поставленных масштабов и ресурсов, систем и их
отображения, принципов и условий.
- Литература:
-
Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический
кейс педагога по физической культуре :учебное пособие / И. А.
Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : изд-во
КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD].
– ISBN
978-5-7148-0378-9.
-
Кундозерова, Л. И. Педагогическая практика:
программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности
033100 – "Физическая культура" (педагогический
компонент) : учебное пособие для студентов специальности 033100
– "Физическая культура", квалификации –
"педагог по физической культуре" / Л. И.
Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. –
Новокузнецк : КузГПА, 2008. – 65 с. [+приложение на
CD].
– ISBN 978–5–85117–395–0.
-
Козырева, О. А. Управление образовательными
системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов
/ О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА,
2010. – 97 с. [+приложение на DVD]. –
ISBN 978–5–85117–552–7.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-педагогический кейс, профессионально-педагогическая культура, будущий педагог, возможность человека, I-III, III, олимпийский резерв, педагогическое взаимодействие, период обучения, профессионально-педагогический кейс студента-педагога.