Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Амосова, В. В. Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре / В. В. Амосова, В. П. Зубанов, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1517/ (дата обращения: 17.12.2024).

Современное общество создает предпосылки для создания инновационных форм, методов, средств, технологий педагогического взаимодействия. В таких условиях и зародилось моделирование предметно-педагогических презентаций, используемых студентами и педагогами как средство и форму организации обучения и рефлексии.
Возможности психолого-педагогического моделирования еще не полностью изучены в структуре формирования профессионально-педагогической деятельности и общения. Но не секрет, что благодаря моделированию мы имеем всё достояние культуры и науки, искусства и спорта, деятельности и общения, религии и веры в полном смысле этого феномена.
Проверка и реализация моделей взаимоотношений полисубъектного и субъект-объектного мира согласно канонам религии, морально-эти­чес­ким нормам, научного знания, учета условий ограничений и возможностей пространственно-временного и антрополого-гносеологического генеза – одна из важных проблем гуманистической, продуктивной педагогики, ведь педагогика как наука и искусство волнует умы многих поколений, а передача социального опыта, культурно-исторических традиций, сохранение и преумножение ценностей гуманизма, этнического своеобразия, толерантности, креативности в выборе стратегии поведения и культуре взаимоотношений остаются наиболее значимыми и волнующими проблемами педагогики обыденного сознания и научной отрасли человековедения.
Развитие отношений и средств стимулируют и развитие научного знания, отражающего потребности общества в целом и потребности индивида или субъекта среды в каком-либо его объеме и качестве.
Дихотомичность деления любых процессов, явлений, объектов позволяет в современной науке решать в условиях ограничений и норм различные задачи и проблемы. Например, педагогика – это, с одной стороны, – наука, которой можно при осознанной, целенаправленной, мотивированной деятельности научиться, а, с другой стороны, – искусство, иногда недосягаемое и не осознаваемое.
В таком контексте рассмотрим особенности и возможность моделирования предметно-педагогических презентаций студентов факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии. Под предметно-педа­гогической презентацией мы будем понимать продукт ресурсно-резуль­та­тив­ной деятельности педагога, включенного в систему изучения социально-педа­го­ги­чес­кого наследия микро-, мезо-, макро- и мегасред, трансформацию изученного в социально-педагогический опыт, а также в продукт моделирования, формы представления коих могут сводиться к мультимедийным и гипертекстовым отчетам; электронным, гипертекстовым, компьютерным, компьютеризированным учебникам; карточно-слайдовым докладам и презентациям, электронным портфолио и профессионально-педагогическим кейсам и пр.
Первым продуктом предметно-педагогических презентаций является презентация «Я – профессионал», моделируемая студентами факультета физической культуры КузГПА в структуре заданий курса «Введение в педагогическую деятельность». Такая практика обсуждалась на заочных научно-практических конференциях, а итог их сводился к награждению студентов грамотами и учебными пособиями, кроме того, лучшие презентации были помещены в электронное приложение учебного пособия «Введение в педагогическую деятельность» [2].
В такой работе нельзя не учитывать опыт студентов в школьной практике моделирования презентаций с использованием программного обеспечения, фасилитирующего построение презентаций и фильмов это может быть программа Microsoft PowerPoint, Moviemaker и т.д. Кроме того, личностный и групповой настрой дают свои результаты в оформлении результатов личной деятельности в различных направления сотворчества и сотрудничества, самореализации и самосовершенствования. Второй опыт складывается у студентов в возможности моделирования презентации реферата («Общие основы педагогики»), данная работа осуществляется по желанию. Следующие курсы – это «Теория и методика воспитания» и «Теория обучения. Педагогические технологии», в которых имеется возможность по желанию моделировать творческие проекты и их электронные презентации создают предпосылки для построения новой предметно-педагогической презентации в структуре изучения курса «История педагогики и образования» – это электронный учебник, фасилитирующий изучение педагогического наследия и биографии одного из великих педагогов. В рамках изучения предмета «Управление образовательными системами» студентами моделируется паспорт школы (организационно-педагогическая структура школы), также в структуре прохождения педагогической практики на третьем курсе студенты моделируют творческий отчет в форме презентации образовательного учреждения с его историей и культурно-исто­ри­чес­ким достоянием. Кроме того, на пятом курсе как итог формирования профессионально-педагогической культуры и культуры самостоятельной работы студентов-педагогов по физической культуре выступает профессионально-педаго­ги­чес­кий кейс, моделируемый ими в форме предметно-педа­го­гической презентации.
Перечень заданий, выносимый на обозрение и выполнение студентами в рамках изучения педагогических дисциплин может быть расширен или сокращен в зависимости от условий сотрудничества, материально-технического обеспечения учебного процесса и интереса к данной форме отчета.
В процессе моделирования предметно-педагогических презентаций студент поставлен в условия формирования внутренней мотивации деятельности и взаимодействия в коллективе, должный уровень требований и уровень притязаний студентов обеспечивает формирование профессионально-педагогической культуры, информационной культуры, культуры самостоятельной работы, а также общей культуры, являющейся результатом многовекового опыта нашего многонационального народа.
Остановимся на моделировании предметно-педагогических презентаций как средств и методах формирования культуры профессионального самоопределения и современной профориентации. В данном случае предметно-педагогическая презентация фасилитирует постановку и решение выбора основного противоречия современной профориентологии в области женского спорта – «хочу–могу–надо–есть».
Создание условий для выбора профессии – одно из важнейших дел педагогов и современной системы образования. Не редко выбранная профессия не приносит человеку и обществу ни пользы, ни выгоды, ни достатка, ни благополучия. И он в своем выборе обречен. Система профориентационной работы является средством профилактики такого рода морально-нравственных недугов, заключающих человека в объятья неустанной, деформирующей борьбы с самим собой.
В данном случае мы можем уточнить дефиницию предметно-педа­го­ги­чес­кой презентации – это дидактическое средство, фасилитирующее получение знаний, умений, навыков, формирование компетенций у субъектов воспитательно-образовательной среды, включенных в личностно-деятель­ност­ные, культурно-просветительские, профессионально-деловые, досуговые и пр. отношения, где средства информационных технологий и ресурсы образовательных систем создают условия для гармонизации отношений, чувств, поступков и творчества, определяющего человека в его подлинном, неподдельном, природном смысле, предназначении и многоплановых ролях, связанных с антропологическим полем и ноосферой в целом.
Так, в структуре моделирования профессионально-педагогической презентации образовательного учреждения как итога прохождения школьной педагогической практики на третьем курсе – она является моделью, отражающей все исторические, дидактические, информационные, методические, методологические и прочие ресурсы представляемого учреждения.
И в таких условиях появилась предметно-педагогическая презентация СДЮШОР «Буревестник». Данная презентация будет размещена на сайте СДЮШОР «Буревестник», кроме того, она может быть использована в различных типах профориентационных и социально-педа­го­ги­чес­ких занятий, обеспечивающих решение узких и локальных гносеолого-смыс­ло­вых проблем, возникающих при профессиональном самоопределении, получении профессионального образования, осуществления профессионального саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Остановимся подробнее на моделировании отчетов по педагогической практике на пятом курсе, они содержат две предметно-педагогических презентации – это паспорт школы (организационно-педагогическая структура учебного заведения) и профессионально-педагогический кейс.
Паспорт школы – это целостная характеристика учебного заведения, состоящая из истории учебного заведения, которую можно условно отнести в раздел «История школы в фактах и лицах»; организационно-педагогических характеристиках заведения – устав, принципы, гимн, флаг и пр.; связи учебного заведения с другими учреждениями. Паспорт школы обычно студенты выполняют в форме презентации в программе Microsoft PowerPoint, иногда в простейшем случае – в Microsoft Word. Детализация задания по изучению истории школы, выносимого на педагогической практике третьего курса в предметно-педагогической презентации «Паспорт школы» систематизирует у студентов представления о единстве изучаемых педагогических дисциплин и создает предпосылки для качественного формирования спектра компетенций, фасилитирующих включение будущих педагогов в их профессиональную деятельность. Метод профессионально-педа­го­ги­чес­ких кейсов – это метод исследования и рефлексии, в ходе которого студент составляет по итогам социально-педагогического взаимодействия за период обучения в вузе презентацию, выполненную средствами моделирования электронных презентаций (хотя возможет и классический альбомный вариант ее моделирования). Профессионально-педа­го­ги­чес­кий кейс, выполняемый в форме предметно-педагогической презентации, включает в себя анализ следующих компонентов:
  • достижения студента в различных направлениях научно-методического и социально-педагогического взаимодействия (констатация результатов, например, дипломы, благодарственные письма, медали, грамоты, свидетельства (например, на патенты и изобретения), а также другие всевозможные знаки отличия);
  • самоанализ деятельности (рефлексия) за 5 лет обучения и содержания педагогической практики III, IV, V курсов с отражением позитивных и негативных особенностей и пожеланий другим студентам, которым еще предстоит пройти педагогическую практику;
  • планы на будущую профессионально-педагогическую деятельность (где планирует студент работать, перспективы самовоспитания, самообучения, самообразования, самореализации, самосовершенствования и пр.).
Функционально-педагогические особенности профессионально-педагогического кейса – это создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих формирование и развитие личности будущего педагога.
Профессионально-педагогический кейс является одной из обязательных составляющих содержания заданий педагогической практики студентов V курса. Анализ профессионально-педагогических кейсов в структуре формирования КСР педагога – объективное средство получения достоверных результатов сформированности исследуемого и изучаемого явления.
Следует пожелать всем, кто моделирует предметно-педагогические презентации в структуре заданий по педагогике и по личной инициативе, чтобы эта работа была не в тягость, приносила удовлетворение и оставляла какой-нибудь, пусть крохотный вклад в наследие культуры и педагогического творчества нашего времени.

Литература
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. – 121 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–553–4.
  3. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
  4. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.

5

Основные термины (генерируются автоматически): Козырево, ISBN, Паспорт школы, предметно-педагогическая презентация, презентация, DVD, учебное заведение, педагогическая деятельность, профессионально-педагогический кейс, учебное пособие.

Похожие статьи

Моделирование системы принципов управления педагогическим коллективом как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога по ФК

Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога

Похожие статьи

Моделирование системы принципов управления педагогическим коллективом как результат сформированности культуры самостоятельной работы педагога по ФК

Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание»

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Моделирование художественно-творческого процесса, направленного на формирование готовности художника-педагога